Скачать 100.17 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных строчных и заглавных букв п – т, в словах, предложениях. Лексическая тема: «Путешествие на острова». Грамматическая тема: Имя существительное. Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний на практике. Цель: Дифференциация рукописных строчных и заглавных букв п – т, на письме. Задачи: Образовательные: - Учить различать звуки [п – т], строчные и заглавные буквы п – т на письме. - Автоматизировать графокинетический образ строчных и заглавных букв п – т на материале слов, предложений. - Учить определять имена существительные собственные и нарицательные, закреплять правописание собственных имен существительных. Коррекционные: - Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки. - Развивать зрительное восприятие, учить различать основные цвета и их оттенки. - Развивать фонематический анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры. - Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Путешествие на острова». - Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. - Развивать общую и мелкую моторику рук. - Развить навык самоконтроля. Воспитательные: - Воспитывать умение слушать и слышать друг друга. - Воспитывать вежливое отношение к товарищу. - Прививать любовь к путешествиям. Планируемые результаты занятия. Предметные - различать звуки [п – т], строчных и заглавных буквы п – т на письме; - различать и правильно писать имена собственные и нарицательные. Метапредметные Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; - использовать знаково-символические средства; -осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм. Коммуникативные УУД: -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач; -уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности; - работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения. Регулятивные УУД: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия. Личностные - адекватно понимать причины успешной учебной деятельности; -понимать необходимость учения. Межпредметные связи - Русский язык. Тема «Имя собственное». (УМК «Школа России», учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, «Русский язык. 2 класс»). - Окружающий мир. Темы «Формы земной поверхности», «Водные богатства». (УМК «Школа России», учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»). Формы работы. Фронтальная, в парах, индивидуальная. Оборудование: интерактивная доска (ПК), авторская презентация «Путешествие на острова», Игнатьева Т.В. «Обучение грамоте 1 класс» Интерактивные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого, магнитная доска, буквы и цифры на магнитах, памятка условного обозначения букв п - т, трафареты рукописных букв, парта для работы с песком и водой, игрушки для работы с водой и песком (морская галька, пальмы, пеликан, карта, бутылка, лопата, компас и т.д.), рисунок карты, корабля, камни «Марблс», развивающие игры В.В. Воскобовича: коврограф «Ларчик» с приложениями, фигрурки-персонажи «Ворон», « Долька», «Луч - Владыка», «Паучок», «Радужные гномы», «Изограф» - 4 шт., приложения к «Изографу», «Прозрачный квадрат», «Лепестки», «Фонарики», «Кораблик Брызг-Брызг», канат. Содержание занятия I. Мотивация к деятельности. 1.Организационный момент. Сообщение темы занятия. 1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Логопед дает указание учащимся сесть за парту, на которой лежит флажок определенного цвета. 2.Сообщение темы занятия. Слайд 2. -Чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на занятии, прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? П В У И Т С Е Н Ш Т Е Т С О Т Л В Д И Р Е Л - Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие сокровища. - Чтобы найти сокровища, мы должны выполнить все задания урока. Вот вам первое задание. - Выложите ваши флажки в том порядке, в котором вы занимали рабочие места, переверните флажки, какое слово получилось? - Тема нашего занятия «Путешествие на острова». В путь! (Фронтальная работа. Учащиеся выделяют буквы определенного цвета и читают слова: « Путешествие. Острова.») II. Актуализация необходимых знаний. Слайд 3. 1.Уточнение связи звука и буквы. - Назовите первый и третий звук в слове ПУТЕШЕСТВИЕ. - Дайте характеристику звуку |п|. Какая строчная (заглавная) буква обозначает этот звук? -Дайте характеристику звуку |т,|. Какая строчная (заглавная) буква обозначает этот звук? - Какие буквы сегодня будем различать? - Запишите тему урока. (Число записано заранее) 2). Зрительный гнозис букв.
А) Из каких элементов состоит каждая буква? Б) Какие элементы одинаковые? В) Каким элементом отличаются?
3). Развитие зрительно-пространственной ориентировки. Игра «Сними флажок» (Пособие «Кораблик брызг-брызг» В.В. Воскобовича). Слайд 4. - Прежде чем отправиться в плавание, нам нужно просушить паруса на корабле. - Снимите на 7 мачте третий снизу флажок и т.д. -Что у вас получилось? - Молодцы! Вы справились с заданием. Отплываем. (Фронтальная работа. Дети снимают флажки и раскрашивают соответствуюший флажок на кораблике из клеток, нарисованном в тетради. Из раскрашенных клеток получается буква Т (П).) III. Организация познавательной деятельности обучающихся. 1) Дифференциация строчных и заглавных букв п-т, П-Т на уровне слова. А)- Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия. Работа с таблицей «Алфавит-шифр». - Перед нами первый остров. Отгадайте его название. Проследите сигнал маяка. (Лазерной указкой учитель показывает на цифру, которой загадана определенная буква алфавита). (Фронтальная работа. Учащиеся определяют букву, составляют слово.) - Правильно, название первого острова Паук. (На коврографе появляется белый лепесток-остров – Игра «Лепестки», фигурка «Паук»). - Какое правило нужно вспомнить, чтобы без ошибок написать название острова? (Оставляет на доске красный флажок – напоминание). - Запишите в тетради сочетание название острова в 1 столбик. Слайд 5. - Но остров Паук опасный. Там живет паук, который плетет ледяную паутину, она сковала наш корабль. (На коврографе корабль «Брызг-брызг» закрывается нитями-липучками). - Чтобы освободить корабль от ледяной паутины, нужно разгадать кодовое слово. Перед вами на партах льдинки (Игра «Прозрачный квадрат»), соберите фигуру по схеме из 3-х квадратов. (На доске несколько схем, 3 квадрата – фигура «топор»). - Вспомним и объясним правописание слова топор (мнемотабличка слова «топор»). - Паутина треснула, мы покидаем остров Паук. (Работа в парах. Выкладывают фигуру по схеме. Получается фигура «топор». Записывают слово в тетрадь по памяти.) Б)- Вот впереди второй остров, отгадаем его название. Послушайте код, отмечайте нужные координаты, получите слово. О2-Ф4-К3-Г3-Ф4 (Задание выполняется на «Игровизоре», приложение «Геоконт, буквы».) -Перед нами остров Тайна. (На коврографе появляется синий лепесток-остров – Игра «Лепестки», фигурка «Гном-Селе»). - Запишите в нужный столбик название острова. Вспомните о красном флажке. (Индивидуальная работа. Омечают названные координаты, составляют слово.) - Мы не можем покинуть остров с пустыми руками. Синий гном приготовил нам задание. Отгадайте ребус. Слайд 6. -Правильно, запишите слово в тетрадь. Выберите нужный предмет в подводном царстве гнома. (Парта для работы с водой и песком. В контейнере с водой найти предмет «карта»). - Молодцы. Вперед. (Фронтальная работа. Отгадывают ребус. Выбирают нужный предмет.) В) – Внимание, впереди земля. Что за остров по правому борту? Решите грамматический пример, узнаете название острова. Слайд 7. ТИНА-НА+ШИНА= ТИШИНА - Да это остров Тишина. (На коврографе появляется зеленый лепесток-остров – Игра «Лепестки», фигурка «Фея Долька»). Там правит фея Тишина. Чтобы рассеять ее чары, на необходимо кодовое слово. (Фронтальная работа. Решают грамматический пример, записывают ответ.) - Соберите слово из букв, согласно подсказке. (На магнитной доске буквы, цифры). 5 2 4 1 3 Я Е Н П С - Да фея Тишина боится любого шума, испугаем ее? (Фронтальная работа. Собирают слово из букв по порядку.) 2) Динамическая пауза. Слайд 8. - Выполнение физминутки под песню «Морская физминутка». 3) Дифференциация строчных и заглавных букв п-т, П-Т на уровне слова. Слайд 9. А) - Впереди новый остров. Чтобы отгадать его название, надо прочитать слово справа налево. КОСЕП (Индивидуальная работа. Читают слово, записывают его в тетрадь.) (На коврографе появляется желтый лепесток-остров – Игра «Лепестки», фигурка «Луч Владыка»). -Правильно. Вам не кажется, что именно этот остров изображен на нашей карте. Там живет добрый волшебник, он нам поможет найти клад. Вот его подсказка. Слайд 10. - Что за слово спрятано на изографе. (см. приложение) - Правильно, клад под пальмой. Но их здесь много. Какая нам нужна? (Фронтальная работа. Отгадывают слово, читая изограф. Записывают слово.) Б) – Узнаем это на следующем острове. Вы узнаете название последнего острова, если будете внимательны: - Запишите 1 букву из названия 1 острова, 2 букву из названия 2 острова, 5 букву из слова «пальма», последнюю букву из слова «песня», 1 букву из названия инструмента, букву, которая нем обозначает звука из слова «пальма». Какое слово получилось? (Индивидуальная работа. Выполняют задание учителя, составляют слово.) - Правильно. Нам нужен остров Память. Слайд 11. (На коврографе появляется Фиолетовый лепесток-остров – Игра «Лепестки», фигурка «Ворон»). - Что нам нужно на острове Память. Выбери предмет, название которого начинается со звука /пь/. Слайд 12. (Фронтальная работа. Выбирают нужную картинку, записывают слово.) 4) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. Слайд 13. - Вот ваше письмо. Чтобы его прочитать, вспомните цвет и номер островов, на которых мы побывали до последнего острова, отметьте эти точки на «Игровизоре» (Бланк «Геоконт»). Соедините эти точки линией. Прочитайте письмо, вложите его в «Игровизор». Запишите предложение в тетрадь. Выполните разбор предложения, подчеркните в нем буквы п-т, используя условные обозначения. Б1-С2-З3-Ж4 (Индивидуальная работа. Расшифровывают и записывают предложение. «Под пальмой сидит пеликан.») 5) Развитие высших психических функций. Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Поиски клада. Слайд 14-15. - Перед нами сундук, нет ключа. Соберите ключ по схеме. (Игра Фонарики «Ларчик», приложение к коврографу, индивидуальная) - Вот и открылся наш сундук. (Достает сундучок с камнями «Марблс») (Работают в парах. Складывают фигуру по схеме.) III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия. - Чтобы вернуться обратно, соберите новый волшебный корабль. (См. приложение) - Мы вернулись в школу. Чтобы привязать наш кораблик на берегу до следующего путешествия, завяжем канат. Вспомните этапы нашего урока, каждый этап – узел на канате. Кто завяжет больше узлов? - Молодцы! Вы славно потрудились, можете отдыхать. Спасибо за работу на уроке. (Фронтальная работа. Собирают из камней «Марблс» корабль по трафарету. Фронтальная работа. Вспоминают этапы урока, выполненные задания. Анализируют свою деятельность.) |