Скачать 326.13 Kb.
|
Утвержден решением педагогического совета Протокол № _____ от «___» мая 2013 года Директор МОУ СОШ № 24: _______________ Л.А.Фисенко УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 на 2013 / 2014 учебный год г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край Пояснительная записка к учебному плану МОУ СОШ 24 на 2013/2014 учебный год Учебный план средней общеобразовательной школы № 24 города Комсомольска-на-Амуре разработан в соответствии со ст. 29 п.п. 8, 15, 17, 18 Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 41 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2001 года № 196, с требованиями, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу СанПин 2.4.2.2821 – 10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»». Школа обеспечивает качественное образование учащихся на основе современных требований Федерального образовательного стандарта общего образования. Для реализации требований ХКК ГОС ОО, на основании инструктивно-методического письма Комитета общего образования администрации Хабаровского края от 26.03.1997 года № 32-9-81, в учебном плане предусмотрено изучением регионального материала через интеграцию по всем образовательным областям предметами федерального компонента. Учебный план составлен и разработан в соответствии с:
В целях обновления содержания образования при составлении учебного плана МОУ СОШ № 24 использовало рекомендации, изложенные в письмах: - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2007 № 03-898 «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана»; - Письмо Министерства образования и науки Хабаровского края от 28.05.2008 года № 04-17-3223 «Об использовании в общеобразовательных учреждениях края нормативных документов, определяющих содержание общего образования»; - Письмо Министерства образования и науки Хабаровского края от 28.05.2008 года № 07-11-4515 «О преподавании информатики и ИКТ в 2008-2009 учебном году»; - Письмо Министерства образования и науки Хабаровского края от 01.02.2007 года № 2-5-329 «О преподавании истории в старших классах»; - Письмо Министерства образования и науки Хабаровского края от 01 апреля 2010 № 04.1-17-2197 «О методических рекомендациях»; - Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.02.2006 года № 39 «Об утверждении порядка обучения детей, находящихся на длительном лечении»; - Письмо Департамента общего и дошкольного образования от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»; - Письмом отдела образования администрации города Комсомольска-на-Амуре от 23.07.2013 года № 1-25/632 «О направлении методических рекомендаций»; - Методические рекомендации по реализации Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях края, разработанными ХКИППК ПК в 2001 году. Целью учебного плана школы является создание условий, которые способствуют умственному развитию учащихся, самопознанию и осознанному личностно-профессиональному самоопределению, не зависящих от социокультурных возможностей семьи и ее имущественного положения, сохранению их здоровья. Учебный план позволяет реализовывать цели государственного стандарта и образовательной программы школы, ориентирован на: - формирование разносторонней социально активной личности на основе интеграции качественного общего и дополнительного образования в эмоционально и духовно-нравственной привлекательной для учащихся среде; - развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности учащихся; - создание условий для удовлетворения потребностей учащихся в различных профильных образовательных траекториях, в реализации индивидуальных учебных планов; - реализацию принципов педагогики успеха; - достижение выпускниками социальной зрелости; - защиту обучающихся от некачественного образования. Учебный план МОУ СОШ № 24 на 2013/2014 учебный год реализует структуру и содержание БУП-2004 для 4-11-х классов и БУП-2009 для 1-3-х классов. Учебный план школы соответствует требованиям 5-дневной учебной недели в 1-х классах и 6-дневной учебной недели во 2-11 классах. Продолжительность учебного года составляет: - в 1-х классах – не более 33 недель; - во 2-8 классах – не более 35 недель; - в 10-х классах – не более 35 недель; - в 9, 11 классах – не более 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации. Продолжительность учебного года определяется в соответствии с календарным графиком школы. Учебный план школы реализует принципы вариативности, непрерывности, преемственности и светскости в обучении. Учебный план составлен в целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения школьников, сохранения единого образовательного пространства, а также с учетом гигиенических требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания школьников, сохранения их здоровья. В учебном плане школы отражено нормативное сочетание инвариантной и вариативной составляющих, федерального компонента и компонента образовательного учреждения, обеспечена преемственность в использовании учебно-методических комплексов, факультативных и элективных занятий. Для реализации общеобразовательных программ используются учебные пособия, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации в федеральном перечне учебников на 2013/2014 учебный год. Ведущие идеи построения учебного плана школы:
Специфика учебного плана школы определяется целями и задачами реализуемых в школе образовательных программ. Личностно-ориентированный подход обеспечивается также системой дополнительного образования. Учебный план школы для 4, 8-9 классов имеет двухкомпонентную структуру и включает инвариантную часть, состоящую из образовательных областей федерального назначения, принятых как обязательные, и вариативную часть, предполагаемую наличие школьного компонента, реализуемую через систему факультативных занятий, индивидуально-групповых занятий, элективных курсов (в 9-х классах). В учебном плане указанных классов представлены все образовательные области федерального назначения в объеме часов не ниже того количества, которое закреплено в базисном учебном плане 2004 года. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» интегрируется в объеме не менее 15 % от программных требований в содержании преподавания предметов с 1 по 4 классы в рамках курса «Окружающий мир» (письмо Минобразования Российской Федерации от 25.03.1999 года № 393/11 «О преподавании ОБЖ в начальной школе»), с 5 по 7 классах интегрируется с физической культурой и технологией. В 9 классе представлен отдельным предметом за счет часов компонента образовательного учреждения, в 10-11 классах 1 час на базовом уровне. В целях развития физической культуры, сохранения и укрепления здоровья учащихся 2-11 классах введен 3-й час физической культуры. Программно-методическое обеспечение 3-го часа во 2-11 классах состоит из сочетания содержания Программы по физическому воспитанию «Физическая культура» 1-11 класс, под редакцией А.П.Матвеева и углубленного обучения спортивным играм на основании письма Министерства образования Хабаровского края от 08.08.2008 года за № 0417-81. Учебный план школы для 1-3, 5-7 классов имеет также двухкомпонентную структуру, состоящую из федерального компонента стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения. Учебный план 10-11 классов имеет структуру базового и профильного компонентов государственного стандарта. Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. В соответствии с требованиями Концепции модернизации российского образования в учебный план МОУ СОШ № 24 введен предмет «Иностранный язык» со 2 класса при обязательном делении на группы при численности учащихся в классе 25 человек и более. Предмет «Информатика и ИКТ» направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и изучается также со 2 класса: - во 2 а, 2 б, 2 э, 2 к классах через реализацию компонента образовательного учреждения (факультатив); - в 3 а, 3 б, 3 в, 4 а, 4 б, 4 в классах – через предметную составляющую, - в 5 а, 5 б, 5 в, 6 а, 6 б, 6 в, 7 а, 7б классах через реализацию компонента образовательного учреждения (факультатив), - с 8 по 11 классы произведен переход на предмет «Информатика и ИКТ». Преемственность по вертикали достигается через непрерывность в обучении по предметам «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ», через сохранение единого учебно-методического комплекса. Дифференциация учебно-воспитательного процесса реализуется за счет следующего наполнения учебного плана по ступеням обучения:
При конструировании учебного плана учитывались ряд принципиальных особенностей организации образовательного процесса на первой ступени школьного образования:
Исходя из выше указанных особенностей, общая структура учебного плана имеет два раздела: 1 раздел: обязательный (инвариантный) компонент основной образовательной программы: В этом разделе указывается перечень предметных областей, учебных предметов и интегративных (межпредметных) образовательных модулей. Внутри каждого учебного курса, модуля указывается общее количество часов аудиторной и внеаудиторной нагрузки. 2 раздел: внеучебная образовательная деятельность младших школьников. План внеурочной деятельности на 1-е классы
План внеурочной деятельности на 2-е классы
План внеурочной деятельности на 3-е классы
В этом разделе указываются разные виды образовательной деятельности учащихся за пределами предельно допустимой нагрузки учащихся. Эти виды деятельности могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня. Данные занятия проводятся по выбору учащихся. Такой подход к конструированию учебного плана позволяет более точно спланировать общее количество часов на разные учебные курсы, модули, индивидуальные и групповые консультативные занятия. Фактически распределение часов становится основой для разработки рабочих учебных программ курсов, модулей, консультативных занятий, домашней самостоятельной работы.
Учебный план основной школы общего образования для 5-8 классов состоит из 2-х частей компонента образовательного учреждения:
- на дополнительный 1 час литературы в 5-х классах в целях выполнения программ по литературе под редакцией Г.С.Меркина «Литература» (общее количество часов – 3 часа); - на дополнительный 1 час по технологии в 8-х классах в целях выполнения действующих программ ОО «Технология» (общее количество часов – 2 часа). 2. На компонент образовательного учреждения направленный на формирование развивающей деятельности (факультативы): - Компьютер и здоровье – в 5 а,б,в - За страницами учебника математики – в 5 а, 6 а - Краеведение – в 5 в, 6 а, 8 а - Англия на английском – в 5а, 5 в, 6 б, 7 а, 8 а, 8 в - Природа и экология Дальнего Востока – в 5 б - ОФП – в 5 б, 6 в, 7 б, 8 в - Речевой этикет – в 5а, 5 б, 5 в, 6 в, 7 а - Наглядная геометрия – в 6 б, 7 б - Логика и компьютер – в 6 а, 6 б, 6 в - Проектная деятельность (технология, девочки) – в 6 б, 7 б - Роль речевого этикета в общении – в 6 а - Природа и экология Хабаровского края – в 6 а, б, 7 а, 8 б - Животный мир Дальнего Востока – в 6 в - Познай себя – в 6 в - Математический калейдоскоп – в 7 а - Архитектура русского Храма: от древности до современности. Проектная деятельность – в 7 а - Основы правовых знаний – в 7 б - Компьютерная грамотность – в 7 а, 7 б - Математика в трудных задачах – в 8 а, 8 б - Решение олимпиадных задач – в 8 в - Химические вещества в повседневной жизни человека – в 8 б - России гражданин – в 8 б - Здоровье школьника – в 8 а - Проектная деятельность (технология, мальчики) – в 8 в Учебный план предпрофильных классов направлен на реализацию следующих целей: - создание условий для достижения учащимися уровней образованности соответствующих федеральному, региональному и школьному компонентам стандарта образования; - создание условий для формирования ключевых компетентностей, позволяющих учащимся сделать осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута. Предпрофильная подготовка включает в себя: - предпрофильные элективные учебные курсы (в 9 а, 9 б, 9 в классах – 6 часов в неделю), предназначенные для ознакомления учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программ того или иного профиля, формирования образовательных потребностей, что позволит осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старшей школе (Элективные курсы: «Уравнения и неравенства», «Черчение и графика», «Изучаем конституцию», «Решение задач по физике повышенной сложности», «Химические вещества в повседневной жизни человека», «Секреты русского словообразования», «Программирование», «Налоговое право», «Английский язык»); - информационную работу и профильную ориентацию – курс «Твоя профессиональная карьера».
