Скачать 439.73 Kb.
|
2 Содержание
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа на 2013 – 2014 учебный год по физической культуре разработана для 4 класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образовании .авторской программы физического воспитания В,И, Лях М. Просвещение 2011 год, утвержденной МО РФ, рабочей программой В.И. лях физическая культура 1 – 4 классы М. Просвещение 2013 год, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования, и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами: Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089; - Примерная основная общеобразовательная программа по Физической культуре (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263); - Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Немцевская ООШ» (приказ от 26.05.2010г. №103); - Приказ «Об утверждении учебного плана МБОУ «Немцевская ООШ» на 2013-2014 учебный год» от 25.06.2013г. № 118; - Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год") При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно -методического письма « О преподавании учебного предмета « Физическая культура » в образовательных учреждениях Белгородской области на 2013-2014 учебный год» Департамента образования Белгородской области Белгородского института развития образования.. Физическая культура—обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. №329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; • овладение школой движений; • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей. Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству. Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества— идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности. Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др. Место курса в учебном плане Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта З ч в неделю в 1 классе —99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102ч, в 4 классе— 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Рабочая программа рассчитана на 102 ч. (по З ч в неделю). Используемый учебник : автор В.И.Лях «Физическая культура « 1- 4 классы. М. Просвещение2011 год Комплексная программа физического воспитания В.И. Лях А.А. Зданевич М. Просвещение 2009 год. 3 Требования к уровню подготовки учащихся. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры: Знать: - Основы истории развития физической культуры в России (в СССР) - Особенности развития выбранного вида спорта; - Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательными действиями и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью. - Биодинамические особеннсти и содержания физических упражнений Общеразвивающей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья. - Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды. - Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой. - Психофунциональные особенности собственного организма. - Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовки. - Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью. Правила использования спортивного инвентаря и оборудования. Принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок. - Правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. Уметь: - Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга. - Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; - Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планироавать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень работоспособности. - Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений , добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций. - Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со сверстниками взрослыми, владеть культурой общения. - соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать ПМП при травмах и несчастных случаях. - Пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованим , специальными техническми средствами с целью повышения эффективности самостоятеьных форм занятий физической культурой Демонстрировать
Двигательные умения , навыки и способности В циклических и ациклических локомоциях; с максимальной скоростью пробегать 60 метров из положения низкого старта, в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 минут (девочки) ;. После быстрого разбега с 9 – 13 шагов совершить прыжок в длину ;.выполнить с 9 -13 шагов разбега прыжок в высоту способом « перешагивания». В метании на дальность и на меткость: Метать малый мяч и мяч 150 гр. С места и разбега (10 – 12 м. ), метать малый мяч и мяч 150 г8р. С места и трёх шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10 – 15 м. , метать малый мяч в движущююся цель с 10 – 15 м |