ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса, характеристику самостоятельных лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Человек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Распределение учебного материала в 8 классе
-
№ п/п
| Наименование раздела
| Количество часов
| 1
| Что такое человек.
| 8
| 2
| Человек и природа.
| 4
| 3
| Человек среди людей.
| 7
| 4
| Человек в обществе.
| 15
|
| Итого
| 34
| Тема 1. Что такое человек. (8 ч)
Что такое гуманизм. Что делает человека человеком. Что человеку нужно. Ваши способности в вашей власти. Человек и человечность. Человек и культура. Человек познаёт мир. Вечные вопросы.
Тема 2. Человек и природа. (4 ч)
Природа, общество, человек. У роковой черты. Природа под охраной закона.
Тема 3. Человек среди людей. (7 ч)
Межличностные отношения. Радости и сложности общения. Малая группа. Бесценный дружеский союз. Самое утреннее из чувств. Психологический климат в семье.
Тема 4. Человек в обществе. (15 ч)
Человек и общество. От хозяйства Робинзона к экономике. Человек в мире экономических отношений. Государство и экономика. Социальная сфера жизни общества. Нации и межнациональные отношения. Связь поколений. Политика и политическая жизнь. Гражданин и государство. Культура. Наука. Искусство. Человек и выбор жизненного пути. Современный мир.
Резерв 6 часов
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
Использование элементов причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной коммуникативной ситуации;
Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предмет «обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Учебно-методический комплекс:
Обществознание. 8-9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2005.
Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Н.И. Городецкая и др. - М.: Просвещение, 2010 - 176 с.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь.8 класс.- М.: Просвещение, 2011
И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Обществознание. Курс лекций : учеб, пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Технические средства обучения.
Телевизор. Магнитофон. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике
Критерии оценки знаний учащихся
Предполагается проведение тестирования; практические занятия, письменные проверочные работы, семинары, уроки-диспуты, рефераты, ролевые игры. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей,
речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс. (Боголюбов Л.Н., Л.Ф. Иванова) Всего-34 часа (1 час в неделю)
№
урока
| Наименование раздела программы и количество часов на раздел
| Тема урока
| Количество уроков
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (УУД)
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание в письменной или цифровой форме
| Дата проведения
| 1
| Что такое человек. (8 часов)
| Что такое гуманизм. Что делает человека человеком.
| 1
| Повторение пройденного материала;
Отличие человека от других живых существ;
Мышление и речь;
Как человек реализует себя.
| Понимать отличия человека от других живых существ, анализировать источники, самостоятельно делать выводы.
| текущий
| Документы, тесты, кроссворды.
| §1, задания 1 и 2 с.13.
|
| 2
|
| Что человеку нужно
| 1
| Потребности человека: материальные, духовные, социальные,ложные.
| Оценивать причины разнообразных человеческих потребностей;
уметь анализировать источники, самостоятельно делать выводы.
| Текущий, тест
| Дополнительные задания, документ
| Прочитать §2, с.18 ответить на вопросы 1. 3.
|
| 3
|
| Ваши способности в вашей власти.
| 1
| Способности ординарные и неординарные;
Способный, талантливый, гениальный;
Характер и сила воли.
| Оценивать разнообразные человеческие способности;
анализировать источники, самостоятельно делать выводы.
| Текущий, тест.
| Тесты
| §3, с. 23 выполнить задание 2.
|
| 4
|
| Человек и человечность.
| 1
| Мораль и гуманизм;
Моральные нормы и поступки людей.
| Извлекать нужную информацию для решения задач; самостоятельно работать с дополнительной литературой;
анализировать факты, делать выводы.
| Текущий,
| тесты.
| §4, вопросы к параграфу.
|
| 5
|
| Человек и культура.
| 1
| Что такое культура;
Приобщение к культуре.
| Извлекать нужную информацию для решения задач из текста учебника, делать выводы.
| текущий
| Презентация «Выдающиеся памятники культуры и искусства»
| § 5 вопросы к параграфу.
|
| 6
|
| Человек познаёт мир.
| 1
| Знания о мире и мир знаний;
Сколько «Я» в каждом «Я».
| Объяснять каким образом человек познаёт окружающий мир и самого себя. Анализировать факты, делать выводы.
| Текущий. Тест.
| Презентация «Мир вокруг тебя»
| §6, вопросы к параграфу.
|
| 7
|
| Вечные вопросы.
| 1
| Кто я;
Зачем я;
Что будет после меня;
Человек: индивид, личность.
| Объяснять чем отличаются индивид и личность.
| Текущий,
| Тест, документы
| §7, вопросы к параграфу
|
| 8
|
| Что такое человек? Повторительно – обобщающий урок.
| 1
|
| Показать знания по изучаемому разделу.
|
| Проверочная работа 2 варианта.
| Ответить на вопрос «Что такое экология?»
|
| 9
| Человек и природа. (4 часа).
| Природа, общество, человек.
| 1
| Что такое природа;
Связь человека с природой;
Человек венец природы;
Вершина пирамиды или звено в цепи.
| Оценивать взаимосвязь человека и природы;
Анализировать факты, делать выводы.
| Текущий
| Дополнительный материал, тесты.
| §8, вопросы к параграфу
|
|
№
урока
| Наименование раздела программы и количество часов на раздел
| Тема урока
| Количество уроков
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (знания, умения, навыки)
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание в письменной или цифровой форме
| Дата проведения
| 10.
|
| У роковой черты.
| 1
| Экологический кризис, Красная книга, экологическое равновесие.
| Рассказывать о защите окружающей природы, анализировать источники, самостоятельно делать выводы.
| текущий
| Документы
| §9, задания..
|
| 11.
|
| Природа под охраной закона.
| 1
| Экологическое право, экологические права и обязанности, ответственность за экологические правонарушения.
| Рассказывать о защите окружающей природы, анализировать источники, самостоятельно делать выводы
| Текущий, тест
| Презентация «Природа»
| Прочитать §10, с.61-62 ответить на вопросы.
|
| 12.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа».
| 1
|
| Объяснять смысл терминов и понятий.
| Текущий.
| Контрольный тест.
| с.63-64 вопросы.
|
| 13.
| Человек среди людей. (7 часов).
| Межличностные отношения.
| 1
| Симпатия, антипатия, деловые и личные отношения, приятельство, товарищество.
| Извлекать нужную информацию для решения задач; самостоятельно работать с дополнительной литературой;
анализировать факты, делать выводы.
| Текущий, тесты.
| Презентация «Дружба. Любовь»
| §11, вопросы к параграфу.
|
| 14.
|
| Радости и сложности общения.
| 1
| Общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения.
| Извлекать нужную информацию для решения задач из текста учебника, делать выводы.
Рассказывать о своих друзьях, общении с одноклассниками, родителями.
| текущий
| Презентация «Мой друг»
| § 12, вопросы к параграфу.
|
| 15.
|
| Малая группа.
| 1
| Групповые нормы, групповые санкции, групповой эгоизм, конформизм.
| Называть причины возникновения малых групп. Анализировать факты, делать выводы.
| Текущий.
| Документы, тесты
| §13, вопросы к параграфу, сообщение о неформальных объединениях молодёжи.
|
| 16.
|
| Бесценный дружеский союз.
| 1
| Групповая солидарность.
| Объяснять, чем дружба отличается от приятельских отношений.
| Текущий.
| Документы, тесты
| §14, сообщение «Дружба, достойная подражания».
|
|
№
урока
| Наименование раздела программы и количество часов на раздел
| Тема урока
| Количество уроков
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (знания, умения, навыки)
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание в письменной или цифровой форме
| Дата проведения
| 17.
|
| Самое утреннее из чувств.
| 1
| Любовь
| Называть чувства вызывающие любовь. Анализировать источники, самостоятельно делать выводы.
| текущий
| Фрагменты из фильмов о любви.
| §15, задания..
|
| 18.
|
| Психологический климат в семье.
| 1
| семейный долг
| Анализировать источники, характеризовать типы психологических климатов в семье.Самостоятельно делать выводы.
| Текущий
| Документы, тесты
| Прочитать §16, ответить на вопросы.
|
| 19.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».
| 1
|
| Объяснять смысл терминов и понятий
| Текущий
| Контрольный
тест.
|
|
| 20.
| Человек в обществе. (14 часов)
| Человек и общество.
| 1
| деловые и личные отношения,.
| Извлекать нужную информацию для решения задач; самостоятельно работать с дополнительной литературой;
анализировать факты, делать выводы.
| Текущий,
| тесты.
| §17, вопросы к параграфу.
|
| 21.
|
| От хозяйства Робинзона к экономике.
| 1
| Рабочая сила человека, предметы труда и средства труда, технология, «ноу-хау», НТП
| Извлекать нужную информацию для решения задач из текста учебника, делать выводы.
| текущий
| Тесты, документы
| § 18, вопросы к параграфу.
|
| 21.
|
| Человек в мире экономических отношений.
| 1
| Экономические блага, ресурсы. Равновесная цена, деньги
| Объяснять какие экономические отношения возникают между людьми. Анализировать факты, делать выводы.
| Текущий.
| Тесты, документы
| §19, вопросы к параграфу, сообщение о неформальных объединениях молодёжи.
|
| 23.
|
| Государство и экономика
| 1
| Налог, прямой налог, косвенный налог, облигация
| Характеризовать виды налогов и ценных бумаг.
| Текущий.
| Тесты, документы
| §20, сообщение «Дружба, достойная подражания».
|
| 24.
|
| Самостоятельная работа по теме «Экономика».
| 1
|
| Объяснять смысл терминов и понятий
| Текущий
| Контрольный
тест.
|
|
| 25.
|
| Социальная сфера жизни общества.
| 1
| Социальное неравенство, социальный статус и роль. Социальный конфликт
| Объяснять причины сохранения социального неравенства в современном обществе
| Текущий
| Презентация «Сферы жизни»
| §21, задания.
|
| 26.
|
| Нации и межнациональные отношения.
| 1
| Племя, народность
| Рассказывать о важности взаимопонимания между людьми различных национальностей и предотвращении международных конфликтов
| Текущий.
| Презентация «Нации и национальные отношения»
| §22, задания.
|
| 27.
|
| Связь поколений.
| 1
| Поколение, возрастная когорта, конвенция
| Рассказывать о необходимости преемственности поколений
| Текущий.
| Документы, тесты.
| §23, задания.
|
| 28.
|
| Политика и политическая жизнь.
| 1
| Политическая организация, оппозиция
| Объяснять роль политики в жизни общества и рядовых граждан в политической жизни.
| Текущий.
| Презентация «Политическая сфера жизни»
| §24, задания.
|
| 29.
|
| Гражданин и государство.
| 1
| Государство, суверенитет, монархия. Республика, унитарное государство, федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство.
| Объяснять причины возникновения государства, его роль в жизни современного общества
| Текущий.
| Документы, тесты
| §25, задания.
|
| 30.
|
| Культура. Наука. Искусство.
| 1
| Художественный образ
| Рассказывать о взаимосвязи развития культуры и общества
| Текущий.
| Презентация «Культура»
| §26, задания.
|
| 31.
|
| Человек и выбор жизненного пути.
| 1
| Адаптация, индивидуализация, интеграция
| Оценивать сложности с которыми человек сталкивается во время выбора своего жизненного пути.
| Текущий.
| Презентация «Твоя профессия»
| §27, задания.
|
| 32.
|
| Современный мир.
| 1
| Глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа
| Оценивать взаимосвязь современного мира
| Текущий.
| Презентация «Глобальные проблемы»
| §28, задания.
|
| 33.
|
| Повторительный урок по теме «Человек в обществе».
| 1
|
| Объяснять смысл терминов и понятий
| Текущий
| Контрольный
тест.
|
|
| 34.
|
| Контрольная работа по теме «Человек в обществе».
| 1
|
| Объяснять смысл терминов и понятий
| Текущий
| Контрольный
тест.
|
|
| |