В основе учебного плана лежит выделение в каждой из образовательных областей обязательных предметов базового уровня, профильного уровня и элективных курсов. Такой подход позволяет каждому ученику формировать свою индивидуальную программу обучения на основе жестко заданного ограниченного набора базовых и профильных предметов и свободно варьируемых элективных курсов. Учебный план предполагает реализацию профильных образовательных программ, определяемых следующими профилями: 3.1. - Многопрофильный классы по индивидуальным учебным планам: профильные предметы – алгебра и начала анализа, геометрия, информатика и ИКТ, обществознание, экономика, право. - Социально-информационный класс: профильные предметы: математика, обществознание, экономика, право, информатика и ИКТ. - элективные курсы 11 класс: - Трудные вопросы орфографии и пунктуации - Методы решения физических задач - Программирование - Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века - Уравнения и неравенства - Химические вещества в повседневной жизни человека - элективные курсы 10 класс: - Трудные вопросы орфографии и пунктуации - Уравнения и неравенства Выбор учебных программ и учебно-методического комплекса определен на основании «Методических рекомендаций по совершенствованию структуры и содержания общего образования» Учебный план МОУ СОШ № 24 реализует основные принципы обновления содержания образования, отраженные в нормативных документах Российской Федерации, Хабаровского края и города. В учебных планах 9-х предпрофильных и 10-11-х профильных классах реализуется достаточный и оптимальный набор профильных предметов, элективных курсов. В целях организации подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации в учебном плане есть индивидуально – групповые занятия, факультативы компенсирующего характера, недельная нагрузка не превышает требований СанПина. Программно-методическое обеспечение учебного плана МОУ СОШ № 24 отражает требования преемственности и непрерывности при реализации учебно-методических комплексов, программ и учебников. В 2013/2014 учебном году в школе открыты классы коррекционно-развивающего обучения 7 вида для учащихся, имеющих диагноз «Задержка психического развития» - 4 г, 7 в,г. Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения VII вида для учащихся, имеющих диагноз «Задержка психического развития» составлен на основе следующих документов:
Учебный план направлен на осуществление региональной образовательной политики, позволяющей формировать и сохранять единого образовательное пространство, и реализовывать национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта начального, основного общего образования. Учебный план является нормативным документом, позволяющим сохранить единое общеобразовательное пространство, обеспечить полноценное право на образование. Учебный план обеспечивает получение необходимого образования детьми, подростками, переживающими кризисное состояние школьной дезадаптации. Индивидуальность учебного плана вытекает из принципов учета многообразия факторов, влияющих на обучение и учение, отношение к образованию, уровень образованности и культуры. Выполняя свою миссию, школа создает и предоставляет возможности получения общего и среднего образования детям и подросткам, дезадаптированным к типичной образовательной школе, переживающим ситуацию неуспешности обучения, социального и семейного неблагополучия. Учебный план создает условия для решения задач, стоящих в 2013-2014 учебном году перед педагогическим коллективом: 1. Обеспечить условия для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся, дезадаптированных к школе через систему коррекционно-развивающей работы. 2. Способствовать развитию социально и личностно ценных приоритетных ориентаций и жизненной позиции, обучающихся через систему гражданско-правового воспитания обучающихся. Особенностью учебного плана коррекционно-развивающих классов для учащихся, имеющих диагноз «Задержка психического развития» является дифференцированность и разнонаправленность. Учебный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть учебного плана содержит федеральный компонент и выполняет функцию государственного образовательного стандарта. Он обеспечивает право всех категорий обучающихся, не зависимо от уровня и вида школьной дезадаптации, на полноценное образование. Учебный план сохраняет единое образовательное пространство страны, позволяет удовлетворить образовательные потребности населения, гарантирует овладение выпускниками классов VII вида необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования. Вариативная часть учебного плана содержит школьный компонент и обеспечивает реализацию потребностей учащихся, социума. Учебный план предусматривает не более 35 учебных недель во 4, 7 классах. Учебная нагрузка учебного плана соответствует санитарным нормам. В структуре учебного плана выделяется:
Требования к уровню образованности выпускников с задержкой психического развития VII вида полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начальной и основной общеобразовательной школы. Обучение происходит по 6-ти дневной учебной неделе. Начальное общее образование – 4 г класс Обучение в начальных классах строится по программам учебных предметов рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки Российской Федерации. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» включено в содержание курсов, реализуемых образовательный компонент инвариантной части базисного учебного плана: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология»,- для формирования понятий базы об опасных и чрезвычайных ситуациях и выработки навыков безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиены, а также необходимых навыков по гражданской обороне. В ходе образовательного процесса обязательные индивидуальные коррекционные занятия проводятся основным учителем класса, логопедом: -0,5 час на коррекцию речи логопедом школы и 0,5 коррекцию психических процессов; - 2 часа на преодоление пробелов по математике и русскому языку учителем. |