№ п/п
| Раздел, тема урока
| Кол-во уроков
| Тип
урока
| Форма урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Информационное сопровождение
| Сроки
проведения
|
план
| факт
|
Тема 1. Человек и другие люди (6 ч)
|
1; 2
| Вводное занятие.
Как работать с учебником?
Человек и его ближайшее окружение Межличностные отношения
| 1
| Урок изучения нового материала
| урок - беседа
| Краткая характеристика изучаемого курса.
Структура учебника. Работа с понятиями, документами, справочными материалами
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей.
| Знать и применять основы работы с текстом, документом.
Организация взаимодействия в группе
Знать:
определение понятий: межличностные отношения, взаимодействие.
Уметь:
называть виды межличностных отношений;
объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств;
сравнивать деловые и личные отношения;
характеризовать соперничество и сотрудничество как формы взаимодействия между людьми.
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
| Презентация
|
|
|
3
| Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные.
| 1
| Урок
изучения нового материала
| урок - беседа
| Какие бывают группы. Социальные группы. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Санкции.
| Знать:
определение понятий: группа, санкции, неформальная группа.
Уметь:
давать характеристику больших и малых социальных групп, называть их типичные отличия;
объяснять, какими качествами должен обладать лидер;
называть группы, к которым можно себя отнести.
|
|
|
|
4
| Общение — форма отношения человека к окружающему миру
| 1
| Комбинированный урок
| Урок –беседа. Работа с материалами СМИ. Элементы игровой деятельности.
| Общение. Виды и способы общения. Правила общения между сверстниками. Уважение к старшим. Роль социальных норм в отношениях.
Функции общения. Значение общения в жизни человека и общества.
| Знать определение понятия общение, межличностные отношения, взаимодействие.
называть цели общения, особенности общения со сверстниками, старшими и младшими; объяснять значение общения в жизни людей; оценивать умение общаться.
Уметь объяснять значение межличностных отношений в жизни людей;
| Презентация
|
|
|
5
6
| Межличностные конфликты Конструктивное разрешение конфликта
Учимся разрешать конфликты
| 1
1
| Комбинированный урок
Повторительно - обобщающий
| Урок – групповая работа
Практикум
| Конфликт. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы решения конфликтов. Арбитраж.
Виды межличностных отношений, формы общения, причины и виды конфликтов
| Знать:
определение понятий: конфликт, виды конфликтов, взаимодействие.
Уметь:
называть виды межличностных отношений;
объяснять значение конструктивных решений в жизни людей;
уметь находить компромисс, отстаивать точку зрения
Давать название примерам, использовать термины, приводить примеры.
|
|
11.10
|
|
| Тема 2. Человек и закон (11 часов)
|
7-8
| 1) Что значит жить по правилам? 2) Правила этикета и хорошие манеры.
| 2
| Урок изучения нового материала
| работа в группах с тестом учебника и текстом документа
| Многообразие правил. Социальные нормы. Виды норм. Санкции. Ритуал. Обряд. Церемония. Обычай.
| Знать:
определение понятий: социальные нормы, санкция, обычай, правило, закон, этикет, мораль, ритуал.
Уметь:
объяснять, какую роль в нашей жизни играют привычки, в чём их значение;
характеризовать основные виды социальных норм, объяснять их значение;
разъяснять особенности современного этикета, сравнивать социальные нормы.
| Презентация
|
|
|
9-10
| 1) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребенка и их защита.
2)Конституционные обязанности гражданина.
| 2
| Урок изучения нового материала
| урок-рассказ с элементами беседы
| Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека. Обязанности.
| Знать:
определение понятий: права человека; обязанности гражданина, права ребенка.
сущность политических, гражданских, экономических, культурных прав.
Уметь:
находить сходства и различия между правами и обязанностями человека и гражданина;
объяснять, в чём состоит всеобщий, неделимый и неотчуждаемый характер прав человека;
разъяснять, каким образом государство обеспечивает права и свободы человека;
объяснять положение «нет прав без обязанностей»
| Презентация
|
|
|
11-12
| Почему важно соблюдать законы. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
.
| 2
| Урок изучения нового материала
| работа с докумен
том
|
Законы и обычаи. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Система российского законодательства.
| Знать:
почему для соблюдения порядка и стабильности в обществе важно соблюдать законы.
Уметь:
называть последствия несоблюдения законов и порядка;
соотносить понятия закон и справедливость.
| Презентация
|
|
|
13-14
| 1)Понятие правоотноше
ний. Признаки и виды правонаруше
ний
2) Понятие и виды юридической ответственности
| 2
| Урок изучения нового материала
| групповая работа
| Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Правонарушение. Преступление и проступки. Виды ответственности
| Знать:
определение понятий: преступление, проступки, юридическая ответственность.
Уметь:
характеризовать законопослушное поведение человека;
объяснять, почему противозаконное поведение запрещено;
называть особенности наказания несовершеннолетних правонарушителей;
приводить примеры нарушения законности и правопорядка.
| Презентация
|
|
|
15-16
| 1)Правоохранительные органы. 2)Судебная система. Милиция. Адвокатура. Нотариат.
| 2
| Урок изучения нового материала
| урок - рассказ
| Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Криминальная и милиция общественной безопасности.
| Знать:
какие органы относят к правоохранительным;
какие задачи стоят пред сотрудниками правоохранительных органов.
Уметь:
называть функции правоохранительных органов;
характеризовать основные принципы осуществления правосудия;
разрешать конкретные ситуации, используя материалы урока.
| Презентация
|
|
|
17
| Взаимоотношения граждан и государства
| 1
| Повторительно - обобщающий
| Практикум
| Основное содержание раздела
| Знать:
определение основных понятий, применение понятий в устной и письменной речи.
Уметь:
давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы, решение практических познавательных задач
|
|
|
|
Тема 3. Человек и экономика (12 ч)
|
18-19
| Экономика и её роль в жизни общества.
2) Основные участники экономики.
| 2
| Урок изучения нового материала
| урок-беседа
| Экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Основные сферы экономики. Производительность труда. Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль.
| Знать:
определение понятий: экономика, производитель, потребитель.
Уметь:
раскрывать подходы к определению экономики;
называть основные функции экономики;
объяснять взаимосвязь основных участников рынка.
| Презентация
|
|
|
20.
| Заработная плата и стимулирование труда.
| 1
| Урок изучения нового материала
| работа с текстом учебника
| Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Разделение труда, специализация. Заработная плата и стимулирование труда.
| Знать:
определение понятий: труд, квалификация, заработная плата.
Уметь:
объяснять из каких элементов складывается мастерство работника;
раскрывать значение квалификации работника;
объяснять, чем определяется размер зарплаты работника;
составлять собственное резюме.
| Презентация
|
|
|
21-22
| Производство производитель
ность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
| 2
| Урок изучения нового материала
| урок – рассказ с элементами беседы
| Производство. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Затраты: общие, постоянные и переменные. Выручка. Прибыль. Что и как производить.
| Знать:
определение понятий: производство, затраты, прибыль.
Уметь:
объяснять, какова роль разделения труда в развитии производства;
давать характеристику основным видам затрат;
решать экономические задачи.
|
|
|
|
23
| Предпринимательство .Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
| 1
| Урок
изучения нового материала
| урок-беседа
| Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Предпринимательство: виды и формы. Малое предпринимательство. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
| Знать:
определение понятия: бизнес, предпринимательство
Уметь:
давать характеристику основным видам бизнеса;
называть формы бизнеса.
| Презентация
|
|
|
24-25
| Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
| 2
| Урок изучения нового материала
| урок - беседа
| Обмен, торговля: понятие, формы. Рынок. Цена товара, стоимость. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
| Знать:
определение понятий: обмен, цена, торговля, реклама.
Уметь:
объяснять, каким образом обмен решает задачи экономики;
разъяснять сущность стоимости и цены товара;
давать характеристику торговле и её основным формам;
объяснять функции рекламы в современном мире.
|
|
|
|
26
| Деньги. Инфляция.
| 1
| Урок изучения нового материала
| урок-рассказ
| Бартер. Функции денег. Исторические формы эквивалента стоимости. Современные виды денег. Денежная система.
| Знать:
определение понятий: бартер, эквивалент, деньги, инфляция
Уметь:
называть основные функции денег;
объяснять, почему бартер со временем уступил своё место деньгам;
объяснять, чем отличаются монеты от банкнот.
| Презентация
|
|
|
27- 28
| Экономика семьи.
Ресурсы семьи.
Что такое семейный бюджет.
| 2
| Урок изучения нового материала
| работа с текстом учебника
| Ресурсы семьи: понятие, виды. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Оптимизация домашнего хозяйства. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
| Знать:
определение понятий: ресурсы семьи, бюджет.
Уметь:
давать характеристику основных ресурсов семьи;
объяснять из чего складываются доходы семьи;
называть основные значения понятия бюджет.
| Презентация
|
|
|
29.
| Обобщающий урок по теме «Человек и экономика».
| 1
| Урок обобщения
| Практикум. Проверочная работа.
| Основное содержание раздела
| Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела, решение практических познавательных задач
|
|
|
|
| Тема 4. Человек и природа (5 ч)
|
30.
| Взаимодействие общества и природы
| 1
| Урок изучения нового материала
| групповая работа
| Экология. Взаимодействие человека и природы. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
| Знать:
определение понятия: экология.
Уметь:
объяснять в чём значение «золотого экологического правила»;
называть основные причины загрязнения воды, почвы, атмосферы;
приводить примеры нерационального использования природных ресурсов и способы решения экологических проблем.
Находить информацию по теме урока в СМИ
| Видеоурок
|
|
|
31.
| Охранять природу - значит охранять жизнь.
| 1
| Урок изучения нового материала
| работа с текстом учебника
| Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
| Знать:
определение понятия: браконьер.
Уметь:
объяснять, почему ответственное отношение к природе называют истинно человеческим; в чём состоит главный смысл экологической морали;
называть черты безответственного поведения человека;
определять свою позицию отношения к природе.
| Презентация
|
|
|
32.
| Закон на страже природы.
| 1
| Урок изучения нового материала
| урок-беседа
| Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности.
| Знать:
определение понятий: заповедник, Красная Книга.
Уметь:
объяснять, почему необходима активная деятельность по охране природы;
называть законы РФ, направленные на охрану окружающей среды; виды наказаний, за вред, нанесённый природе.
| Презентация
|
|
|
33.
| Учимся беречь природу
| 1
| Повторительно - обобщающий
| Практикум
| Охрана природы. Участие в природоохранительной деятельности
| Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела.
|
|
|
|
34
| Повторительно -обобщающий урок по курсу обществознания
| 1
| Урок обобщения
| Практикум
| Основное содержание курса
| Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении курса.
|
|
|
|