Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 72.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер72.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Тема: Устройство православного храма.

Цели:  

1) Познакомить учащихся с символикой православного храма.

2) Воспитывать патриотические чувства на примере исторического прошлого русского народа, памятников культуры.

3) Учить  навыкам изображения построения храмов во фронтальной композиции.

  4) Развивать художественный вкус и творческие способности учащихся.

Оборудование:

а) Для учителя:  мультимедийный проектор, компьютер, экран.

б) Для учащихся:

1 группа: альбомный лист, карандаш, ластик, акварель, кисть, вода.

2группа: листы А4, подготовленные для работ в технике «граттаж», заострённые палочки.

Использование классной доски:

Репродукции картин: В. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, детские работы «эскизы собора», таблицы для закрепления: «Символика цвета куполов», «Элементы собора», карточки «Виды храмов».

План урока:

1. Организационная часть.

2. Сообщение учебного материала:

1) значение слов «храм», «собор», «церковь».

2) история создания храмов

3) виды храмов: шатровые и купольные.

4) устройство купольного храма.

5) символика цвета куполов.

6)Храм Покрова на Нерли.

3.Закрепление темы.

4.Объяснение самостоятельной работы.

5.Самостоятельная работа учащихся.

6.Подведение итогов урока.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Проверьте готовность к уроку.

2. Рассказ учителя (показ презентации)

                                 Тот, кто не интересуется историей,

                                 прошлым, объединяет настоящее.

                                  Из трёх делений времени –

                                  настоящее, будущее, прошлое

                                  – самое ответственное – настоящее,

                                   самое манящее – будущее,

                                   самое богатое – прошлое.

                                                                                Д. Лихачёв.

Сегодня на уроке мы и поговорим о богатом прошлом нашей России –

о  православных храмах.

Тема нашего урока «Устройство православного храма».

Мы узнаем:

1. Что такое  храм, собор и церковь.

2.Познакомимся с историей их создания

3.Будем осваивать навыки построения фронтальной композиции храма.

Храм  – это культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Храмом можно назвать и христианскую церковь, и мусульманскую мечеть, и буддийский храм.

Итак, храмом на Руси называют  здание церкви.

Чем же здание церкви -  храм - отличается от собора?

Собор – это главный храм города или монастыря, где богослужение проводит Высшее духовное лицо.

В центре любого  города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили храм.

Жители всей округи собирались на церковные службы (отсюда и слово «собор»), здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя.

Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства.

Храм-здание, в котором происходят религиозные обряды: венчания, крещения, отпевания. Приходят верующие с целью душевного исцеления. В соборах русские воины давали клятву, уходя в бой, защищать Родину. Обращаются в храмы и в радости и в горе.

Православный храм своим силуэтом напоминает горящую свечу, символизируя пламенность молитвы человека, обращенной к Богу. Строение храма выражает единство мира земного (кубическое основание) и небесного (купола, взмывшие ввысь).

Возводились церковные здания из дерева, камня и кирпича. Издавна в России строительным материалом служил лес, из него возводились все жилые и хозяйственные постройки, оборонительные сооружения.

В древности и храмы были деревянными, но потом по традиции, перенятой у Византии, их стали строить из камня, который был намного прочнее и долговечнее дерева, не боялся пожаров, бывших в те времена обычным явлением.

Несмотря на всю тяжеловесность строительного материала, зодчие православных храмов добивались удивительной легкости своих творений, устремленных ввысь.

Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, шлемовидный купол горит золотом.

Храмы бывают   шатровые и купольные.

Шатровые храмы — особый архитектурный тип. Они  бывают деревянными и каменными.  Вместо купола здание храма завершается шатром.

 Мы рассмотрим устройство купольного храма.

Устройство купольного храма.

  • Основание – кубическое.

  • Главным входом в собор служит – паперть, боковые двери называются – порталом.

  • Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения - свет льётся из-под купола – сверху, т.е. это свет, идущий с небес!

  • Главным украшением собора являются купола. Каждый купол стоит на барабане.

  •  Главную роль в композиции храма играет центральный купол. На его острие  – круглое «яблочко», с которого возвышается крест.

            Красой он чудною сияет,

Где жизни цель, конец пути, -

То крест Христов; он озаряет,

Чтоб не во мраке нам идти.

Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия.

Цвет купола тоже символичен:

  • золотой - символ небесной славы, храм посвящен Христу

  • Голубые и синие – Пресвятой Богородице

  • Зеленые купола посвящались Троице и символизировали Святой Дух

  • Серебряные купола -  посвящались святым

18сл.

XII-XIII в.в. для Руси – время феодальной раздробленности. Распад на отдельные княжества, постоянно враждующие между собой, обусловил развитие местных школ каменного зодчества.

Наиболее значимой стала владимиро-суздальская школа.

Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий.
Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Признанным шедевром владимирской архитектуры стала церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь.

19 сл.

Белокаменный храм находится во Владимирской области , в полутора километрах от Боголюбова.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу.

Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.

21 сл.

Белокаменный храм находится во Владимирской области , в полутора километрах от Боголюбова.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу.

Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.
22 сл.

Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех трех фасадах повторяются, демонстрируя глубинную связь библейских образов с русскими реалиями.
23 сл.

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

3.Закрепление темы.

- Сейчас  посмотрим, сможем ли мы построить храм. Я предлагаю вам составить из элементов расположенных на доске – трехкупольный православный  храм. Посвятите этот храм –  Богородице.

4.Объяснение самостоятельной работы:

Русские  художники Юон, Сибирский, Поленов  на своих полотнах изображали известные храмы и соборы, показывая торжество национального зодчества.

Перед вами стоит задача нарисовать храм. Можно не  следовать строгим архитектурным канонам, но попытаемся нарисовать строение, которое напоминало бы храм.

Часто церкви ставили на холмах, на возвышенностях, чтобы они были видны издалека, и сияние куполов освещало дорогу к храму. Поставим наш храм на холме, для этого карандашом нарисуем склоны холма, а на заднем плане нарисуем линию, которую будем оформлять как вдалеке растущий лес.  Дальше – ваша фантазия (кто-то изобразит сельскую местность или город). Подрисовываю на доске к плакату.

5.Самостоятельная   работа

Мы сегодня будем  работать в разной технике, поэтому мы разделились на 3 группы (по вашему выбору):

1 – на альбомных листах – акварелью.

2 – в технике «граттаж»- процарапыванием.

 6. Самостоятельная работа (помощь учителя)

 7.  Подведение итогов урока

Теперь предлагаю ответить, одним словом на каждый из 5 вопросов.

  1. Главный православный храм города.

  2. Цвет куполов:

- посвящен Христу

- посвящен Богородице

- Троице или Святому Духу

- посвящен Святым.

Проверьте свои знания.

9. Итоги урока.

Выставка детских работ. А сейчас мы пройдем и посмотрим работы товарищей. Что интересного вы увидели в рисунках? (ребята делятся своими впечатлениями)

- Молодцы, ребята, мне тоже понравились ваши работы.

10.Урок закончен. До свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск