Скачать 63 Kb.
|
Пугачева Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Дегтяренская СОШ» Урок комплексного применения знаний Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок» Цель урока: расширить представления учащихся о способах действия при выборе з- и с- на конце приставок; способствовать выработке у учащихся практических навыков правильного письма приставок на з- и с-; активизировать деятельность учащихся в применении знаний ранее изученных тем; стараться создать оптимальные психолого-педагогические условия для самореализации индивидуальных способностей учащихся на уроке. Методическое оснащение урока: индивидуальные карточки для учащихся; тестовые задания, слайдовая презентация к уроку I. Оргмомент. II. Отработка знаний, умений и навыков учащихся по закреплению пройденного материала: 1. 2 человека работают по индивидуальным карточкам Карточка № 1 Расположите слова по алфавиту. Спишите, обозначая приставки и корни. Перевесить, закрасить, посмотреть, повернуть, развернуть, раскрасить , украсить, придумать, передумать, завесить, отвесить, рассмотреть, пересмотреть. Карточка № 2 Запишите слова в три столбика: в первый – слова с одной приставкой, во второй – с двумя, в третий – с тремя, обозначьте части слова. Безвкусный, поразмыслить, понавыдёргивать, безразмерный, выносить, приободрить, обледенеть, переоценка, переподготовка, неинтересный, завоз. 1 человек у доски – фонетический разбор слова сдать. 2. Синтаксическая диктовка. Птицы – санитары леса. Воспитательный момент о значении птиц в природе. III. Подготовка к восприятию нового материала.
Сказывают, жила когда – то гордая королева в стране Грамматики. И у неё были прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелёгкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая буква С и спросила: «Что вам угодно?». «Мы пришли посмотреть, как вы живёте», - ответили принцессы звонкие. «Милости просим. Но вы войдёте в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете её на меня», - ехидненько улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ- быстро меняют З на С!» Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии, ребята? Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Л.Тумина
НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-
И Бе в,з,д,р,м,г,н Ра (звонкие согласные) Во И Бе с, т, п, к,х,ч,ш,щ,ф Ра (глухие согласные) во
- от чего зависит выбор букв «з» и «с» (ответы учащихся) IY. Работа по первичному закреплению ЗУН учащихся по данной теме: 1. Работа по учебнику упр. 430 (предложения 1,3,8) 2. Замените словосочетания словами с приставками без- или бес- Ребёнок без забот – беззаботный Жидкость без цвета – бесцветная Дорога без конца – бесконечная Движение без шума – бесшумное Y. Отработка ЗУН учащихся по пройденной теме: 1. Самостоятельная работа учащихся: Упражнение 431 учебника 2. Объяснительный диктант Ласковым словом и камень растопишь. Беспорядочный человек не проживёт в добре век. Бездонную бочку водой не наполнишь. YI. Работа над «словарём» учащихся Запись трудных слов Рассчитать (рас- + с- + чит), но Расчёт (рас- + чёт) YII. Использование игровой ситуации «Составь слово». 1. Из слова разжечь возьмите приставку. 2. Из слова думать – корень. 3. Из слова читать – суффикс. 4. И окончание - из слова петь. (раз + дум + а + ть) YIII. Работа с сигнальными карточками (З или С). Безвредный, вскрикнуть, безвкусный, расчистить, возглавить, разрыть, изменить, рассмешить, безводный. IX. Тестовые задания «Правописание приставок» Тест по теме «Правописание приставок» Инструкция: каждое тестовое задание содержит один правильный ответ. 1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) и.черпать; б) чре.мерный; в) бе.жизненный; г) во.делать. 2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) во.наградить; б) бе.шумный; в) ра.жечь; г) и.мутить. 3) В каком слове приставка оканчивается на –з? а) ни.ходить; б) во.произвести; в) ра.чёт; г) в.дохнуть. 4) В каком слове приставка оканчивается на –з? А) и.жарить; Б) и.царапать; В) ра.шнуровать; Г) бе.ценный. 5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква: а) и.царапать; и.жарить; б) и.числять; бе.ценный; в) бе.жалостный; бе.шумный; г) бе.вкусица; ра.шнуровать. X. Итог урока XI. Домашнее задание пункт 81 упражнение 432 на с.168 XII. Рефлексия. Закончи предложение «Буква З пишется на конце приставок, если…» «Буква С пишется на конце приставок, если …» Индивидуальные карточки для проверки ранее пройденного материала Карточка № 1 Расположите слова по алфавиту. Спишите, обозначая приставки и корни. Перевесить, закрасить, посмотреть, повернуть, развернуть, раскрасить , украсить, придумать, передумать, завесить, отвесить, рассмотреть, пересмотреть. Карточка № 2 Запишите слова в три столбика: в первый – слова с одной приставкой, во второй – с двумя, в третий – с тремя, обозначьте части слова. Безвкусный, поразмыслить, понавыдёргивать, безразмерный, выносить, приободрить, обледенеть, переоценка, переподготовка, неинтересный, завоз. Тест по теме «Правописание приставок» Инструкция: каждое тестовое задание содержит один правильный ответ. 1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) и.черпать; б) чре.мерный; в) бе.жизненный; г) во.делать. 2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с? а) во.наградить; б) бе.шумный; в) ра.жечь; г) и.мутить. 3) В каком слове приставка оканчивается на –з? а) ни.ходить; б) во.произвести; в) ра.чёт; г) в.дохнуть. 4) В каком слове приставка оканчивается на –з? А) и.жарить; Б) и.царапать; В) ра.шнуровать; Г) бе.ценный. 5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква: а) и.царапать; и.жарить; б) и.числять; бе.ценный; в) бе.жалостный; бе.шумный; г) бе.вкусица; ра.шнуровать. |