Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 206.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.03.2014
Размер206.33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Вокальный ансамбль

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

профиль «Народное пение»

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Требования к содержанию по дисциплине

  3. Учебно- тематический план

  4. Формы контроля

  5. Содержание учебной дисциплины

  6. Примерный репертуарный список

  7. Виды самостоятельной работы студентов

  8. Материально-техническая база

  9. Список литературы


I. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Вокальный ансамбль» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Музыкальное искусство», профиль «Народное пение».

Основной целью дисциплины «Вокальный ансамбль» является обучение студентов базовым знаниям и обучению искусству народного пения, а также овладением творческим исполнительским коллективом.

Критерием теоретического владения предметом пения в ансамбле является умение свободно пользоваться специальной терминологией и знаковой лексикой. Практическое владение предметом предполагает работу с партитурами разного уровня сложности, а также умение работать с различными, как печатными, так и рукописными источниками (расшифровки, аранжировки, обработки) с целью получения профессиональной и специальной информации; умение донести до коллектива многоплановость и глубина содержания народных песен; способность своим практическим примером обучать коллектив той или иной манере пения (включая традиционные областные манеры пения); организовать работу коллектива по подготовке концертной программы различного уровня сложности и тематической целесообразности.

Занятия по дисциплине «Вокальный ансамбль» имеют практический характер. Освоение студентами теоретического материала (терминологии, знаковой лексики, особенностей взаимодействия с коллективом и пр.) проходит в процессе работы с певческим коллективом, при ознакомлении с нотными материалами по предмету, при работе с разного рода словарями и справочниками. Своеобразие данного предмета в том, что он аккумулирует в себе достижения по всем дисциплинам специального цикла и, кроме того, стимулирует процесс обучения. Тесная взаимосвязь занятий в классе с другими дисциплинами специального цикла, такими как, постановка голоса, хоровой класс, дирижирование, методика работы с хором, хороведение, расшифровка, аранжировка, чтение хоровых партитур, – обязательное условие для решения задачи профессионального воспитания руководителя народного хора.

Большое значение в процессе обучения предмету «Вокальный ансамбль» придаётся техническим средствам обучения (аудио – и видеотехнике). В сумму навыков, входящих в предметные требования, включено умение пользоваться аудио- и видеоаппаратурой, с помощью которых можно демонстрировать записи традиционного пения, танца, народного быта на учебных занятиях. Это необходимо для углубления понимания народной культуры в целом и народного пения как части национальной культуры. Это необходимо для улучшения качества звучания учебного ансамбля, для усиления образно-смыслового аспекта песенного исполнительства, для насыщения учащихся традиционным колоритом, для повышения эстетической ценности произведений песенного фольклора. Это особенно необходимо для существенного улучшения самого процесса обучения как способа передачи знаний от аутентичных представителей традиционной культуры младшим поколениям.

Учебно-методический комплекс включает репертуарный список для вокального ансамбля и список рекомендуемый литературы по предмету "Вокальный ансамбль".

В учебно-методический комплекс включены:

  • методические разработки по работе с хором;

  • учебники по терминологии и семантики фольклорных партитур;

  • сборник партитур по текущему репертуару;

  • набор аудио- и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;

  • словари всех типов, музыкальные, хоровые и фольклорные справочники (для библиотечной работы).

Цель дисциплины – подготовить высококвалифицированного руководителя народного хора или ансамбля, владеющего методикой работы с коллективом любого возраста, обладающего хорошим музыкально-художественным вкусом и разбирающегося в многообразии жанров народно-певческого исполнительства. Подготовить профессиональных специалистов, дать им необходимые навыки по работе с народными хоровыми коллективами, дать необходимые знания народно-хорового исполнительства, научить ориентироваться в стилевых особенностях народного хора для применения их в своей практической деятельности.

Задачи данной дисциплины:

- овладение системой специальных музыкально-теоретических, вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков;

- развитие навыков слухового самоконтроля как результата систематических занятий (умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения);

- воспитание художественного вкуса, понимание формы и содержания произведения;

- расширение музыкального кругозора (знакомство с творчеством профессиональных коллективов);

- воспитание личности поющего (пробуждение интереса и увлеченности, выражающееся в его эмоционально-интеллектуальной отдаче, развитие творческой инициативы в процессе обучения);

- воспитание правильного стереотипа поведения в коллективе.

Каждое занятие по ансамблю обязательно включает следующие формы и методы работы на уроке:

  • разогрев голосового аппарата поющих через исполнение специально подобранного комплекса упражнений, имеющего вспомогательный характер и не сложного в вокально-техническом отношении;

  • работу над ансамблевым звучанием (формирование навыков ансамблевого пения) с помощью вокально-тренировочного материала (исполнение разного рода мелодико-ритмических фигураций, попевок, гармонических последовательностей и т.п.) под сопровождение фортепиано и a cappella, отработку штрихов и приемов;

  • работу над вокальным произведением (выбор произведения, разучивание мелодического и поэтического материала, работа над партитурой, драматургическое решение песни через определение формы и кульминационных моментов и т.д.);

  • на заключительном этапе работы над произведением необходимо вводить элементы постановки концертного номера, а именно выбор необходимых мизансцен, обозначение стилистики сценического поведения через мимику, жесты и телодвижения, при необходимости использование хореографических средств.



II. Требования к содержанию по дисциплине

Развитие музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти и др.). Приобретение студентами вокально-хоровых навыков. Расширение музыкального кругозора путем практического изучения лучших образцов народного музыкального творчества. Развитие навыков работы с партитурами народных песен (от простой гетерофонии до песен повышенной трудности, функционального многоголосия и полифонических образцов). Художественное воспитание студентов. Привитие организаторских качеств, а также таких профессиональных качеств, как чувство ответственности, коллективизм и товарищество. Воспитание студента как артиста и руководителя творческого коллектива.
III. Учебно-тематический план


Семестр

Наименование темы

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего

1 семестр

Раздел 1.Введение в предмет, базовые навыки и знания.













Тема 1.1. Введение

9

1

10




Тема 1.2. Деление на партии в ансамблевом пении.

14

14

28




Тема 1.3. Отработка элементарных навыков голосообразования в рамках ансамблевого пения.


12

47

59




Тема 1.4. Развитие ансамблевой интонации.


14

14

28




Тема 1.5. Развитие ансамблевого чувства ритма. Работа над дикцией.

15

10

25




Тема 1.6. Разработка ансамблевого учебно-тренировочного и репертуарного плана.


20

15

35

2 семестр

Раздел 2. Развитие и закрепление навыков ансамблевого пения.














Тема 2.1. Практическое многоголосие.



35

10

45




Тема 2.2. Ансамблевый строй.


15

10

25




Тема 2.3. Основные средства исполнительской выразительности в ансамблевом пении.













Тема 2.4. Пение по нотам ансамблевой партитуры.


10

35

45




Тема 2.5. Пение a capella.


16

15

31




Тема 2.6. Формирование критического отношения к звучанию ансамбля.

4




4

3 семестр

Раздел 3. Углубление знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.













Тема 3.1. Работа над ансамблевым исполнением

15

10

25




Тема 3.2. Тембральная имитация звучания различных инструментов в ансамблевом пении.

13

15

30




Тема 3.3. Подготовка концертного выступления

17

10

27

4 семестр

Раздел 4. Выработка и развитие самостоятельности у студентов в процессе ансамблевого творчества.














Тема 4.1. Участие в создании вокальной аранжировки для ансамбля.

20

15

35

Всего часов

229

221

450



IV. Формы контроля
С целью проведения полноты и прочности знаний учащихся, умения применять полученные знания на практике, а также навыков самостоятельной работы с репертуаром обязательно проводится выступление 1 раз в год: в конце учебного года и экзамен в V, VII семестрах. Оценка обсуждается и выставляется членами предметно-цикловой комиссии.

1 курс 1 семестр - контрольный урок;

1 курс 2 семестр - контрольный урок;

2 курс 3 семестр - экзамен;

2 курс 4 семестр - контрольный урок.

На экзамене вокальный ансамбль студентов исполняет три-четыре разнохарактерных произведения a capella и под аккомпанемент (ансамбль фольклорных инструментов, баян).


Курс, семестр

Минимальный объем работы

Примерная часть программы

Формы аттестации

1

курс,

1 семестр

Две разнохарактерные песни небольшого диапазона, с правильным грудобрюшным дыханием, с использованием грудной позиции при пении.

Минимальные требования:

«Ой, весна, ой красна» - календарная, Тюменская область.

«Ой, да ты, калинушка» - лирическая, Краснодарский край.

Общие требования:

«Сени, мои сени» - плясовая, Свердловская область.

«Из-за лесу, из-за бору» - плясовая, Краснодарский край.

«А я сеяла, сеяла лен» - лирическая, Брянская область

Контрольный урок

1

курс,

2 семестр

Две разнохарактерные песни небольшого диапазона с определенными ладовыми трудностями с использованием грудобрюшного дыхания. Чистое интонирование и правильное певческое звучание

Минимальные требования:

«Жаворонок в темном лесе» лирическая, Белгородская область.

«Колечко мое», лирическая, Ростовская область.

Общие требования:

«Шел я яром» шуточная, Белгородская область.

«Мимо садика дороженька торна», лирическая, Тюменская область

Контрольный урок

2 курс,

3

семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими и регистровыми сложностями. Использование смешанного регистра (микст) при пении, и грудного дыхания, т.е. смешанного.

Минимальные требования:

«Ой, как по речке», хороводная, Ивановская область.

«Ой, вы, горы мои, ой, да Кавказские» лирическая, Краснодарский край.

Общие требования:

«И шло два героя», историческая, Ростовская область.

«Сидит дрема», Тюменская область.

«Ой ты сад, ты мой сад», лирическая, Брянская область.

«Во пиру была, во беседушке», плясовая, Московская область.

Экзамен

2 курс,

4

семестр

Две разнохарактерные песни расширенного диапазона с ритмическими ладовыми, дикционными, и регистровыми трудностями. Переход с грудного регистра на головной, и возможное использование смешанного регистра. Правильная артикуляция.

Минимальные требования:

«Ты воспой в саду соловейко», хороводная, Ростовская область.

«Вы казачки, казачки», плясовая, Краснодарский край. Общие требования:

«Ой, вишеньки-черешеньки», лирическая, Краснодарский край.

Контрольный урок







«Гулял Ванька по саду», лирическая, Смоленская область.

«У меня младой, муж гнедой», шуточная, Белгородская область.

«Ты подуй, подуй» хороводная

Воронежская область.







V. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Введение в предмет, базовые знания и навыки.

Тема 1.1. Введение.

Отличие ансамблевого пения от сольного, знакомство с несложными вокальными упражнениями и песенным материалом. Выявление особенностей поведения студентов на занятиях ансамблем: активность, лидерство, комфортность и т.д. Создание дружелюбной атмосферы общения между участниками ансамбля, воспитание чувства ответственности за совместное решение поставленных задач. Пробуждение сознательного отношения к коллективной форме вокального исполнительства через создание заразительной эмоциональной атмосферы и интереса к совместному творчеству у студентов.

Тема 1.2. Деление на партии в ансамблевом пении.

Типы голосов. Хоровая классификация голосов. Разделение на партии. Функция каждого отдельного голоса в ансамблевом пении (мелодическая, басовая, гармоническое заполнение, контрапункт). Для исполнения песенного репертуара необходимо произвести четкое разделение на голоса, исходя из типа голосов учащихся и певческой целесообразности использования той или иной тесситуры пения для каждого конкретного голоса.

Тема 1.3. Отработка элементарных навыков голосообразования в рамках ансамблевого пения. Спокойный неспешный вдох, мягкая атака, четкая артикуляция и дикция, умение тянуть звук на средней громкости.

Тема 1.4. Развитие ансамблевой интонации. Слияние голосов в унисоне, сопоставление точности высоты звучания голоса с эталоном фортепианного звучание. Развитие и укрепление ладового и гармонического слуха. Гармоническая вертикаль в ансамблевом пении (умение слышать звучание аккорда в целом, сознавая характерность его звучания). Освоение принципов интонирования в ансамблевом пении (зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения). Практическое освоение различных интервальных соотношений двухголосного звучания (включая диссонирующие интервалы).

Тема 1.5. Развитие ансамблевого чувства ритма. Работа над дикцией. Синхронность произнесения и пропевания отдельных упражнений, скороговорок, попевок с заданным ритмическим рисунком. Разность ритмических рисунков в различных партиях. Достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач (развитие чувства «звучащей» паузы). Работа над произношением текста в ансамблевом исполнении, осмысление музыкальной фразы и осознание взаимосвязи музыки и слова, выразительная передача музыкального материала. Правила орфоэпии в пении (динамическая редукция гласных). Дикционные тренинги (использование материала скороговорок, сложные сочетания согласных), четкое произнесение текстов песен в определенном темпоритме, выявление речевой и музыкальной ритмоинтонации.

Тема 1.6. Разработка ансамблевого учебно-тренировочного и репертуарного плана. Пение в унисон и в интервалы несложных вокальных упражнений и попевок (каждый участник ансамбля должен петь нижний и верхний голос попеременно в вокальных упражнениях), совместное проговаривание дикционных упражнений. Развитие ладогармонического слуха и привитие стойких навыков многоголосного пения через пение выдержанного звука в нижнем или верхнем голосе, освоение параллельного движения голосов, пение несложных многоголосных канонов. Разучивание песенного материала с использованием несложного многоголосия. Получение элементарных навыков анализа вокального произведения (определение жанровых истоков и стилистических особенностей, творческий подход в осмыслении поэтического текста, выявление взаимосвязи речевой и музыкальной интонации).

В течение первого курса обучения необходимо четко определить состав участников ансамбля как дальнейший удачный и перспективный творческий коллектив для ведения практики концертных выступлений.

Раздел 2. Развитие и закрепление навыков ансамблевого пения.

На данном этапе обучение ансамблевой технике исполнения принимает строго целенаправленный характер в сочетании с усложнением музыкального материала и созданием активной рабочей обстановки во время занятий (выработка у студентов самодисциплины, творческой самоотдачи и ответственности в достижении заданного результата). Основной упор делается на усвоение специфических знаний в области ансамблевой техники, формирование устойчивых навыков ансамблевого пения и воспитание важных качеств личности, необходимых для самореализации в рамках коллективного творчества.

Тема 2.1. Практическое многоголосие. Участие в более сложных ансамблевых составах: трио или квартете. Ансамблевый строй. Понятие вертикального (гармонического) и горизонтального (мелодического) строя, систематичность и целенаправленность в работе над чистотой интонации.

Тема 2.2. Основные средства исполнительской выразительности в ансамблевом пении. Детальная проработка основных средств исполнительской выразительности в ансамбле:

- темп и его связь с художественным образом, гармонией, ладом и ритмом;

- динамика и относительный уровень изменения громкости («тихо», «умеренно», «громко»);

- тембр звучания и его непосредственное воздействие на слушателя, формирование через тембровое звучание ансамблевой манеры пения; - - штрихи («легато», «нон-легато», «стаккато») и их тесная связь с другими средствами художественной выразительности;

- фразировка (музыкальная фраза и ее общее понятие) и ее зависимость от литературного текста; соотношение музыкальной и литературной речи.

Тема 2.3. Пение по нотам ансамблевой партитуры.

Тема 2.4. Пение a capella.

Тема 2.5. Формирование критического отношения к звучанию ансамбля. Формирование критического отношения к звучанию ансамбля и умения делать оценку совместному исполнению.

Раздел 3. Углубление знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Данный год обучения должен быть направлен, как на отработку положительных качеств звучания ансамбля и его закрепление, так и на устранение недостатков, связанных с формированием навыков ансамблевого пения (однообразность динамики в исполнении, неразборчивая дикция, нечеткая артикуляция, нечистый унисон и др.). Достижение большего единства в освоении навыков ансамблевого пения (умение одного музыканта соизмерять свою художественную индивидуальность с другими музыкантами в ансамбле), укрепление творческого контакта между участниками ансамбля и руководителя.

Тема 3.1. Работа над ансамблевым звучанием. Тщательная работа над звучанием ансамбля (мягкость, гибкость, динамический баланс, палитра тембровых красок и т.д.). Определение стилевого направления каждого конкретного ансамбля и развитие необходимых стилевых качеств исполнения. Исполнение ансамблем несложных мелизмов (форшлагов, мордентов). Закрепление навыков художественного исполнения (осмысленность, выразительность, цельность). Закрепление красивой тембровой палитры звучания ансамбля.

Тема 3.2. Тембральная имитация звучания различных инструментов в ансамблевом пении. Исполнение произведений на скэт.

Тема 3.3. Подготовка концертного репертуара.

Раздел 4. Выработка и развитие самостоятельности у студентов в процессе ансамблевого творчества.

На данном году обучения необходимо максимально привлечь интерес студентов к музыкальному творчеству, а именно сделать их непосредственными участниками подбора репертуара ансамбля (знакомство и неоднократное прослушивание интересных образцов современного вокально-ансамблевого творчества, обращение к творчеству коллективов прошлых лет) и помочь самостоятельно решать художественные задачи в ответственных соло и подголосках, совместно с преподавателем разбирать некоторые спорные моменты аранжировки вокального произведения.

Тема 4.1. Участие в создании вокальной аранжировки для ансамбля.

Участие в творческом процессе создания вокальной аранжировки для ансамбля (подбор второстепенного голоса, варьирование мелодического и ритмического рисунка вокальной темы, выбор динамических средств и т. д.).

Развитие творческих способностей, необходимых для реализации собственной индивидуальности на занятиях по ансамблю (умение варьировать мелодический и ритмический рисунок, сочинять вокализы в песне и легкую импровизацию, используя приемы пения на скет, подбирать на слух и на фортепиано второй голос и различные подголоски).

VI. Примерный репертуарный список

«Ой, весна, ой красна» - календарная, Тюменская область.

«Ой да ты, калинушка» - лирическая, Краснодарский край.

Общие требования:

«Сени, мои сени» - плясовая. Свердловская область.

«Из-за лесу, из-за бору» - плясовая, Краснодарский край.

«А я сеяла, сеяла лен» - лирическая, Брянская область

«Жаворонок в темном лесе» лирическая, Белгородская область.

«Колечко мое», лирическая, Ростовская область.

«Шел я яром» шуточная, Белгородская область.

«Мимо садика дороженька торна», лирическая, Тюменская область

«Ой, как по речке», хороводная, Ивановская область.

«Ой, вы, горы мои, ой, да Кавказские» лирическая, Краснодарский край.

Общие требования:

«И шло два героя», историческая, Ростовская область.

«Сидит дрема», Тюменская область.

«Ой ты сад, ты мой сад», лирическая, Брянская область.

«Во пиру была, во беседушке», плясовая, Московская область.
VII. Виды самостоятельной работы студентов

Для овладения знаниями:

  • чтение дополнительной учебно-методической литературы по вокалу;

  • работа со словарями и справочниками, использование аудио- и видеозаписей певцов различных музыкальных направлений и стилей.

Для формирования умений:

практическое освоение игры вокальных упражнений на фортепиано во всех тональностях, а также аккомпанирование некоторых упражнений и гамм.
VIII. Материально-техническая база

Для занятий по вокальному ансамблю необходима аудитория 40 кв.м., танцевальный класс для занятий по народному танцу, аудио и видео аппаратура.

XIX. Cписок литературы

1. Ананичева, Т. Песенные традиции Поволжья. Москва: Музыка 1991.

2. Демина, Л. В. Свадебный обряд славян Тюменской области / Л. В. Демина. – Тюмень : Экспресс, 2005. – 242 с.

3. Дорофеев, Н. И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев / Н. И. Дорофеев. – Москва : Сов. композитор,1989. – 456 с.

4. Золотые россыпи народной песни России / ред.-сост. Н.А. Шульпеков, Е.О. Засимова, В.М. Ковальчук. – Красноярск : «Буква С», 2009. – 438 с., цв. вкл. – Кн. 1

5. Золотые россыпи народной песни России / ред.-сост. Н.А. Шульпеков, Е.О. Засимова, В.М. Ковальчук. – Красноярск : «Буква С», 2010. – 432 с., цв. вкл. – Кн. 2.

6. Народное музыкальное творчество : Хрестоматия / отв. ред. О.А. Пашина. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 336 с.

7. Русские народные песни : Хрестоматия для высших и средне-специальных учебных заведений / ЧГАКИ; сост. Г.А. Архипова. – Челябинск, 2006. -208 с.
Дополнительная литература

1. Вербов, А. Техника постановки голоса. – Москва : Государственное музыкальное издательство, 1961.

2. Енговатова, М. А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. – Москва : Советский композитор, 1981.

3. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Москва : НОУ «Луч», 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск