Скачать 347.36 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Сольное пение Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» Рецензия на учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» для студентов кафедры вокального искусства, направления «Музыкальное искусство», профиль «Эстрадно-джазовое пение» Составитель: Ирина Борисовна Бархатова, доцент кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение», составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования, с учетом современных методических разработок, необходимых для освоения программы бакалавриата по данному профилю. Основная идея учебно-методического комплекса – воспитание специалиста, обладающих, помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности. В разделе «Пояснительная записка» автор последовательно и убедительно излагает цели и задачи предмета. подробно останавливаясь на критериях знаний и умений студента. В разделе «Тематический план» кратко изложено содержание дисциплины по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учетом совершенствования знаний и умений студентов. В содержательной части учебно-методического комплекса подробно раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. особое внимание автор уделяет вопросу формирования индивидуальной манеры исполнения и развитию навыков самостоятельной работы. Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях, что является важным организующим началом в работе преподавателя в классе сольного эстрадно-джазового пения. Учебно-методический комплекс, составленный И.Б.Бархатовой, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели изадачи согласованы со способами их достижения. Учитывая все вышеизложенное, считаю что данный учебно-методический комплекс можно рекомендовать для применения в учебном процессе. Доцент кафедры вокального искусства Института музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Е.М.Шлыкова Содержание:
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение (эстрадно-джазовый вокал) предназначен для абитуриентов и студентов кафедры «Вокальное искусство», обучающихся по профилю « Эстрадно-джазовое пение», изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады. Цель курса - становление профессиональной (музыкально-исполнительской) культуры эстрадного вокалиста, развитие его кругозора, подготовка к профессиональной работе в области современной отечественной эстрады в качестве исполнителя, руководителя и преподавателя. Задачи курса – приобретение навыков будущих эстрадных исполнителей, изучение искусства эстрады в контексте множества её профессиональных аспектов; - постановка голоса, приобретение навыков здорового голосообразования и дыхания; - формирование умения сопоставлять и анализировать актуальные проблемы искусства эстрады для решения современных музыкально-исполнительских проблем; - изучение основных этапов становления эстрадного искусства, творческой деятельности выдающихся исполнителей мировой и отечественной эстрады; - стимулирование творческих поисков студентов, умение применить актуальный опыт исполнителей и вокальных педагогов прошлого в собственной практической, исполнительской и творческой деятельности; - приобретение знаний в педагогической и психологической областях для формирования навыков будущих вокальных педагогов. Выписка из государственного стандарта по профильному модулю «Эстрадно-джазовое пение»: В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать: -значительный классический и эстрадно-джазовый сольный и ансамблевый репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей, импровизации известных мастеров джаза, джазовые «стандарты»; уметь: - грамотно прочитывать нотный текст, на основе его проникать в содержание музыкального произведения и в ясной, доступной форме доносить это содержание до слушателя, импровизировать соло на заданные темы в джазовой манере; -читать с листа вокальные партии, импровизировать, транспонировать; владеть: -профессиональной терминологией, профессиональными основами вокальной техники, спецификой исполнения вокальных джазовых произведений; - вокальной культурой, режиссурой исполняемых песен, техникой джазового пения; В основе данной дисциплины лежит симбиоз теоретических знаний классической школы вокала, практических навыков современного эстрадного певца, истории эстрады, гигиены голоса, психологии и педагогики. Изложение учебного материала по дисциплине ориентировано на потенциал в области неполного среднего образования и дисциплин предметной подготовки по курсу дополнительного профессионального образования. Учебный материал по дисциплине «Сольное пение» является фундаментом для изучения таких важнейших дисциплин для будущих эстрадных исполнителей, как « Вокальный ансамбль», « Джазовое пение», «Джазовая импровизация», «Работа с микрофоном», «Основы вокальной методики», «Гигиена голоса». Содержание курса позволяет студентам осмысленно и творчески подходить к занятиям исполнительской, концертной и педагогической практикой. При изучении дисциплины используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном выступления на сценической площадке. К индивидуальным занятиям относятся подготовительная работа в Интернете и со звуковыми носителями информации, самостоятельные репетиции. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету. Итоговой формой контроля служит выпускная квалификационная работа, состоящая из исполнения концертной программы и защиты реферата по музыкальному исполнительству и педагогики. Объем часов на ОДО: всего 740, из них 332 аудиторных часа и 408 часов самостоятельной работы. Объем часов на О3О: всего 1020, из них 119 аудиторных часа и 901часа самостоятельной работы. Требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе: В процессе изучения данной дисциплины студенты должны знать: - основной репертуар для своего типа голоса; - основные критерии правильного голосообразования; - методы и приемы постановки голоса; -основные стилевые и жанровые направления эстрадной музыки; -принципы подбора репертуара; -главные составляющие эстрадного номера; -ведущие компоненты профессионально-направленного мышления эстрадного исполнителя. В процессе изучения данной дисциплины студенты должны уметь: - самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений; -прочитывать нотный текст во всех деталях, создавать собственную интерпретацию каждого произведения; - изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров; - неуклонно совершенствовать навыки исполнительского мастерства; - самостоятельно применять полученные навыки в концертной и преподавательской деятельности; - проводить самостоятельный анализ успехов и неудач, самоконтроль; - работать в коллективе, взаимодействовать с другими исполнителями; - организовывать работу эстрадного коллектива, вести преподавательскую и концертную деятельность в коллективе. Кроме того, студент должен иметь стабильность и высокую компенсационную способность психики, закрепленность репертуара, психологическую и техническую готовность к принятию решений. Выпускник по направлению подготовки Вокальное искусство с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение», успешно освоивший курс по предмету «Сольное пение», должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - понимание специфики музыкального исполнительства как вида творческой деятельности; - способность демонстрировать артистизм, свободу самовыражение, исполнительскую волю, концентрацию внимания; - умение создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения; - обладание музыкально-текстологической культурой, способностью к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста; - обладание культурой исполнительского интонирования, мастерством в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения; - понимание и владение закономерностями и методами исполнительской работы над музыкальным произведением, владение нормами и способами подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, понимание задач репетиционного процесса, умение его оптимально организовать в различных условиях; - готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства; - владение репертуаром, соответствующим квалификации, готовность постоянно расширять и накапливать репертуар. Материалы, на основании которых составлена программа: Рабочая программа «Сольное пение (эстрадно-джазовый вокал)» Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000. Тематический план дисциплины « Сольное пение» ОДО
|