Скачать 101.3 Kb.
|
┌ О проведении мониторинга личностных ожиданий педагогов, учащихся и их родителей при изучении комплексного учебного курса ОРКСЭ ┐ В целях изучения личностных ожиданий педагогов, учащихся и их родителей при изучении комплексного учебного курса ОРКСЭ и в соответствии с планом МАУ «Центр развития образования» с 27 по 31мая проведен 2-ой этап мониторинга в 40 общеобразовательных учреждениях. В анкетировании приняли участие 44 педагога, 2447 учащихся 4-х классов и 1917 родителей. На 2-ом этапе мониторинга к традиционным вопросам анкеты были добавлены новые вопросы. Это позволило не только детально изучить результаты введения курса ОРКСЭ в 4-х классах общеобразовательных учреждений, но провести сравнительный анализ результатов 1-ого и 2-ого этапов мониторинга. В ходе мониторинга выявлено, что на конец учебного года 84% педагогов прошли курсы повышения квалификации по вопросу препо-давания курса ОРКСЭ. Вместе с тем, продолжают прово-диться родительские собрания, где об-суждаются особен-ности ведения курса, это отмечают 73 % педагогов. Важно отметить, что 95 % педагогов ознакомлены с нормативно-правовой базой курса ОРКСЭ, 86% разработали учебную программу курса и только 42 % респондентов являются членом какого-либо методического объединения учителей-преподавателей курса ОРКСЭ.
91 % педагогов указывают, что учебно-методическим комплексом для преподавания курса ОРКСЭ не обеспечены, используют для подго-товки к уроку учебник или Интернет-ресурсы и только 9 % респондентов имеют УМК по данному курсу (Методические основы модуля «Основы православной культуры». Методические рекомен-дации, Тамбов, 2010 г.; Программа А.Н. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М. «Просвещение»,2010 г.). На вопрос: «В чем Вы видите положительное значение введения курса?» педагоги ответили:
В качестве основных рисков введения в учебный план курса ОРКСЭ педагоги выделяют: – дополнительную нагрузку на школьников (45%); – формирование формального отношения к вере, религии (36%); – принудительное навязывание религии или атеизма (23%); – навязывание представителями администрации общеобразовательного учреждения учащемуся модуля курса (23%). По мнению педагогов есть факторы, которые затрудняют ход реализации курса ОРКСЭ в школе:
Следует отметить, что при подготовке и проведении уроков у педагогов возникали следующие трудности: нет методической литературы, рабочих тетрадей, пособий для родителей и программ, что существенно затрудняет соотнесение сложных понятий с понятийным уровнем учащихся 4-х классов. Недостаточно наглядного материала и технического оснащения (проекторов) для преподавания курса. Педагоги считают, что для них было проведено недостаточное количество консультаций и семинаров по основам преподавания предмета, необходимы презентации и разработки уроков. Также учителя отмечают, что отсутствие оценок по предмету существенно снижает мотивацию школьников на обучение по данному курсу. По мнению педагогов, для того, чтобы результаты введения этого предмета были на должном уровне, необходимо хорошо знать семьи учащихся и вести с ними регулярную совместную работу. Подавляющее большинство педагогов (89 %) указали, что их ожидания от преподавания курса оправдались. Они считают, что данный курс помогает приобщить учащихся к истории и культуре своего народа, сформировать мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанную на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Учащиеся начинают задумываться о добре и зле, более уважительно относиться друг к другу. Курс ОРКСЭ помогает повысить интерес школьников и уровень их осведомленности по вопросам истории религии и культуры, расширить кругозор и увеличить меру ответственности за свои поступки. На 2-ом этапе мониторинга родителей выявлено, что 85% из них ознакомлены с содержанием и условиями введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (прирост 9 %). Необходимо отметить, что перед началом учебного года у родителей была возможность выбрать модуль курса ОРКСЭ. На 2 этапе мониторинга им был задан вопрос: «Если бы Вам вновь предложили выбрать модуль курса ОРКСЭ, какой бы Вы выбрали?»
Сравнительный анализ показывает, что выбор модулей курса распределился неравномерно. Самым востребованным на 1 этапе мониторинга оказался модуль «Основы светской этики», однако на 2 этапе исследования его популярность среди родителей снизилась на 15%. На втором месте оказался модуль «Основы мировых религиозных культур» и к окончанию учебного года количество родителей, выбравших этот модуль увеличилось на 13 %. Третим по популярности выбран модуль «Основы православной культуры», к концу учебного года его популярность также возросла на 2%. Таким образом, кардинальных изменений в представлениях родителей о содержании модулей не произошло. Также необходимо отметить, что выбор учебного модуля родителями был обусловлен следующими факторами:
Вместе с тем, 70 % родителей имеют возможность участвовать в классных родительских собраниях (конференциях) по ОРКСЭ, это на 6 % меньше, чем при первичном мониторинге, 60 % опрошенных отметили, что выходят на сайт www.orkce.org для ознакомления по интересующим их вопросам, что также на 5% меньше, чем при первичном исследовании, 67 % респондентов могут получить консультацию педагога, обучающего их детей, по возникающим вопросам(процентный показатель на протяжении 2-х этапов мониторинга не изменился).
К факторам, затрудняющим ход реализации курса, по мнению родителей относятся:
Важно отметить, что 100 % родителей на вопрос: «Обеспечен ли Ваш ребенок учебником по выбранному модулю?» ответили положительно, при этом указав, что учебник выдается на урок. Таким образом, введение курса ОРКСЭ нашло поддержку у большинства родителей и их ожидания от преподавания курса оправдались (70%). Опрошенные уверены, что новый обязательный предмет для учащихся 4-х классов является очень полезным и помогает детям расширить кругозор, повысить культурный уровень, выбрать в жизни правильный путь, так считает 87% родителей, это на 7 % больше, чем при первичном мони-торинге. Мониторинговый опрос учащихся показал, что 90 % из них понравились уроки по курсу ОРКСЭ, хотя на протяжении учебного года интерес к предмету незначительно снизился (на 2%). На протяжении учебного года интерес учащихся к работе с учебником также немного снизился (на 8 %). 88% ребят отметили, что он яркий, красочный, содержит много интересной и позна-вательной инфор-мации. Также 80% уча-щихся указали, что их ожидания от препо-давания курса оправ-дались. В целом мониторинг показал, что изучение курса ОРКСЭ хорошо воспринимается учителями, учащимися и их родителями и является основным элементом системы духовно-нравственного воспитания личности. Таким образом, эксперимент по введению курса ОРКСЭ в учебный план общеобразовательных учреждений города прошел успешно. Однако необходимо поддерживать интерес учащихся к данному предмету, продолжать тесное взаимодействие с родителями и вовлекать их в совместную деятельность с учащимися по данному курсу. В качестве предложений по повышению качества преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» рекомендовано:
Директор А.А. Смирнова Полушкина Марина Александровна 32 46 27 |