Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.04.2014
Размер80.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок 26. Второй этап царствования Ивана Грозного

Цель урока: объяснить сущность опричнины, ее цели и последствия; охарактеризовать главные направления внешнеполитической деятельности в царствование Ивана Грозного; определить значение присоединения но­вых территорий и дальнейшего расширения государства на восток.

Внутрипредметиые связи:

1545 г. - открытие Тридентского собора, начало Контрреформации;

1553 г. - восстановление Марией Тюдор католичества в Англии;

1558-1603 гг. - правление Елизаветы Тюдор в Англии;

1560-1598 гг. - религиозные войны во Франции; 1572 - Варфоломеев­ская ночь во Франции;

1588 г. - разгром англичанами "Непобедимой Армады" Испании;

1556-1598 гг. - правление Филиппа Второго Испанского;

1533-1584 гг. - правление Вильгельма Оранского;

1569 г. - Люблинская уния между Польшей и Литвой, создание едино­го государства Речь Посполитая;

1548-1572 гг. - правление Сигизмунда второго Августа в Польше;

1576-1586гг. - польский король Стефан Баторий.

План урока: 1. Введение опричнины. Сущность и последствия. 2. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные направления. 3. Южное на­правление. Ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. 4. За­падное направление. Ливонская война. 5. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация. 6. Итоги царствования Р1вана Грозного.

Основные понятия: опричнина, земщина, казачество, крепостное право.
Важнейшие даты: 1552 г. - взятие Казани; 1553 г. - болезнь Ивана; 1556 г. - присоединение Астрахани; 1558-1583 гг. - Ливонская война; 1560 г. - отмена Избранной Рады; 1565 гг. - введение опричнины; 1571 г. -нашествие Девлет-Гирея и сожжение им Москвы; 1572 г. - разгром Девлет-Гирея; 1581-1585 гг. - ноход Ермака в Сибирь; 1581-1585 гг. - начало прак­тики ''заповедных" лет.

Выдающиеся личности; Иван Грозный, Малюта Скуратов, князь Ан­дрей Курбский.

Оборудование урока: карта "Российское государство в XVI в."

Рекомендуемая организация урока

Общие рекомендации: данный урок может содержать проверку запол­нения таблиц, начатых на прошлом уроке. Краткое повторение материала прошлого урока можно ввести в конец урока, а можно и в начале. Главная трудность данного урока связана с двумя важнейшими направлениями по­литики Ивана Грозного: а) установлением опричнины внутри государства; б) расширением границ и укреплением государства за счет новых земель. Поэтому главным стержнем урока может быть противопоставление внут­ренних и внешних процессов. Очень важно отметить противоречивую оценку сущности и последствий опричнины в российской историографии. Неоднозначность мнений исследователей связана, в частности, с учетом, или, напротив, с игнорированием индивидуальных черт личности Ивана Грозного, который, безусловно, в силу общих нравов эпохи и в связи с об­стоятельствами личной биографии отличался крайне необузданным харак­тером и непоследовательностью в поступках. Отсюда вытекает закономер­ность вопроса: насколько введение опричнины было продуманным и осоз­нанным шагом царя, стремящегося к абсолютной личной власти, а в какой степени оно явилось осуществлением болезненных подозрений государя. Обязательно остановитесь (хотя бы вкратце) на роли личности Ивана Гроз­ного в истории России и государственности.

1. (6 мин). Рассказать кратко о болезни Ивана Грозного в 1553 г. и по­следовавшей после - в 1560 г. отставке членов Избранной Рады. 1565 - по­бег царя в Александрову слободу, отказ от власти царя в связи с изменами бояр и введение опричнины. Охарактеризовать опричнину. Опричнина с точки зрения самого возникновения термина - условия, на которых царь согласился вернуться к правлению (опричь - кроме): возникновение особо­го, царского удела, состоящего из лучших земель, находящихся под осо­бым, отдельным опричным управлением. Объясните, что причины введе­ния опричного правления, как их декларировал сам царь, заключались в том, что Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах фео­дальной знати. Он твердо считал, что России необходима сильная само­державная власть, основными препятствиями к которой были боярско-княжеское землевладение и боярские привилегии. Докажите, что опрични­на, по сути, была способом ведения борьбы с боярами и князьями. Она оз-

начала право неограниченной самодержавной власти государя на вверен­ных ему - лучших - землях (Поморские города, города с большими посада­ми, города, важные в стратегическом отношении, наиболее экономически развитые районы страны). Выделите конкретные действия в процессе вве­дения опричнины: разделение страны на две части - а) опричнину и б) земщину, а) На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско (1000 человек). Опричники селились на землях бояр, которых высе­ляли на территорию земщины. Существовала опричнина до 1572 г., пока не была преобразована в "государев двор", б) В земщину вошли основные, не включенные в опричнину, территории русского государства в 1565-1572 гг. Центром ее была Москва. Управлялась она Боярской Думой и приказами. Области, включенные в земщину, располагались, как правило, на окраинах государства, или же существовали наряду с опричниной в крупных городах (часть Новгорода, Тверь, Владимир). В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления государством. Обрати­те внимание на то обстоятельство, что, учреждая опричнину, Грозный опи­рался не только на насилие, но и на традиционные представления о праве монарха распоряжаться в государстве как в своей вотчине. См. дополни­тельные материалы. Эти представления были распространены во всех со­словиях, поэтому противостояние террору было редкостью, хотя глухое сопротивление, безусловно, ощущалось.

Расскажите о результатах опричнины: жертвами ее становились пре­имущественно дворяне и горожане, а позже и сами опричники. Начались многочисленные казни, ссылки. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. жестокому удару подвергся Новгород, который якобы вел тайные пе­реговоры с Литвой о переходе под ее покровительство, Клин, Торжок, Тверь. Опричники превратились в своеобразный стоящий над законом рыцарский орден, члены которого не подчинялись никому, кроме Грозного, и, связанные суровой дисциплиной и общими преступлениями, приучились действовать в родной стране, как на вражеской территории. Сам же государь, озабоченный упрочением личной власти, начал планомерно уничтожать тех людей, кото­рые составляли костяк государственного аппарата. Обязательно упомяните о том, что субъективные цели главы государства вошли в явное противоречие с государственными. В жертву одному элементу централизованной системе управления - полновластию главы государства - были принесены другие, не менее важные - квалифицированный аппарат и единство законодательства. Отметьте, что саму цель опричнины - сокрушить аристократию и утвердить абсолютное полновластие самодержца - вряд ли можно считать исторически оправданной. Ведь именно этот слой общества, при всех его эгоистических притязаниях был своего рода каркасом, несущей конструкцией Российского государства. Выступая в трех ипостасях - полководцев, администраторов и придворных - бояре чаще всего были заинтересованы в успехах государства, служили царю не за страх, а за совесть. К тому же они были организаторами

крупного вотчинного хозяйства - наиболее эффективного в то время. Однако в действиях Ивана Грозного совершенно явно виделась опора на дворянское сословие, политическая роль которого к середине XVI века значительно воз­растает по сравнению с правлением Ивана III.

  1. (5 мин). Покажите, что именно последствия опричнины стали при­
    чиной ужесточения и окончательного складывания системы крепостного
    права. Соединившись с бедствиями Ливонской войны и страшной эпиде­
    мии чумы в 70-е годы, она привели к запустению центральных уездов Рос­
    сии. Их население частично вымерло, а частично разбежалось в более
    безопасные окраинные места. Стремясь сохранить остатки населения и ук­
    репить материальное положение дворянства, правительство в 80-е годы
    было вынуждено пойти на отмену Юрьева дня и окончательное прикрепле­
    ние крестьян к земле. В 90-е годы был установлен 5-летний срок сыска
    беглых крестьян. Обратите внимание на введение "заповедных" лет - вы­
    бранные годы, когда запрещается переход крестьян на Юрьев День ("Вот
    тебе, бабушка, и Юрьев день"). Эти меры вызвали широкое недовольство
    крестьян политикой правительства, ставшее одной из причин глубокого
    кризиса российской государственности в начале XVII века. Обратите вни­
    мание на различные мнения российских историков об опричнине.

  2. (3 мин). Подчеркните, что во внешней политике Иван Грозный ре­
    шал задачи, возникшими перед русскими государями еще в начале века, с
    образованием новых границ постоянно расширяющегося государства. Ос­
    новными задачами России в это время являлись: на западе - необходимость
    иметь выход к Балтийскому морю; на юго-востоке и востоке - борьба с Ка­
    занским и Астраханским ханствами и освоение Сибири; на юге - защита
    страны от набегов крымских татар.

  3. (3 мин). Отметить, что уже при правлении Василия III, продолживше­
    го'политику отца по объединению земель и укреплению вновь созданного го­
    сударства возникают новые проблемы: резкое увеличение новых земель при
    довольно низкой плотности населения приводит к особому положению окра­
    ин страны, куда стекаются недовольные положением дел в центре государст­
    ва, причем представители разных сословий. Кроме того, свержение ордын­
    ского ига в 1480 г. приводит вместе с независимостью Руси от Орды к необ­
    ходимости решения вопроса о военном обеспечении и защите государства.
    Эта - военная - проблема находилась в центре внимания всех правителей
    XVI в. Задайте классу вопросы: в чем состояла сложность борьбы со степня­
    ками? Как можно было решить задачу обороны южных границ? Подчеркни­
    те, что именно тактика набегов и последующего стремительного отъезда в
    степь, в Дикое поле и отсутствие места постоянной дислокации этих племен
    делали их практически неуязвимыми, а, напротив, переход их к оседлому об­
    разу жизни приводил к перевесу сил на стороне русского войска (отсюда
    удар по Крымскому ханству в 1487 г. и взятие Иваном Грозным Казанского и
    Астраханского ханств). Вхождение (добровольное) Чувашии и Башкирии в
    состав России, признание зависимости Ногайской ордой, - все это привело к

тому, что весь волжский торговый путь был в руках России. Исчезла опас­ность для России с юга и юго-востока. Выделите остроту взаимоотношений с Крымским ханством (отделенность его от Руси зоной безводных степей, под­держка Турции делают до конца XVTII в. этого врага непобедимым). Упомя­нуть о создании системы оборонительных рубежей на юге и востоке страны, строительство крепостей, городков и сторожков. Вспомнить значение южных монастырей на окраине Москвы (см. дополнительные материалы предыду­щих уроков - Забелина).

  1. (5 мин). Во взаимоотношениях с западными соседями выделить не­
    сколько важнейших вопросов: а) стремление вернуть вошедшие в состав
    Литвы земли резко осложнилось объединением Польши и Литвы в единое
    государство - Речь Посполитую; б) пытаясь выйти к Балтийскому побере­
    жью для установления торговых связей с Западной Европой и потребно­
    стью обороны западных границ, Иван Грозный в течение 25 лет вел изну­
    рительную Ливонскую войну с Орденом, которая впоследствии, в связи с
    поддержкой его Речью Посполитой, привела к столкновению его с поль­
    ским государством, равняться с мощью которого Россия еще не могла. Рас­
    сказать "деле" Курбского.. Объяснить, что неудача России в Ливонской
    войне явилась следствием экономической отсталости России, которая не
    могла выдержать длительную борьбу с сильными противниками.

  2. (5 мин). По учебнику (с. 207-211) заполнить таблицу об этапах ос­
    воения новых земель в составе Российского государства при Иване Гроз­
    ном. См. дополнительные материалы. Обязательно объяснить, что мис­
    сия Ермака была во многом символической и реальное закрепление рус­
    ских на землях за Уралом осуществлялось на протяжении последующих
    двух веков. Подчеркнуть, что, в отличие от осваиваемых в предыдущий
    период европейских земель, "азиатская" колонизация России осуществля­
    лась силами не монастырей, а казачества. Показать, что в период Ивана
    Грозного в состав государства вошло много нерусских народов и попро­
    сить учеников прокомментировать значение этого факта.

  3. (3 мин). Предложите ученикам подвести итоги царствования само­
    стоятельно, обращая внимания на последовательность ответов:

а) Рост территорий и народов Российского государства;

б) Экономическое развитие страны;

в) Реформы политического устройства;

г) военная реформа и внешняя политика Грозного;

д) укрепления самодержавия;

е) негативные последствия опричнины;

ж) закрепощение крестьянства.

Домашнее задание по теме: §§ 25-26 учебника, завершение таблиц, начатых на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск