Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации11.04.2014
Размер0.61 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5
«Команда губернатора: Ваше будущее»

Службы примирения в общеобразовательных учреждениях.

Создание, формы и методы их работы.

Автор: Веселова Дарья

ВГПУ 1 курс

юридический факультет

Г. Вологда
2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3

1. Понятие конфликта…………………………………………………………………………………….......4

1.1. Основные причины конфликтов……………………………………………………………………4 - 5

2. Технологии восстановительного правосудия в педагогической деятельности как способ разрешения конфликтов……………………………………………………………………….......................................5 - 6

3. Понятие школьной медиации………………………………………………………………………….6 - 8

4. Понятие школьной службы примирения……………………………………………................................8

4.1. Организация школьной службы примирения……………………………………………………..8 - 14

4.2. Основные формы работы ШСП…………………………………………………………………..14 - 16

4.3. Рекомендации взрослым – медиаторам, проводящим программы примирения………………16 - 26

Заключение………………………………………………………………………………………..................27

Список литературы………………………………………………………………………………………….28

Приложение 1 Проект положения о Школьной службе примирения………………………………29 - 31

Введение

В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно (без участия родителей: советом или инициативой), не откладывая на потом. Получается, что в школе дети учатся жить.

Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения, ученик может совершить ошибку и поэтому из благих намерений спешат подсказать выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог – поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители – избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.

А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего – то стоит. Существует вполне легальный способ дать ему такую возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей стороны. Такую деятельность принято называть медиацией.

Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации, с участием третьей стороны, процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт. Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов. Она существовала в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных конфликтных ситуаций.

Проблема конфликтных отношений между несовершеннолетними и взрослыми становится все более актуальной в свете увеличивающегося количества подростков с признаками суицидального поведения. Среди наиболее распространенных упоминаются конфликты, связанные с учебой и социальным взаимодействием людей, среди которых можно отметить конфликты со сверстниками, межличностные конфликты со значимыми людьми, конфликты, связанные с антисоциальным поведением (страх уголовной ответственности, боязнь позора) и конфликты, обусловленные материально – бытовыми трудностями.

В последнее время участились случаи нарушения несовершеннолетними общественного порядка, совершения правонарушений, среди учащихся образовательных учреждений увеличилось количество подростков, нарушающих устав школы, регламентирующий основные правила поведения в учреждении. Нередки случаи употребления в речи нецензурной брани в общественных местах. Также вызывают опасения участившиеся противоправные деяния, связанные с причинением вреда здоровью, например, нанесение побоев либо использование средств гражданской обороны (газовых баллончиков). Данное поведение нередко является результатом ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию своих детей.

Для решения разного рода конфликтов (не только школьных) возможно использование метода медиации. Программа примирения в семье – это преодоление несправедливости во внутрисемейных отношениях, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины девиантного поведения подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм, таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи по осознанию необходимости собственных усилий и изменений. Еще один пример использования данного метода – школьная конференция (разрешение конфликтов между классами, учеником и классом, классом и учителем).

1. Понятие конфликта

1.1. Основные причины конфликтов

В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности этого процесса.

Для возникновения конфликта необходим инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия или когда одна из сторон начинает ущемлять другую и провоцирует столкновение. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат:

- кризис отношений,

- напряжение при общении,

- недоразумения, инциденты;

- общий дискомфорт.

Если конфликт разрешается деструктивно, то его последствиями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость.

Развитие ребенка, его вхождение в культуру происходит во взаимодействии. Как правило, такое взаимодействие организовано взрослыми и проходит в детском коллективе. Поэтому и все конфликты, которые возникают у детей, начинаются и заканчиваются именно в группе и в общении со взрослыми, которые являются значимыми для ребенка. Известно, что в дошкольном возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Поэтому взрослым на данном возрастном этапе без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Первоначальные конфликты служат способом для установления пределов безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т. п. Возможно проведение целенаправленного обучения детей способам конструктивного общения и разрешения споров.

Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни, рассмотрим конфликты, которые возникают в школе. Существует несколько основных групп школьных конфликтов:

• между детьми – как внутривозрастные, так и межвозрастные;

• между детьми и учителями;

• между учителями и родителями;

• конфликты в самом педагогическом коллективе – межучительские;

• конфликты между педагогами и администрацией;

• конфликты внутри родительского сообщества, межродительские – это наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты.

Первое место в рейтинге школьных конфликтов занимают конфликты между учащимися. Причина большей части конфликтов между детьми заключается в общей раздражительности и неспособности некоторых школьников преодолевать психологические и учебные нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Можно отметить, что конфликты в начальной школе, особенно в первом классе, - это в первую очередь самоутверждение ребенка в статусе ученика.

Вторым из наиболее распространенных конфликтов является конфликт между учителем и учащимися. Ребёнок здесь, как правило, оказывается в более уязвимом положении. И родители в подобных ситуациях далеко не всегда могут ему помочь. Основанием для таких конфликтов могут быть: «дискриминация» по отношению к учащимся (деление учеников на способных и неспособных; беседы во внеурочное время только с отличниками и др.);оценка успеваемости; демонстративное потакание школьникам, чьи родители имеют ту или иную форму власти над учителем; жестокость в обращении с учащимися .

Третий по частоте конфликт – «учитель – родители», в который оказывается втянут и ребенок. Так, к примеру, в младшей школе характерна данная группа конфликтов. Школьные учителя, в основном женщины, зачастую сами создают конфликтные ситуации и придают им излишнюю эмоциональную окраску. Основными способами воздействия на нерадивых школьников со стороны взрослых, как правило, являются поучение, угроза наказанием или наказание, поиски виновного, формальное урегулирование конфликта. Неразрешенные конфликты с учителями и одноклассниками являются одной из основных причин нежелания ребёнка посещать школу, приводят к созреванию комплекса неполноценности, деформации личностного развития, закреплению негативного отношения к обучению.

Четвертыми по счету является конфликты в самом педагогическом коллективе – межучительские. Специфическими причинами данных конфликтов могут быть: между молодыми учителями и учителями со стажем работы; между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками); между учителями, преподающими один и тот же предмет; между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их; между учителями начальных классов и среднего звена; между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.

Следующей группой являются конфликты между педагогами и администрацией. Причинами данных групп конфликтов могут быть сложности, связанные с организацией труда учителей, а также из-за неадекватного стиля руководства.

2. Технологии восстановительного правосудия в педагогической деятельности как способ разрешения конфликтов

Традиционно принято порицать проступки, совершаемые правонарушителями. Фактически альтернативой карательному процессу является восстановительное правосудие, которое рассматривает проступок как следствие конфликта, возникающего между людьми в процессе удовлетворения своих потребностей. Концепция восстановительного правосудия предполагает использование в ситуации конфликта, в обстоятельствах совершенного насилия и нанесения обиды – иными словами, тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, обрывающими возможность взаимопонимания, таких процедур и приемов работы, которые направлены на исправление, насколько это возможно, положения, на нормализацию взаимоотношений и примирение. Без помощи участникам конфликтных ситуаций, без восстановления доверия и диалога, без раскаяния и примирения невозможно прервать цикл насилия ни в семье, ни в школе, ни в офисе, ни на улице.

В определенном смысле восстановительное правосудие наследует общинные принципы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Наиболее эффективным практическим воплощением восстановительного подхода является технология восстановительного правосудия, которая представляет совокупность способов, методов и форм работы, направленных на восстановление социальных связей, разрушенных в результате преступления, конфликта и позволяющих конструктивно разрешать сложные ситуации, максимально удовлетворяя потребности их участников. Центральным элементом восстановительного подхода стало – посредничество (медиация). Программа восстановительного правосудия это посредничество между участниками конфликтной ситуации. В роли посредника выступает медиатор (ведущий), основной задачей которого является организация персонально ориентированного конструктивного диалога между сторонами, направленного на совместное обсуждение вопроса о заглаживании вреда, причиненного преступлением.

3. Понятие школьной медиации

Школьная медиация – это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация подразумевает, что возможно сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. И чем раньше начнется это обучение – тем лучше.

Подобное обучение дошкольников всегда происходит в игровой форме и не имеет возрастных противопоказаний. Это вполне естественно, так как спонтанное взаимодействие присутствует в любом возрасте – вне зависимости от того, обучен человек «правильному» общению или нет. Общение – это естественная часть жизни, а конфликт является ее неотъемлемой составляющей. Но дети, прошедшие подготовку в области медиативного взаимодействия в дошкольных учебных заведениях или в специально организованных группах, лучше ориентируются в жизненных ситуациях. Еще одним аргументом в пользу раннего обучения детей основам медиации является тот факт, что оно позволяет лучше подготовить ребенка к школе. Дети, прошедшие такое обучение, менее подвержены стрессу, связанному с приходом в густонаселенную среду школы, где конфликты происходят буквально на каждом шагу.

В школьные годы спектр необходимых навыков для обучения поведению в конфликте и его превенции становится гораздо шире. Появляется возможность обучать школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов (в тех случаях, когда начинающему «медиатору» необходима поддержка со стороны взрослых или более опытных учащихся). Эта работа происходит вне школьных уроков, то есть ребенок получает возможность заниматься интересной для себя деятельностью, не связанной с учебой. Мотивация к подобным занятиям очень высока, так как она связана с признанием школьника человеком, который наделяется ответственностью, чтобы помогать другим в разрешении спора. Это настоящая «взрослая» деятельность, в результате которой ребенок получает возможность осмысленно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Не только обучение, но и дальнейшая «профессиональная» деятельность в роли школьного медиатора осуществляется в тесном контакте со взрослыми, и в ее основе лежит общность интересов взрослого и ребенка.

Особенно важную роль контакт между взрослыми и детьми играет в подростковый период. Именно в эти годы ребенку необходимо научиться осознавать себя как самоценную и развивающуюся личность, которая на основании своих внутренних критериев способна совершать свободный и ответственный выбор. И этот выбор касается не только собственного времяпрепровождения, интересов и пристрастий. Ребенок самостоятельно определяет свое место в жизни, определяет круг своих идеалов.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка – их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых – ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.

Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общностью интересов, - естественное желание человека. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора. Создание «групп равных» на базе школ, ВУЗов, досуговых учреждений в рамках идеи школьной медиации – прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не только «занять» детей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безопасность и комфорт – основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями. Возглавляемые педагогами и психологами, обученными методу школьной медиации, «группы равных» способны курировать ребенка и подростка, внимательно отслеживать его потребности, одновременно обучая его медиативным навыкам общения и способам их применения на практике.

Навыки деятельности школьного медиатора необходимы не только школьникам. Студенчество также нуждается в технологиях, которые способствуют приобретению навыков комфортного существования в социуме. Осознанная организация своей жизни молодыми людьми требует уверенности в возможности реализации своих жизненных планов. Конфликт – существенное препятствие, которое может возникнуть на этом пути. Умея ориентироваться в ситуациях конфликта, прогнозировать эти ситуации, молодой человек может рассчитывать на свои силы, а не зависеть от воли обстоятельств. Стабильность во взаимоотношениях с людьми формирует в человеке открытость, доверие миру. Личность, уверенная в себе, не нуждается в проявлениях агрессии как в защитной форме поведения.

Медиация – это и эффективная методика разрешения споров между разными уровнями большого коллектива. В связи с этим отдельного внимания заслуживают психологи, педагоги и администрация воспитательных и учебных заведений. Ведь работа с детьми и молодежью сопряжена с большой долей ответственности, так что эмоциональное истощение здесь может наступить слишком быстро. Неграмотно выстроенные отношения с учащимися и коллегами являются дополнительным стрессогенным фактором. В результате очень часто у педагогов, социальных педагогов, школьных инспекторов, административных работников высших и средних учебных заведений происходят эмоциональные срывы, ухудшается самочувствие, могут развиваться серьезные болезни.

Невозможность продолжать трудовую деятельность в учебных заведениях приводит к частой сменяемости кадров, что в свою очередь отрицательно сказывается на отношениях в коллективе из-за дополнительного стресса при смене преподавателей и организаторов процесса обучения. В результате страдает качество обучения школьников и студентов, которые не смогут в полной мере состояться как специалисты и прийти на смену своим учителям. Возникает замкнутый круг, в выходе из которого заинтересована вся воспитательно-образовательная система страны.

Первыми мерами по урегулированию этой ситуации является создание условий для нормализации межличностных отношений в коллективе, будь то группа подростков или педагогический коллектив детского сада, школы, ВУЗа. Обучение медиации дает возможность создавать здоровую обстановку в коллективе уже за счет того, что с его помощью выявляются интересы каждого отдельного члена группы.

Но не следует забывать, что, получая заботу и внимание в воспитательных и образовательных учебных заведениях, подрастающее поколение проводит большую часть дня вне их стен. И, разумеется, каждый ребенок по-прежнему нуждается в поддержке семьи. При всей важности роли детского сада, школы и ВУЗа в воспитании и образовании детей и молодежи, - жизнь в семье остается наиболее важной частью жизни подростка, юноши или девушки. Семья является ближним социальным окружением человека, даже если в силу разных обстоятельств он проводит в ней лишь небольшую часть времени. По данным социологических, психологических исследований, именно семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно из семьи он берет модели поведения и построения отношений с другими людьми. Эти модели поведения впоследствии могут стать преобладающими, и если они основаны на ложных ориентирах, то вред, причиняемый ими взрослому человеку, трудно измерить.

Практически в каждой семье со временем возникают большие или меньшие проблемы, так как семья является развивающейся системой. Ребенок взрослеет, и с изменением его потребностей и возможностей меняются и роли в семье. Это процесс очень динамичный и требует быстрой перестройки и адаптации всех членов семьи – что на практике происходит далеко не всегда. Вот почему конфликты являются неизбежными спутниками изменения ролей и отношений внутри семьи. Если эта перемена ролей и связанный с нею конфликт является осознанным процессом – он легко поддается коррекции. Но если проблемы ребенка и остальных членов семьи замалчиваются, тогда они приобретают хронический характер. В социальных масштабах это выглядит как девиантное поведение, рост преступлений на почве межнациональной розни, формирование преступных группировок и т.д.

Вот почему особенно важно чуткое отношение к ребенку подросткового возраста. Именно в это время у него происходит пересмотр ценностей, а вместе с тем и поиск новых авторитетных фигур, новых кумиров, новых видов деятельности. Школьная медиация позволяет вплотную заниматься проблемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности.

Обучение школьной медиации полезно родителям, потому как помогает им наладить общение со своими детьми. В семье часто возникают конфликты, сопровождающиеся бурным всплеском эмоций. Если члены семьи умеют осознавать свои чувства, то такие конфликты не носят разрушительного характера, ибо в подобных ситуациях конфликт – проявление эмоциональной значимости членов семьи, их желания общаться. В таких случаях требует коррекции лишь форма их общения. Грамотные с точки зрения медиативного подхода к конфликту, то есть умеющие разобраться в противостоянии члены семьи не нуждаются в том, чтобы подвергать свои чувства испытаниям. Семья может не превращаться в испытательный полигон, где апробируются военные стратегии для дальнейшего «общения» с другими людьми. Семья может и должна оставаться местом, где родные люди получают поддержку и понимание.

Таким образом, школьная медиация, опираясь на преемственность обучения и внедрения медиации в воспитательно-образовательные учреждения, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом, может сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, обеспечивая помощь в разрешении жизненно важных вопросов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск