«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ №86
_____________ И.А.Пахомкина
Программа по профилактике правонарушений
ГБОУ СОШ № 86 имени М.Е.Катукова
«Правильный выбор учащихся школы № 86»
1. Правовая база программы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Гражданский кодекс РФ;
ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Цели и задачи программы:
Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы, профилактике экстремизма и терроризма, формированию у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, а так же формирования установок толерантного сознания среди учащихся школы; развития умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоения стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. способствовать развитию творческого потенциала детей, оказание действенной и незамедлительной психолого--педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации, формированию у учащихся навыков здорового образа жизни
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
обеспечить организацию общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
обеспечить координацию деятельности всех субъектов профилактики в отношении учащихся школы;
развертывание воспитательной работы направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
формирование в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе;
распространение норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков;
формирование навыков здорового образа жизни.
3. Обоснование актуальности программы.
В настоящее время в обществе, несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.
Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал, безработица – привели к росту безнадзорных детей. Идет расслоение общества на бедных и богатых.
В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на противоправные действия. Отмечается тенденция роста числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, занимающихся табакокурением.
4. Принципы программы «Правильный выбор»
Организовать профилактическую работу в школе по принципу непрерывности во исполнение Ст. 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности.
Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности ребенка: интеллектуальной (сознательное усвоение общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества.
Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
через воспитательные мероприятия повышать роль семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
вести широкую пропаганду миролюбия, толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям;
противодействие экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление;
внедрение в школьную среду практику норм толерантного поведения;
воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта;
изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение;
формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
5. Организация программы.
Сроки реализации Программы – 2012 - 2015 годы.
Программа используется в школе с 1 по 11 класс. Она составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 3 года. Структура и организация данной профилактической программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.
6. Ресурсное обеспечение профилактической программы.
Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: заместители директора по учебно-воспитательной работе, учителя школы и классные руководители. А также родители, медики, члены родительского комитета, Совет профилактике правонарушений.
7. Ожидаемые результаты.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства толерантности, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими.
Внедрение норм толерантности в социальную практику учащихся, противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности к людям некоренных национальностей, других вероисповеданий.
Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта.
Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
Формирование устойчивых установок к здоровому образу жизни.
В профилактическую программу школы входят следующие подпрограммы.
8. Содержательные компоненты программы
Программа составлена из отдельно стоящих программ (подпрограмм):
«Профилактика пропусков уроков без уважительной причины»;
«Профилактика экстремизма и терроризма»;
«Мы за здоровый образ жизни»; |