Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации20.02.2014
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Протоиерей Евгений Шестун

Жизнь – это Богоугождение

Принципы православной педагогики, изложенные студентам теологического
отделения Дальневосточного Государственного университета


Предисловие

В мае 2001 года по приглашению Преосвященнейшего Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского, и по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского, мне довелось побывать в Приморье. Этот край традиционно считают окраиной Россией, ее далеким рубежом – Дальним Востоком. Надо было там оказаться, чтобы понять, что это начало России. Здесь встречают рассвет, здесь служат первые Божественные литургии наступающего дня, вся Россия на молитве поворачивает свой лик на восток в сторону восходящего солнца, а значит и в сторону Владивостока.

Но и ночь Владивосток встречает одним из первых, а значит и многие испытания, трудности, скорби, проблемы, которые, может быть, еще ожидают Россию, выпадают на долю этого мужественного и терпеливого края в первую очередь.

Десять тысяч километров от Средней Волги до Приморья, а словно бы их не было. Любовь, православный дух города, доброта людей и широта их натуры сразу же сделали этот далекий край родным.

В приглашении значилось, что я приглашен на первые Приморские Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения. Встречи и беседы с владыкой Вениамином, секретарем епархии игуменом Сергием, руководителем епархиального отдела религиозного образования и катехизации священником Ростиславом Морозом показали, что это событие воспринималось ими, да и всеми, с кем мне довелось познакомиться позже, как значительное. И, конечно же, все были взволнованы ожиданием того, как пройдет первый в истории епархии подобный образовательный форум.

Результат превзошел все ожидания! Прекрасный зал Дальневосточного Государственного университета был полон. Активное участие руководителей органов образования края и города радовало сердце. Поразило количество докладчиков на пленарном заседании и в секциях. Но главное, в докладах была не только теория, была сама жизнь – опыт, труд, переживания, скорби и радость. Сколько же за короткое время, что существует епархия, в Приморском крае сделано на ниве образования и просвещения! Идет брань за спасение душ наших детей, а значит идет битва за Россию. И сколько же еще предстоит сделать…

Умилилось сердце в Православной гимназии Владивостока. С замиранием сердца слушал рассказ директора гимназии протоиерея Игоря Талько. С юмором и со смирением, а главное с любовью говорил он о своих воспитанниках.

Тружеников на ниве образования, на ниве Христовой довелось услышать и в гостеприимных стенах Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Радостно, что учителя, руководители и преподаватели института стремятся к преображению собственных душ с тем, чтобы просветившись светом Христовым, вести в Божий мир своих учеников.

В Дальневосточном Государственном университете побывал на теологическом отделении, где кафедру теологии возглавляет сам владыка Вениамин. Он – кандидат богословия, имеет многолетний опыт преподавательского служения в московской Духовной академии и семинарии.

Без богословского образования невозможно проникнуть в глубины культуры, народного духа, в глубины собственной души, невозможно иметь полные и правильные представления о мире. В Дальневосточном университете это осознали, за что низкий поклон ректору и его ближайшим помощникам. Известно, что добросовестное неверие всегда ведет к вере. Честный исследователь не отвергает богословия, но испытывает себя, свой разум в свете богословской мысли. Самое сложное – отвергнуть себя и остаться честным перед Истиной, в противном случае придется отвергнуть Истину, а это страшно!

Владыка Вениамин благословил меня прочитать курс лекций по методике преподавания теологии для слушателей теологического отделения госуниверситета. Лекции не имеют строгой академической формы, это скорее пастырская беседа, поскольку уверен, что дело преподавателя – прежде всего самому осознать предмет, который преподаешь, и суметь донести свои знания ученикам.

Святые отцы говорят, что богослов тот, кто чисто молится. В своих лекциях я и хотел показать, что богословие – это живой дух Православия, это вдохновенная жертвенная жизнь. Основные богословские мысли мы можем почерпнуть в Священном Писании, в трудах святых отцов. Как отмечал один из глубочайших богословов XX века В.Н. Лосский, Дух Святой сошел на апостолов, когда они были вместе, то есть Дух Святой был дарован Церкви. Этот день, Пятидесятница, и есть рождение Церкви. Он напоминает нам о том, что если жаждешь благодатной духовной жизни, должен стать частью Церкви Христовой. Вне Церкви нельзя познать и понять богословие. Об этом в основном я и пытался, в силу своей немощи, говорить перед благочестивой, благодарной, терпеливой и смиренной аудиторией.

Еще раз низко кланяюсь всем и благодарю епископа Вениамина, священнослужителей и жителей Владивостока за теплый прием и любовь. И прошу ваших святых молитв.

Протоиерей Евгений Шестун,

настоятель самарского храма в честь прп. Сергия Радонежского,
кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой православной педагогики
Самарской Православной Духовной семинарии.


Курс лекций, прочитанный на теологическом отделении

Дальневосточного Государственного университета

В преподавательской деятельности главное – научить учащихся говорить на одном языке с нами. Это серьезная проблема, потому что, исказив смысл слов, их наполняют новым содержанием. Но если понятия имеют отношение к базовым ценностям, то в результате меняется смысл всей нашей жизни. Суть преподавания заключается, собственно, в одном – необходимо объяснять слушателям, что обозначают такие ценностные понятия, как, например, “человек”, “жизнь”, “вечность”, “Троица”. Если аудитория вас поймет и начнет говорить на том же языке, что и вы, то это и есть подлинная преподавательская деятельность. Поэтому в основе методики преподавания любого предмета, лежит, во-первых, правильное усвоение важнейших понятий самим преподавателем, во-вторых, умение передать смысл этих понятий своим слушателям.

Для начала давайте разберемся, что такое педагогика, что обозначает это слово? В переводе с греческого, “педагог” означает “детоводитель”. Это понятие зародилось в античности. Тогда тоже были школы, и естественно возникал вопрос, кто будет водить в них детей. Самим родителям делать это было не к лицу, они приставляли к ребенку раба. Обратите внимание, детоводитель – не свободный человек, это “раб водящий”. В наше время педагоги зачастую учат чему вздумается и как вздумается. А нужно помнить, что педагог все же – “раб водящий”, он должен вести не туда, куда хочет, а куда должен, если суть педагогики – детоводительство.

Следующий вопрос, который естественно возникает, а куда следует вести детей? Должна быть цель. Для православного человека этот вопрос совершенно ясен – к Богу. В православной традиции Христос – истинный Бог, поэтому ребенка нужно привести ко Христу. Ведем мы его через мир, поэтому должны дать представление о мире, в котором он живет. А нам, в свою очередь, необходимо иметь представление о природе самого ребенка, чтобы знать, как его вести. И еще важный момент: ребенок должен прийти ко Христу сам, насильно приводить кого-то к Богу бессмысленно. Наша задача – создать условия, указать дорогу. Преподаватель сам должен знать тот путь, по которому намерен вести своих слушателей.

Со светской точки зрения, ребенок отличается от взрослого прежде всего тем, что является существом растущим, развивающимся, а детство – это лишь определенный период в жизни человека. С точки зрения Православия, детством должна быть вся жизнь человека. “Будьте, как дети” – это значит всегда растите, всегда совершенствуйтесь. В природе все, что не растет, начинает погибать. Это закон. Возьмем простой пример: дерево, которое не растет, засыхает. Поэтому фразу “будьте, как дети”, можно понимать так: живите, совершенствуйтесь, развивайтесь.

Человек растет не сам по себе, что-то движет его ростом. И мы должны разобраться, что является этой двигательной силой. Конечно же, в самой природе ребенка заложен механизм развития, роста. Это важный момент, о котором родители и педагоги забывают. Молодые мамы и папы часто не знают, как с ребенком обращаться. Они говорят: “Родится – разберемся”. Пока разбираются – он вырастает, а время вспять не повернешь. Поэтому мы должны знать еще до рождения ребенка, как его воспитывать и кого мы хотим из него вырастить. В сегодняшней реальности большинство из родителей знают точно только, что ребенка надо кормить, обувать, одевать, и не имеют понятия, что еще с ним делать.

Науки, которые изучают природу человека, – это психология в ее определенных разделах и антропология. Очень глубокая по содержанию, но еще недостаточно востребованная в современном ряду гуманитарных дисциплин наука – христианская антропология. Каковы наши знания и представления о человеке, таким образом и строится вся система воспитания. Когда мы говорим, что человек произошел от обезьяны, мы его и воспитываем как животное: главное, чтобы он был сыт, одет и обут. Если придерживаемся другой точки зрения на происхождение человека, то иначе и воспитываем.

Следующее, что мы должны понимать, какую роль выполняет в деле образования педагог, должны четко представлять себе предмет воспитания, цели, методы, средства. Здесь нужно говорить об усвоении методической стороны воспитания.

Важнейший момент, на который обратим внимание, это действие благодати на человека, всегда благое и спасительное. Когда произойдет встреча ребенка с Богом, в каких формах, какие будут последствия у этой встречи – нам предсказать не дано, но промыслительные действия благодати надо всегда иметь в виду.

В чем главный смысл человеческой жизни? Даже мы, православные люди, по-разному отвечаем на этот вопрос. Самое распространенное мнение о смысле человеческой жизни – спасение души. Я тоже так думал. А св. Никодим Святогорец пишет, что если вы говорите, что смысл жизни в спасении души, то совершаете ошибку. Цель христианской жизни – богоугождение, потому что если встать в позицию спасения собственной души, то начинаешь жить для себя, вступая в противоречие с основным законом православной жизни – самоотречением, преодолением своей самости, эгоизма. Казалось бы, благая цель – спасти свою душу. Но очень легко начать делать это не должными методами, за счет других, а это путь гибельный. Поэтому быть православным – это значит угождать Богу, а больше никому.

Святые отцы никогда не ставили перед нами абстрактных целей и задач. Начиная с апостольских времен, задача определена четко: богоугождение. А выполнение ее начинается с простого – молиться перед началом каждого дела. Человек, сказавший прежде, чем приступить к какому-либо делу: “Господи, благослови!”, – знает, что одно дело Господь благословит, другое не благословит. В каждом человеке есть внутренний голос, который помогает ему определиться в отношении добра и зла. Этот внутренний голос мы называем совестью. Смысл христианской жизни состоит в богоугождении, и с этой позиции становится понятно, что следует делать и чему учить других. Формула эта очень хороша тем, что учитывает человеческое “я”, но деятельность его направляет не на себя. В этом заключается суть православной жизни: человек настолько является личностью, насколько живет не для себя. Понятие личности связано с богоугождением. Известны слова преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни, которую он понимал как стяжание благодати Божией. При этом добавлял, что путь стяжания благодати Божией – это делание ради Христа, т.е. речь идет о делании богоугодных дел.

Итак, мы с вами подошли к понятию добрых дел. Из всего вышесказанного ясно: добрым может быть только богоугодное дело. Если дело не богоугодное, то оно не может быть добрым, даже если кажется таковым. Тонкость заключается в мотивах совершения добрых дел. Ведь можно делать добрые дела потому, что это выгодно. Сегодня, например, появилось немало фирм, которые ухаживают за бедными старушками, но лишь для того, чтобы после их смерти взять себе квартиры. Целью при этом является не забота о старушках, а получение недвижимости. Может быть, с точки зрения общества, в котором мы живем, то, что делают эти фирмы, и является помощью престарелым, но примет ли Господь это дело как богоугодное?

Другой пример. Учительница так заботится о своих подопечных учениках, что забывает о собственных детях и муже. Богоугодное ли это дело? Нет, потому что Господь дал ей собственного ребенка, за которого она прежде всего отвечает. Существует определенная иерархия обязанностей, и если мы перестаем делать то, что должны и начинаем совершать добрые дела помимо своих обязанностей, то эти добрые дела перестают быть богоугодными.

Святоотеческое понимание добра как богоугодного дела ставит все на свое место. Мы начинаем понимать, что Господь поручает нам в первую очередь, а что во вторую. А Господь прежде всего поручает нам заботу о наших семьях. Почитай отца твоего и мать, заботься о них, воспитывай своих детей, а уж потом делай все остальное. Нужно смирение, чтобы делать то богоугодное дело, которое тебе поручено.

Утрата понимания того, что есть истинное добро, разрушает общество. Разрушает семьи, государство, потому что мы, даже стремясь делать добро, делаем его бездумно. Добро должно быть богоугодным, потому что если оно не богоугодно, то это зло, принявшее вид добра.

Но где человеку брать ориентиры, позволяющие понять, что является добром в каждом конкретном случае, а что – нет? Молитва и совесть – вот эти ориентиры. Духовные законы, как и физические, распространяются на всех людей, независимо от того, знают они их или нет. Даже не зная физических законов, человек все равно им подчиняется. Так и в духовной жизни. Нарушив духовные законы – заповеди Божии, человек мучается, в нем говорит голос совести, который непременно есть у всех – у верующих и неверующих, у православных и атеистов. Однако совесть можно сжечь, есть такие люди с сожженной совестью. Преступное сообщество обычно с самого начала заставляет человека совершить поступок, приводящий к тому, что голос совести становится совсем неслышным.

В детстве совесть у людей особенно жива. Если ребенок совершит то, что ему запрещалось, он прячет глаза и ждет, когда ты его накажешь. Как только его наказали, он становится радостным: расплатился – значит, совесть стала чистой. А пока не накажешь – он будет ходить и мучиться, потому что страдания совести – самые мучительные страдания.

Совесть – это переживания о несостоявшейся праведной жизни. Адские мучения по сути и являются мучениями совести, сожалением человека о жизни, которая прожита недостойно. Оправдаться нечем, и человек страдает настолько, что Господь по любви Своей начинает эти страдания облегчать. Как? Попускает огонь геенский, как пишут святые отцы. Физические страдания уменьшают страдания внутренние. Получается, как и с ребенком, если не наказывать, то человека еще хуже будет мучиться. Физические страдания легче страданий совести.

Итак, первый уровень нашей педагогической деятельности мы определили как стремление к тому, чтобы сохранить в чистоте совесть свою и детей. Что для этого делать? Стараться так жить, чтобы совесть меньше нас обличала. В сущности, это стремление сохранить в чистоте совесть и определяет жизнь русского человека.

Все понимают, что надо жить хорошо. Но что под этим подразумевается? Русский человек всегда считал, что хорошо жить – значит жить в ладу со своей совестью. Это важнее всего, потому что дает мир душе. Когда мир в душе, то появляются несказанная радость и покой, восстанавливается внутренняя целостность. Целостный человек – это исцеленный человек. Духовная болезнь, осознание того, что творимые им дела неправильны, разрушает человека, а благодать Божия восстанавливает. Возникает особое состояние, когда человек ощущает радость, и больше ему ничего не надо. С точки зрения Православия, чистая совесть дороже всего. В представлении западного человека хорошая жизнь связана, прежде всего, с наличием определенных материальных благ, но ведь они достигаются тем, что приходится преступать совесть, расширять границы дозволенного. Если удастся собрать все сокровища мира, а совесть при этом будет мучить, тогда скажешь ли, что хорошо живешь?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск