Право и справедливость





НазваниеПраво и справедливость
страница1/5
Дата публикации03.08.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5


ПРАВО и СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Авторы: Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н.

В ходе проведения занятия участники смогут: 5 мин.

-познакомиться с различными определениями права и справедливости, позициями по соотношению этих понятий между собой;

-принять участие в обсуждении ситуации с точки зрения различных подходов, находить аргументы в защиту той или иной точки зрения;

-проанализировать документы и определить позицию автора по вопросу о соотношении права и справедливости.
В результате проведения занятия участники смогут:

-называть и раскрывать основные подходы к вопросу о соотношении права и справедливости;

-выявлять проблемные вопросы по данной теме и организовывать их обсуждение в учебном процессе;

-приводить примеры, показывающие актуальность проблемы соотношения права и справедливости в современном обществе.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация. 10 мин.

Первый вариант. Участникам предлагается поставить любой знак между словами ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Это может быть одно слово, математический знак (например, +), любой другой символ. Затем можно провести короткое обсуждение, в ходе которого выявятся основные подходы к соотношению 2-х ключевых понятий занятия – права и справедливости.

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Возможные ответы: >, <, =, А[B (А включено в В – более круглая скобка, А пересекается с В (есть общая часть) – парабола с линиями вниз, А объединена с В (объединение – сумма не сходных и сходных элементов) – парабола с линиями вверх, две стрелки в одну и другую сторону – одно следует из другого, стрелки в две стороны – взаимообразные утверждения, А\В – В исключено из А (тот ответ, который исключен).
Второй вариант. Занятие можно начать с цитаты В. Путина: ”Идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии на протяжении многих веков были определяющими ценностями для нашего общества” и предложить участникам высказать свое мнение по этому вопросу. В дальнейшем можно сделать акцент на историческом характере понимания соотношения справедливости и права.

После этого можно предложить дать ключевые характеристики понятиям «право» и «справедливость». На доске или ватмане можно написать ключевые характеристики права и справедливости (некоторые из них могут быть общими, а некоторые – различными). Затем участники могут познакомиться с некоторыми из существующих словарных определений (определения даны в Приложении 1).
ПРАВО - СПРАВЕДЛИВОСТЬ











Третий вариант. Предложите участникам занятия рассмотреть позицию российского экономиста и социолога Александра Аузана, который в своей лекции утверждает, что в постсоветский период российского общество прошло стадии существования нескольких общих идей. Первой из них была свобода, которая руководила всеми изменениями 90-х годов. В начале 21 века новой объединяющей идеей стала стабильность. Сегодня, по мнению Аузана, наступает момент, когда необходимо определить новую общую идею – по мнению автора с 2008г. такой идеей может стать справедливость.

Каково Ваше отношение к позиции Аузана?

Какие аргументы за и против могут быть по поводу справедливости, как объединяющей общественной идеи?

В чем состоит справедливость? Все ли россияне одинаково ее понимают? Приведите примеры из общественной жизни, которые могут иллюстрировать справедливость и несправедливость.
2. Постановка проблемы. Лекционный материал. Обсуждение. 15 мин.

Актуальна ли проблема соотношения права и справедливости сегодня?

В ходе мозгового штурма участники могут назвать аргументы, подтверждающие актуальность соотношения права и справедливости сегодня.

Проблема соотношения права и справедливости имеет особую актуальность в современных российских условиях:

1. Переход от одной идеологии к выработке новых мировоззренческих установок стандартов в России.

Марксизм-ленинизм перестал быть общепринятой, обязательной идеологией, что логично способствовало кризису философских основ российского правосознания. Мировоззренческая основа должна быть либо заново аргументирована и укреплена, либо чем-то заменена. Значение справедливости возрастает в эпохи ломки старых и утверждения новых порядков.

2. Яркие примеры несправедливости в повседневной жизни российского общества.

Периоды роста социальной несправедливости в повседневной жизни с особой остротой подчеркивают проблему общественного понимания справедливости.

3. Отсутствие согласия по вопросу справедливости в обществе.

Широкое согласие по вопросу справедливости — признак здоровья общества и государства, одно из условий нормального функционирования демократических институтов. Этого согласия нет в современной России. Отсюда особая актуальность научной разработки проблемы справедливости, в том числе ее юридических аспектов.

4. Задача построения правового государства в современной России.

Выдвинутая задача построения правового государства в России требует понимания справедливости и ее связи с правом.

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июля 1991 г. рассматривает справедливость как основу правового государства, в понятие справедливости вкладывается множество элементов:

-равенство людей перед законом;

-гарантированность прав и основных свобод человека, их соответствие международным обязательствам;

-обеспечение независимости судей и т.д.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 25.01.2001 г. справедливость признает общеправовым принципом (закрепление - ст. 6, ч. 2 ст. 43 УК РФ, ст. 297, 383 УПК РФ).

5. Вступление идеи справедливости в конфликт с другими ценностями.

Справедливость не только взаимодействует с другими отправными началами, но может вступать с ними в известные противоречия. Например, с позиций справедливости каждый преступник должен понести наказание за содеянное. Однако уголовному праву известны такие институты, как давность в совершении преступления, амнистия и помилование, позволяющие освободить виновного от наказания полностью или частично. В данном случае обязательность наказания уступает место милосердию, а действие принципа справедливости корректируется с позиции гуманизма.

Большинство философов сходятся во мнении, что справедливо равенство в распределении прав и обязанностей (равноправие) и, соответственно, доступности справедливости всем людям; справедливо конструктивное неравенство — в распределении благ. Если Платон, Аристотель, либеральные ученые отстаивают идею несовпадения этих двух ценностей, то Руссо, Прудон, философы социалистического и марксистского направлений настаивали на их общности.

Справедливость также может вступать в конфликт с ценностью свободы в ее понимании, как неограниченных возможностей действия и реализации индивидом любых своих интересов. Анархические подходы требуют отказа от любых самых справедливых запретов и предписаний. Считается, что необходимо отвергнуть всякий порядок принуждения, а, следовательно, и любую форму государственно-правового сообщества.

Могут быть более подробно рассмотрены ценности, связанные с правом: равенство, безопасность, общее благо, свобода, единство, гуманизм, милосердие и др.

Проблемные вопросы по соотношению справедливости и права.

Как соотносятся справедливость и право? Есть ли у ученых согласие по этому вопросу?

Существуют различные позиции по соотношению справедливости и права. Можно предложить участникам приведенный ниже материал в виде лекции с элементами обсуждения. В ходе обсуждения этого вопроса можно предложить участникам изобразить каждый подход графически, а также сформулировать полемический вопрос по каждой из теорий (преподаватель может и в ходе лекции предложить графические образы и обсудить их с участниками).

1. Юридический позитивизм.

В двухтомном курсе «Общая теория государства и права» проф. М.Н.Марченко отстаивает мнение, что справедливость, добро и зло — это неправовые категории, больше того, они не имеют отношения к праву и правовой теории (позиция юридического позитивизма).

Один из наиболее известных юридических позитивистов XX в., создатель «чистого учения о праве» Ганс Кельзен также не уставал повторять, что моральные ценности, в том числе справедливость, относительны и при всей своей необходимости представляют собой иррациональный идеал, что справедливость есть требование морали, что для чистого учения о праве характерна антиидеологическая направленность, исключающая смешение позитивного права с «идеальным» или «подлинным» правом.



2. Абсолютизация права.

Противоположная позиция представлена в современной отечественной литературе акад. В.С. Нерсесянцем. В “Философии права” он пишет: “... справедливость — категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). Более того, только право и справедливо”

Что право должно быть справедливым — очень старая мысль, идущая от Сократа, Платона, Аристотеля, характерная для всех правовых систем прошлого и настоящего. Но вот с тем, что помимо права нет справедливости, трудно согласиться.

Ведийскую концепцию “рита”, толкуемую как универсальный мировой закон, которому подвластны и боги, и природа, и человек, или аналогичную древнекитайскую идею “дао” (пути) и даже более узкое, распространяемое только на человека, индийское понятие “дхарма” можно отождествить со справедливостью, ибо они охватывают все мыслимые формы поведения человека, они всеобъемлющи, за их пределами нет иных критериев оценки. Но когда возникает дифференциация, когда из единого мирового закона вычленяются религия, мораль, право, обычай, договор, приказ носителя власти и т.д., отождествление только права со справедливостью, поглощение справедливости правом представляется произвольным и в высшей степени сомнительным.

Справедливость не только признается имеющей прямое отношение к праву, но провозглашается сугубо и исключительно правовой категорией. Право — высшая ценность, справедливость низводится до уровня его свойства. Причем не только справедливость, но и свобода, и равенство считаются невозможными без права и выступают лишь в качестве его характеристик или его сущности.

У акад. В.С. Нерсесянца право превращается в идеальную категорию и в этом смысле полностью вытесняет справедливость. Вот почему вместо соотношения справедливости и права ставится и объявляется едва ли не главным предметом философии права проблема права и закона.

Разве редки случаи вполне соответствующих праву поступков, которые не выдерживают критики с точки зрения морали?






3. Взаимодействие.

Третья позиция по вопросу о соотношении справедливости и права, синтезирующая две первые, представлена в современной отечественной литература проф. О.Э. Лейстом. Он исходит из того, что право — это не весь мир, а часть социальной жизни. И теория права не самодостаточна. Теория права обретает почву и корни в более широких, чем право и государство, явлениях и в более широких теориях — философских, исторических. Одной из таких неюридических категорий, без которых теория государства и права не может обойтись, и является справедливость.




3. Рассмотрение ситуаций в группах. Учебное сотрудничество. Элементы ролевой игры. 10 мин.

Участникам занятия предлагается рассмотреть проблему соотношения права и справедливости при обсуждении ситуации. Ведущие знакомят участников с ситуацией, которая представлена в Приложении 7 «Дело Иванниковой». В ноябре 2005г. Верховный суд вынес оправдательное решение по данному делу. Предварительно, одна из националистических организаций скинхедов выдала Иванниковой премию в 150 тысяч рублей (сама потерпевшая утверждала, что ничего не знала о выделенной ей премии и обнаружила это только на сцене при ее вручении).

Эта ситуация вызвала широкий общественный резонанс и неоднозначное мнение. Участникам будет предложено разделиться на 4 группы, каждая из которых попробует рассмотреть ситуацию с одной из тех позиций, которые наиболее распространены в общественном мнении (6 минут на обсуждение и подбор аргументов). Для помощи группам дается необходимая правовая информация (Приложение 3). Каждая группа получает «свою позицию» и вопросы (Приложение 2).:

Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

Можно ли считать, что девушка нарушила правовые нормы?

Каким должно быть решение суда с точки зрения справедливости?

Есть ли в данной ситуации противоречие между правом и справедливостью?

Для защиты своей позиции можно приводить аргументы, основанные на российском и зарубежном законодательстве, религиозных, традиционных и нравственных нормах, а также любые другие аргументы, способные подкрепить Вашу позицию.

1 позиция. Провокационное поведение.

Девушка, несомненно, виновата. Все ее поведение провоцировало молодого человека. Не следует возвращаться так поздно и садиться в машину к незнакомцу.

2. позиция. Непропорциональное действие.

Ответ девушки был несимметричен угрозе со стороны молодого человека. Изнасилование и убийство – разные вещи. К тому же она не оказала помощь, когда ранила молодого человека и он ничем уже не мог ей угрожать.

3. позиция. Адекватная реакция.

Вторжение в жизненное пространство человека может встретить любой отпор – независимо от того, покушаются на изнасилование или вторглись на твою территорию. Человек имеет право защищаться, если его пространство нарушено. Только так можно остановить разрастающуюся преступность, когда государство не в силах дать человеку защиту и обеспечить безопасность.

4. позиция. Неадекватная реакция.

Не произошло ничего особого, чтобы убивать человека. Девушка повела себя чересчур нервно. Надо радоваться, что понравилась молодому парню, хотя он может быть и чуть-чуть переборщил в выражении своих положительных эмоций.
4. Выступление групп. Экспертная оценка. 15 мин.

После выступления каждой группы предлагается назвать аргументы, которые были высказаны в защиту одной из позиций. Ведущие обращают внимание на то, с какой сферой общественных отношений они были связаны, насколько были разнообразны.
5. Работа с документами (анализ СМИ). 15 мин.

Группы получают статьи из различных источников: газет, журналов, Интернет-ресурсов с ситуациями, связанными с соотношением права и справедливости (одна из ситуаций – Приложение 6). Они должны выделить те проблемы, которые выдвигает для обсуждения ситуация, а также высказать свое экспертное мнение по данной ситуации.
6. Подведение итогов, обсуждение, контроль, рефлексия. 20 мин.

Проводится тестирование (тестовые задания даны в Приложении 4), проверка (в форме самопроверки) и подведение итогов занятия, обсуждение форм и методов, которые применялись в ходе занятия. В конце занятия участники могут вернуться к ожидаемым результатам и поставленным целям (Приложение 5).

Приложение 1. Определения справедливости и права.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Право и справедливость iconУрок №12 Тема : Справедливость
Цель урока : познакомить учащихся с понятием «справедливость» и его воздействие на человека
Право и справедливость iconИ. М. Дзялошинский справедливость: семантика и прагматика Какие бывают...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Право и справедливость iconГражданское неповиновение
...
Право и справедливость iconНаправление
Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично...
Право и справедливость iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конвенции: право на семью, право на медицинское обслуживание, право на бесплатное образование, право на отдых, право на достаточное...
Право и справедливость iconПрограмма дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Право и справедливость iconРабочая программа дисциплины (модуля)
«Конституционное право рф», «Административное право», «Гражданское право», «Международное право», «Международное частное право» в...
Право и справедливость iconПрограмма дисциплины «Российское предпринимательское (коммерческое)...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Финансовое...
Право и справедливость iconНе раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы
«Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»
Право и справедливость iconРефератов по дисциплине «Философия и история науки»
«Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»
Право и справедливость iconРабочая программа по дисциплине од. А. 02 Иностранный язык (английский)
Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
Право и справедливость iconРабочая программа дисциплины «залоговое право»
«Гражданское право, предпринимательское право, семейное право; международное частное право» по юридическим наукам, утвержденной приказом...
Право и справедливость iconРеферат к экзамену
Специальность: 12. 00. 03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Право и справедливость iconКафедра гражданского права
«Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»
Право и справедливость iconГражданско-правовое регулирование розничных рынков электрической энергии
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Право и справедливость iconПравовой режим объекта незавершенного строительства: теория и практика
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск