Профсоюзный урок
Учитель истории и обществознания Сетежева В.В.
ВАО ГБОУ СОШ №403
Тема урока: «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»
10 класс
Цели урока:
образовательные цели: сформировать представление учащихся о труде, трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений;
воспитательные цели: повысить правовую культуру учащихся; способствовать мотивации участия молодежи в профсоюзном движении;
развивающие цели: развить коммуникативные компетенции учащихся; продолжить формирование умений и навыков работы в группах; продолжить развитие умений и навыков систематизации полученных знаний.
Задачи:
Выделить основные характеристики труда, его роль и значение, принципы использования труда в РФ;
В процессе групповой работы учащихся определить основные права несовершеннолетних работников, льготы и гарантии;
Сформировать у учащихся восприятие трудовой деятельности как права и потребности;
Познакомить с деятельностью профсоюзов по обеспечению трудовых гарантий несовершеннолетних работников.
Тип урока: комбинированный с элементами групповой работы (использование метода проекта)
Оборудование: компьютер, проектор, хрестоматия по праву с текстами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка, карточки для работы в группах с примерными вопросами по видео-ситуациям.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей какие-либо блага. Именно трудом, т.е. целенаправленной, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ, создается экономическая основа общества.
Труд позволяет каждому человеку реализовать себя, достойно жить, найти свое место в жизни и признание со стороны людей. Труд вырабатывает в человеке такие качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми.
Основной этап урока. Объяснение материала.
Вопрос к классу: Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву? Унизительной обязанности? Потребности? Вынужденной необходимости?
Сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям и имеет огромное значение для вашей будущей жизни. В нашем современном мире молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, чтобы быть материально независимыми от родителей, показать свою самостоятельность. Труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Хотя вопрос о применении труда подростков неоднозначный.
Две точки зрения на труд подростков
Использование труда подростков Работодатель напрасно
ограничивает
неэффективно, это все равно, что труд подростков, поскольку
вопрос о
есть незрелое яблоко о том, в каком возрасте и
где начинать работать –
личное дело каждого.
Были бы для этого силы и
желание
Вопрос к классу: Какая точка зрения вам ближе? Почему? Как вы считаете, необходимо ли регулировать трудовую деятельность, трудовые отношения? Конечно, да. Для регулирования трудовой деятельности затрагивающей интересы многих и многих людей в системе права существует специальная отрасль – трудовое право. Основные принципы труда заложены в Конституции РФ и детализированы в Трудовом кодексе РФ.
Труд
В настоящее время, к сожалению, несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних частое явление. И очень важно, чтобы вы, молодое поколение, придя на работу в любую организацию, знали и умели реализовать свои права и знали куда обратиться при их нарушении.
Класс разбит на группы: родители, несовершеннолетние дети, работодатели, профсоюз.
Просмотрев 4 ситуации, проработав их в группе по вопросам, мы вместе обсудим и поймем круг проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в процессе своей трудовой деятельности.
Ситуация 1 «Склад бытовой химии»
Молодой человек Сережа, 15 лет, по настоянию отца приходит устраиваться на склад грузчиком.
Ошибки: 1) Трудовое право в России основано на принципах свободы труда. Свобода труда означает возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию. Принудительный труд в РФ запрещен.
2) Труд несовершеннолетних запрещается использовать на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями труда.
3)Необходимо согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с несовершеннолетним до 16 лет.
4) Принцип гуманного отношения к ребенку, защита его от чрезмерного физического и психического переутомления.
Ситуация 2 «Кафе быстрого питания»
Молодой человек в возрасте 16 лет работает официантом в кафе быстрого питания, при обслуживании клиента разбил чашку.
Ошибки: 1) Испытания при приеме на работу не устанавливаются лицам до 18 лет;
2) Работа с 22-00 до 6-00 утра считается работой в ночное время. К работе в ночное время не допускаются работники, не достигшие возраста 18 лет.
3) Нельзя взыскивать в устной форме материальный ущерб с работника, даже если есть на то основание.
Ситуация 3 «Школа»
Классный руководитель пригласила на воспитательную беседу девочку из своего класса (14 лет) с мамой. Девочка снимается в детском сериале, съемки очень часто проходят в ночное время.
Ошибки: 1) Девочка может работать по трудовому договору в организациях кинематографии, театральных и концертных организациях с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства без ущерба здоровью и нравственному развитию.
2) Работа в ночное время при данном характере работы допускается.
Ситуация 4 «Парикмахерская»
Девушка 16 лет, учащаяся колледжа услуг и сервиса, устраивается на работу в парикмахерскую «Эконом».
При заключении трудового договора обязательно должны спросить следующие документы: паспорт, трудовую книжку, если есть (в данном случае нет на это уточнений), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, медицинский страховой полис, справку с места учебы.
Девушка может начинать трудовую деятельность, так как ей есть 16 лет, но труд не должен нарушать процесса обучения и может выполняться только в свободное от учебы время.
Испытание при приеме на работу не устанавливается несовершеннолетним до 18 лет.
Продолжительность рабочей недели должна быть не более 35 часов в неделю.
Вопрос к классу: Скажите, аргументы, какой группы вам показались более убедительными? (Профсоюза)
Действительно, профсоюз – это, прежде всего, организация, одной из задач которой является защита прав работников от возможных незаконных действий работодателя. Начиная свою трудовую деятельность, надо быть готовым к отстаиванию своих позиций, и в этом будет способствовать знание своих прав. Роль профсоюзной организации – быть соединительным мостиком между работником и работодателем, гарантом соблюдения трудовых прав.
Для меня труд – это жизнь, а значит труд – это право. Но право, порождающее некие обязанности. Сегодня я уверена, что нахожусь за сильной спиной не только своих руководителей, но и профсоюза. Профсоюз дает нам, педагогам, не только гарантии защиты, но и возможность для дальнейшего развития и самореализации. Мы имеем возможность получать льготные кредиты, проходить лечение в лучших больницах Москвы, выезжать на семинары не только регионального, но и всероссийского уровня, постоянно повышать уровень знаний в области защиты своих прав. |