Рассмотрено на заседании
«___» ____________2013г.
МО
Протокол №_______
От «__» __________2013г.
| Согласовано заместителем директора
по УВР
_____________________
«__»____________2013г.
| Утверждено приказом директора лицея
_______/ Т.С. Черняева
№___от________2013г.
| Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание »
34 часа
8 класс
Составил учитель истории
Узденова С.Б.
Усть-Джегута 2013г.
Пояснительная записка
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 8 классе – это третий этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учётом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Цели и задачи курса
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов и критического мышления.
2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
3. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач по разделам курса;
4. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций,
моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах российского законодательства,
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности,
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Требования к уровню подготовки учащихся
сознательно организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Учебно-методический комплекс
«Обществознание 8 класс» (под редакцией А.И. Боголюбова., Н.И. Городецкой), М., «Просвещение»,2011.
Никитин А.Ф. «Обществознание 8 класс», М., «Дрофа», 2010.
Содержание учебного курса « Обществознание»
Тема 1. Личность и общество (5 часа)
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 3. Экономика (15 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.
Тема 4. Социальная сфера (6 часов)
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Тематическое планирование курса «Обществознание 8 класс»
(по учебнику Л.Б.Боголюбов., Н.И. Городецкая «Обществознание» 8 класс)
№ уроков
| Тема
| Количество часов
| Дата
|
| Глава I Личность и общество
|
| Вводный урок инструктажа по охране труда и технике безопасности.
Быть личностью
| 1
|
|
| Быть личностью
| 1
|
|
| Общество как форма жизнедеятельности людей
| 1
|
|
| Развитие общество
| 1
|
|
| Обобщающий урок: «Личность и общество»
| 1
|
|
| Глава II Сферы духовной культуры
|
| Сфера духовной жизни
| 1
|
|
| Мораль
| 1
|
|
| Дол и совесть
| 1
|
|
| Моральный выбор-это ответственность
| 1
|
|
| Образование
| 1
|
|
| Наука в современном обществе. Наука и образование в КЧР
| 1
|
|
| Религия как одна из форм культуры
| 1
|
|
| Обобщающий урок: «Сферы духовной культуры общества»
| 1
|
|
| Глава III Экономика
|
| Экономика и ее роль в жизни общества
| 1
|
|
| Экономика и ее роль в жизни общества
| 1
|
|
| Главные вопросы экономики
| 1
|
|
| Главные вопросы экономики
| 1
|
|
| Собственность
| 1
|
|
| Рыночная экономика
| 1
|
|
| Производство-основа экономики
| 1
|
|
| Предпринимательская деятельность
| 1
|
|
| Роль государства в экономике
| 1
|
|
| Распределение доходов
| 1
|
|
| Потребление
| 1
|
|
| Инфляция и семейная экономика
| 1
|
|
| Безработица, ее причины и последствия
| 1
|
|
| Мировое хозяйство и международная торговля
| 1
|
|
| Обобщающий урок: «Экономика»
| 1
|
|
| Глава VI Социальная сфера
|
| Социальная структура общества
| 1
|
|
| Социальные статусы и роли
| 1
|
|
| Нации и межнациональные отношения
| 1
|
|
| Нации и межнациональные отношения. Межличностные отношения в КЧР на современном этапе
| 1
|
|
| Отклоняющееся поведение
| 1
|
|
| Обобщающий урок: «Социальная сфера общества »
| 1
|
| |