Скачать 1.06 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинска РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании МО учителей технологии Директор МБОУ №61 Протокол № ___ от _________ 2013 г. ____________2013г. Руководитель МО ____________О.М.Серышева ___________ /М.В.Скопцова / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 5 - 9 классов Составитель программы: учитель технологии Скопцова М.В. Челябинск 2013 Пояснительная записка Технология относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Необходимый уровень технологической подготовки на ступени основного общего образования (5-9 классы) обеспечивается за счет 2-х часов в неделю ( 70 часов в год). Преподавание предмета «Технология. Обслуживающий труд.» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области: 1. Приказа Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, регламентирующих программы общего образования». 3. Приказа МО и Н РФ от 20.08.2008г. №241 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 4. Приказа МОиН Челябинской области №01-269 от 06.05.2009г. о внесении изменений в областной базисный учебный план. 5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МО иН РФ от 07.06.2005г №03-1263) 6. Приказа МОиН РФ от 19.12.2012г. №1067, зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013г.№26775 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к исполнению в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013\2014 учебный год.» 7. Решения коллегии МОиН Челябинской области от 25.03.2008г. №2\1 « Об организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации обучаюшихся». 8. Учебного плана МБОУ № 61 на 2013/2014 учебный год. 9. Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ № 61. Национально-региональные особенности содержания технологического образования могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Используется издание: Ф.А.Зуева «Содержание национально-регионального компонента в преподавании предметов технологического цикла»::учебное пособие – Челябинск, ЗАО «Цицеро», 2012. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения технологии на ступени среднего образования. Основной целью курса является – формирование культуры труда школьника, развитие системы технологических знаний и трудовых умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, уточнение профессиональных и жизненных планов в современных условиях рынка труда. - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. В процессе преподавания предмета «Технология. Обслуживающий труд» решаются следующие задачи: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры; б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи; в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. Учитывая региональные особенности нашего района 10 % от учебного времени отводится для изучения южно-уральских ремесел и промыслов, для изучения национальных традиций, праздников, технологий изготовления элементов национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения и практическая работа НРК проводятся параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока. В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5-9 классах выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), на изучение тем НРК отводится 7 часов в каждом классе. Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Базовыми для рабочей программы «Технология. Обслуживающий труд» 5-9 классов являются разделы «Кулинария», «Интерьер жилого дома», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», « Выполнение творческого проекта», «Профессиональное самоопределение». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. При этом приоритетными видами учебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
УМК 5-9 класс учебники: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / [О.В.Крупская, О.А.Кожина Н.В.Синицына, и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 3 изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2009. Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / [О.В.Крупская, О.А.Кожина Н.В.Синицына, и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 3 изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2009. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / [Н.В.Синицына, О.В.Табурчак, О.А.Кожина и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 3 изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2010. Технология 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.– 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2011. Технология 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.– 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2011. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Овчинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. Соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 классах; Материально-техническое обеспечение учебного предмета (наличие мастерской и кабинета кухня - лаборатория, имеется возможность использования на уроке АРМ учителя, ЦОРов). Обучение технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Межпредметная интеграция образовательной области «Технология» осуществляется с: • Математикой (расчет количества продуктов, расчеты для построения, подсчет стоимости); • Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения); • Биологией (жиры, белки, углеводы, витамины, фазы развития растений); • Русским языком и литературой (обогащение словарного запаса, развитие речи); • Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды); • ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды); • Физикой (электричество, принцип работы домашних приборов); • Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов); • Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.);). Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения. Особенностью рабочей программы является то, что в ней пересмотрено распределение часов по разделам и темам в соответствии с потребностями учащихся, а также материально-технической базой учреждения и национально-регионального компонента. Выделено дополнительное время на выполнение творческих проектов. Сводное тематическое планирование (распределение учебного материала) основного общего образования 5-9 класс, согласно учебному плану школы
Содержание тем учебного курса, требования к уровню достижений обучающихся и распределение учебного материала по классам «Технология. Обслуживающий труд». 5 класс |