Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.04.2014
Размер153.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы



Цель: актуализация знаний по правам ребенка.

Задачи:

-формирование у учащихся убеждения в ценности собственной личности, адекватной оценки своих поступков и действий окружающих, правовой культуры учащихся;

-воспитание уважительного отношения к правам других людей: не ущемлять их достоинства и выполнения своих обязанностей.
Ход мероприятия

  1. Оргмомент

- Здравствуйте, дорогие гости. Нам приятно видеть вас на нашем правовом мероприятии. Цель нашей совместной работы с ребятами: больше узнать о правах и обязанностях ребенка, выяснить, какое право самое важное для человека и почему.

- Ребята, я объединила всю нашу работу названием «Урок длиною в жизнь».

- Какое слово вы бы выделили из этого названия и почему?

- Я раздам вам яркие сердечки, на них напишите, пожалуйста, ассоциативное слово к слову «жизнь».
2. Разминка

- Все вы посещаете факультатив «ОПЗ». Давайте проведем разминку, тем самым активизируем ваши знания. Итак, заморочки из бочки!

  1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? (1989 г. 20 ноября)

  2. Граждане, не достигшие 18-летнего возраста. (Несовершеннолетние)

  3. Нормативный правовой акт, изданный высшим органом государственной власти. (Закон)

  4. Опасное для общества действие (бездействие), нарушающее требование уголовного закона — кража, хулиганство и т.д. ( Преступление )

  5. С какого возраста человек несет уголовную ответственность? (С 16 лет, за некоторые преступления — с 14 лет)

  6. Основной закон государства. (Конституция )

  7. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (педагоги, родители )

  8. ООН считает человека ребенком от рождения до? (18 лет )

  9. Расшифруйте понятие ООН?

  10. Расшифруйте понятие ИДН?

  11. До какого возраста запрещена продажа спиртных напитков? (18)

  12. Назовите свои основные права?


3. Историческая справка

- Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.

- Кстати, давайте для начала проведём маленький эксперимент. У вас есть карточки и карандаши? Сейчас я скажу фразу, а вы, её прослушав, выполните нехитрое задание. Итак: «Представьте себе, что сейчас открылась дверь, и в наш класс вошёл ЧЕЛОВЕК. Вообразите его себе и напишите на карточке возраст этого человека».

Опыт показывает, как ребята представляют себе взрослого человека.

- Как вы вообразили ЧЕЛОВЕКА?

Смотрите, ребята, как интересно получилось. Все вы при слове «человек» представили себе взрослого. А ведь на самом деле и каждый из вас тоже человек. Десятки и сотни законов регулируют жизнь и деятельность каждого человека.
- Знаете ли вы, ребята, что ваше благополучие и права всегда вызывали пристальный интерес международных организаций?

Чрезвычайным событием, подвигшим энтузиастов, в частности, женщин, на защиту прав всех детей, стала первая мировая война. Пережив потрясения, Союз спасения детей вместе с Лигой женщин в 1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций (предшественницы ООН) первую Декларацию прав ребенка из 5 пунктов. Позже она получила название Женевской, потому что была подписана в 1924 г. в Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций.
В 20-е годы защита прав детей рассматривалась в основном применительно к таким проблемам, как рабство, детский труд, торговля детьми и проституция несовершеннолетних.

Для настоящего времени Женевская декларация имеет значение скорее как исторический факт.

Временное затишье сменилось бурей. Ею стала 2-я мировая война, после которой была создана ООН, принята Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), а затем и Декларация о правах ребенка (1959 г.). Многим казалось, что на этом можно поставить точку в законодательстве и воплощать документы в жизнь. Поэтому инициатива польской делегации, выступившей в 1978 г. с идеей создания конвенции о правах ребенка, вначале не была поддержана.

Дискуссия длилась около года. На заседаниях в ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых страдали дети. Приводились сведения

детской смертности.

Кроме того, было признано, что интересы детей ни всегда совпадают со взглядами родителей или опекунов, Стало очевидным,' что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях.

Приняв во внимание эти доводы, Организация Объединенных Наций в 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все

моменты, связанные с жизнью и положением ребенка обществе. Страны, утвердившие конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями Конвенции ООН. Утвердив конвенцию, РБ взяла на себя обязательство отразить ее требования в своем законодательстве. В результате был разработан закон «О правах ребенка».

4. Целеполагание

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение А, Вертинского и скажите, какое право человека будет темой нашего мероприятия?

АНАТОЛЬ ВЯРЦІНСКІ

Жыццё даецца, каб жыццё тварыць...
Жыццё даецца, каб жыццё тварыць.

Каб светла-залатую яго ніць

віць і далей — любоўю, справай дзейнай

ды словам, што ад справы неаддзельна.

Тварыць!
Жыццё даецца, каб жыццё тварыць.

Надзеяй, праўдай, мужным нарываннем,

высакародным, дружным намаганнсм,

што потым зоркай у вяках гарыць.

Тварыць!
Жыццё даецца, каб жыццё тварыць,

Маральны самы, самы натуральны

пачатак гэты вось жыццестваральны.

Інакш — якая ад жыцця карысць?

Тварыць!
Жыццё даецца, каб жыццё тварыць.

Не марнаваць, не нішчыць, не бурыць, —

Тварыць!

- Какое право – основа нашего мероприятия?

Жизнь, житие, житуха… Простое, ничем не приметное слово несет в себе животворную силу, данную людям Богом.

Нас редко волнует это слово. Просыпаясь по утрам, поздравляя друг друга, мы все больше помним о красоте, о любви, о здоровье: «Крепкого вам здоровья», «Желаем любви, счастья». Эти обыденные шаблоны не часто затрагивают струны души человеческой, да и «желаем долгой жизни» проходит как-то вскользь.

Так что же такое «жизнь»? Если обратиться к словарю, то можно узнать, что это слово имеет целых шесть значений. Одно из них, я считаю, подходит к теме нашего мероприятия. «Жизнь – физиологическое существование человека, животного, всего живого», - толкует С. И. Ожегов. И сразу из-под сознания выплывает жуткое слово «смерть». Жизнь – смерть.… Одно дарует надежду на существование, осуществление своих желаний, а другое все губит, уничтожает. Понятно, когда черная безликая смерть приходит к больному, немощному человеку, но трудно понять, когда ее просят молодые и здоровые люди. Некоторые с жутким удовольствием ее принимают. Смотришь передачи, читаешь газеты и видишь, как мелькают заголовки: «Игры со смертью», «Страна вечного молчания», «Суицид». Вчитаешься и поймешь: человек ведет войну с собой, добровольно расстается с жизнью, дарованной Богом. И больно видеть, что устали от жизни ваши ровесники, ребята 13-17 лет. Поэтому мне хочется, чтобы вы не только выяснили, каковы истоки суицида, но и попробовали найти пути выхода, или отступления, из этой бессердечной войны, которая не выбирает жертв по возрасту.
По существу, болезнью 21 века можно назвать войну человека с самим собой, или суицид. Во всем мире самоубийство входит в тройку наиболее частых причин смерти (травма, заболевание, суицид).

И нашу Беларусь окружают страны-лидеры по уровню подростковых суицидов. По данным Детского фонда ООН, наиболее высокий процент суицидов детей и подростков наблюдается в Латвии, Литве, Словении, России, Финляндии, Новой Зеландии. Три государства - наши соседи.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день в мире добровольно расстаются с жизнью почти 30 тысяч человек. Погибает от самоубийств больше людей, чем от всех войн и терактов.

За каждой цифрой из статистики - крик о помощи, которым хотят привлечь внимание к своей беде, вызвать сочувствие у окружающих.
5. Выступление исследовательских групп

- У А Ахматовой есть строки, в которых звучит призыв смерти:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

Почему понятие «Самоубийство» появилось в обществе и живет до сего времени, не попав в группу архаизмов. Вы разделены на аналитико-исследовательские группы. Каждая из вас занималась решением своей задачи.
- Одна из исследовательских групп узнала, каковы истоки самоубийства. Ваше выступление.


  1. Истоки суицида

Самоубийство (суицид), по С. И. Ожегову, осознанное лишение человеком себя жизни.

Суицид – это и психологическое явление, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую минуту жизни человека, когда черные волны заливают душу и гаснет лучик надежды.

В далеком прошлом суициды использовались в качестве ритуальных самоубийств. В гробницах царей находили и тела верных воинов, которые стерегли врата вечности.

На территории Дании когда-то возвышалась «скала предков», с нее старики – воины бросались вниз и умирали, когда жизнь становилась в тягость, ибо умереть в своей постели считалось позором.

Всем нам известна Япония со своими ритуальными самоубийствами. Тогда это был единственный способ смыть нанесенное оскорбление. Оскорбленный самурай вспаривал себе живот мечом.

В Индии широко использовали самосожжение, когда наступала старость или приходила болезнь, или жена оставалась без мужа.

А в Римской империи существовал обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной смертью как бы искупали вину.

Таким образом, мы видим, что много веков назад суицид подразделялся на определенные виды:

- самоубийство старых и больных людей;

- самоубийство жен после смерти мужа;

- самоубийство воинов, слуг умершего хозяина;

- самоубийство как реакция на стресс;

- самоубийство как проявление психопатии.

Именно тогда человек лишал себя жизни потому, что должен был так поступить. А с момента распространения христианства изменилось отношение к самоубийству, которое стало считаться великим грехом.
- Спасибо за интересное выступление. Ребята, что вас удивило или поразило.

- Каждая группа подготовила коллаж, в их работе звучит призыв: жить нужно, и жизнь прекрасна.

коллаж

- Интересно, а как же церковь смотрит на самоубийство человека. Слушаем выступление следующей группы.

2. Библейский взгляд на самоубийство

На протяжении веков Библия остается для человечества источником веры и мудрости. Каждое поколение открывает в ней неиссякаемые духовные богатства. Это совершенно особая книга, уникальная и единственная в своем роде. С точки зрения верующих, Библия – ценнейшая книга, откровение самого Бога, данное людям. К Библии нужно относиться как к творению самого человека, в котором воплотились стремления, боль и мечты многих поколений. «Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества», - писал Федор Достоевский. А Сергей Светайло говорил: « Вполне возможно, что Библия была дарована людям в качестве поведенческого задачника на все случаи жизни и времени».

Именно из святого Писания мы узнаем о нормах жизни на все века – десяти заповедях. Их Господь дал израильскому народу через три месяца после ухода из Египта. Позже благословляя детей, Иисус опять напоминает эти заповеди:

Иисус юноше ответил: «Если хочешь получить вечную жизнь, соблюдай заповеди». «Какие?» - спросил юноша. «Не убивай, - последовал ответ, - не развратничай, не воруй, не лги, проявляй особое уважение к отцу с матерью, люби ближнего своего, как любишь самого себя».

Шестая заповедь «не убивай» является большим аргументом того, что убийство является грехом, а суицид – это то же убийство, только человек совершает его осознанно и умышленно. С иврита (язык Ветхого завета) слово «убить» буквально переводится как «совершить умышленное убийство». В Ветхом завете убийство разрешалось только в трех случаях:

1) во время священной войны;

2) в наказание за большие преступления;

3) в целях самозащиты.

Как видно, суицид не попадает ни под одну из данных категорий, что еще раз подтверждает то, что самоубийство – грех.

Ни в одном примере Библия не оправдывает и не приукрашивает суицид, но снова и снова указывает на святость человеческой жизни. Бог дарует человеку жизнь и только он вправе ее забрать. Об этом говорят священники подросткам, об этом они могут прочесть в Книге книг.
Познакомившись с взглядом церкви на суицид, я решила спросить у ребят: «Как вы относитесь к жизни?» В опросе участвовало человек. Моим сверстникам нужно было выбрать один из критериев отношения к жизни: люблю, ненавижу, мне все равно. Результат получился следующий:

люблю- ,

ненавижу- ,

все равно- .

А) Люблю;

Б) Ненавижу;

В) Все равно.
- Как видим, никто и ничто не оправдывает умышленную смерть.

- Ребята, назовите хотя бы 5 аргументов: почему стоит жить?
6. Защита проекта

Выступление ребят из каждой группы. Чтение мини-сочинений «Бесценный дар – жизнь».
7. Слово учителя

Жизнь, дарованная Господом, идет по своему циклу. Родителей, педагогов, психологов волнует больше всего этап подросткового возраста. «Переходный», «трудный», «критический» возраст. Эти слова часто произносят взрослые. А психологи называют его «стрессом развития». Оказывается, у вас и ваших сверстников меняются мотивы поведения, их отношение к миру, друзьям и родителям. Для этого возраста характерны частые стрессы, которые связаны с учебой, экзаменами, с проблемами в отношениях со сверстниками, родителями. Во время стресса ребята тревожны, часто конфликтуют. Многим из них требуется помощь психолога. И если ее своевременно не оказать, то «стресс развития» перерастает в затяжную депрессию, которая может привести к суициду.

Послушаем выступление психолога Галины Викторовны.

8. Выступление психолога
9. Викторина «Колесо мира»
10. Слово учителя

Послушайте стихотворение. Какова его основная мысль?

Ты сам живешь, ты сам рисуешь

Себе пейзаж, себе портрет.

Когда ты сам себя погубишь,

Никто не скажет: "Да иль нет".

В самом себе ищи причину,

И выбор твой в твоей руке.

Сожми в кулак всю волю мира,

Иди вперед к своей мечте.

Но если сдался ты, то — пропасть,

И исчезает вдруг земля.

И это вовсе не жестокость,

А лишь расплата за себя.

Кого винить в подобном деле?

Кого нам следует прощать?

Поступок совершить сумели —

За это надо отвечать.

- В каких словах заключена основная мысль?
- Конечно, человек в ответе за свои поступки. Вся наша жизнь основана на ценностях, которые мы выбираем, и целях, что ставим перед собой. Это и есть критерии нашего успеха в жизни.

- Можете ли вы сказать, чего бы вы хотели добиться в жизни, что считаете важным?

Каковы ваши жизненные ценности и цели?
Лист бумаги делим на три колонки. Сначала записываются жизненные ценности, затем цели и жизни, затем — критерии успеха.

Ценности: Дружба. Семья. Работа. Здоровье. Дети. Квартира...

Цели в жизни: Получение высшего образования. Хорошая специальность.

Высокооплачиваемая работа. Настоящие друзья. Квартира и семья.
Критерии успеха:

Стать доктором. Иметь машину. Иметь квартиру. Иметь семью, детей.
-Представьте, что прошло 10-15 лет. Оглянитесь и озвучьте, что у вас есть. (Постоянно уточняем все.)

11. Беседа об уникальности человека

- Имея цель в жизни, мы делаем нашу жизнь более организованной, осознаем, что каждый человек уникален, поэтому стоит жить, создавать новые жизни.

Если мастер изготовит 100 одинаковых по размеру, форме и раскраске ваз, то какова будет стоимость этого товара? Обычно люди говорят о таких вещах с некоторым пренебрежением — ширпотреб. А вот ваза, изготовленная в единственном экземпляре, уникальна, и будет стоить очень дорого.

Каждый человек подобен такой вазе. Личность каждого из вас обладает громадной ценностью, потому что во всем мире нет больше никого повторяющего вас до мельчайших подробностей. Нет на Земле двух лиц, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. В каждой капле вашей крови содержится генетическая информация, ДНК, характерная только для вас и ни для кого более. Каждый из вас обладает только вам присущим набором мнений, чувств, способностей — всего того, что делает вас непохожим ни на кого, уникальным существом.

Посмотрите на свои руки — трудно изобрести инструмент более универсальный и полезный.

Вспомните о своем сердце, оно начало свою работу еще до вашего появления на свет.

Немудрено, что подобное существо-человек должно обладать громадной ценностью.
12. Игра «Я люблю себя за то…»

- Одна из библейских заповедей гласит: возлюби ближнего твоего, как самого себя. То есть предполагается, что любить себя это не только нормально, но и обязательно. Давайте поиграем, посмотрим на себя со стороны. Назовите 3 качества, за которые вы себя любите. Начинаем со слов: «Я люблю себя за то…»

Учитель: люблю себя только за то, что я есть. Мне не нужны особые причины, чтобы любить себя. Я люблю себе вне зависимости оттого, как я выгляжу, и от того, как ко мне относятся другие. Все психологи советуют полюбить себя.

Это очень важно! Пока вы не любите себя — притом всю крепко, безоговорочно, другим тоже будет трудно любить вас. Если вы любите себя — вы не позволите себя обидеть., не станете никому ничего доказывать, не усомнитесь в себе, не позволите себя уговорить на то, чего не хотите.
13. Составление синквейна.

- 1 группа- право,

- 2 группа- жизнь

( собираю сердечки, вывешиваю на доске.)
14. Подведение итогов

- Подводя итог в нашей работе, я с ужасом понимаю, что за каждым самоубийством кроется горе и отчаяние всех близких в семье. Странно, больно и…обидно! Ибо гибнут подростки юными, в том нежном возрасте, когда, кажется, душа должна петь от прекрасного, а сердце должно испытать великое чувство Любовь. А они умирают, так и не узнав, насколько удивительна и интересна наша жизнь, даже с ее огорчениями и радостями, с друзьями и недругами. Выбранный способ «убежать» от внезапных, для них, нерешенных проблем оказывается ложным. Потому что нельзя в реальности, как в виртуальной игре, воскреснуть и обновленным шагнуть в жизнь с новыми желаниями и идеями. Нельзя это сделать в тайной надежде, что все заплачут и раскаются, и вот тогда можно будет ожить, улыбнуться и сказать: «Мама, папа, все хорошо, я живой!» И жить долго-долго, счастливо-счастливо… Но сказка оказывается без волшебного конца.

Многие века перед человеком вставал вопрос: «Что такое жизнь? Для чего?» И, наверное, как и теперь, люди по-разному ценили ее. Возможно, кто-то принимал ее за божью благодать, а иные бездумно жизнью распоряжались. Хотя проблема существует столетия, а ответ не нашли до сих пор.

Я не верю, что мы живем несколько жизней. А после своей смерти лишь переходим на новую ее ступень. Нет! Мне хочется, чтобы вы и ваши ровесники ценили то, что дали им родители: жизнь, рожденную в любви. Я понимаю, что в нашем современном мире есть ложь, предательство, смерть, враг, но не стоит забывать и о надежде, любви, доверии, друге. Все проблемы решаются, нужно только не замыкаться в себе, не стесняться обращаться за помощью. Всегда найдется человек, который протянет волшебную соломинку через черную пропасть. Потом, пройдя по ней, на другой стороне растерянные ваши сверстники, может быть, увидят сверкающую радугу жизни, а нерешаемая проблема отойдет в небытие.

Я думаю, если жизнь есть, то ею надо дорожить и ставить вопрос надо не «Что такое жизнь?», а так, как советует Н. Грибачев:

Так, может, надо подойти иначе

К извечно нерешаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как ее прожить?
- Пусть ваши сердца горят не одно десятилетие. Пусть они будут наполнены добротой, сочувствием, любовью и заботой о близких.

Сегодняшним мероприятием я хотела показать вам, ребята, что впереди у вас самый интересный и самый сложный урок — урок длиною в жизнь. Жизнь с ее радостями, переживаниями, невзгодами. И тем меньше будет переживаний и невзгод, чем больше вы будете думать о последствиях своих необдуманных поступков.

Закончим нашу встречу лесенкой жизни:

Жизнь — возможность. Используйте ее!

Жизнь — блаженство. Вкушайте его!

Жизнь — вызов. Примите его!

Жизнь — тайна. Познайте ее!

Жизнь — горе. Превозмогите его!

Жизнь — счастье. Сотворите его!

Жизнь красива! Восхищайтесь ею!

Жизнь — мечта. Осуществляйте ее!

Жизнь — любовь. Наслаждайтесь ею!

Жизнь — шанс. Используйте его!

Жизнь — песня. Спойте ее!

Жизнь прекрасна, не губите ее!

Боритесь за нее! (Все вместе)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск