Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 119.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.04.2014
Размер119.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок


7 февраля 2014 года в день открытия XXII зимних Олимпийских игр во всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях Российской Федерации пройдет Всероссийский Урок (занятие) «Здоровые дети – в здоровой семье»

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова министерство образования и науки Калужской области рекомендует организовать 7 февраля 2014 года (в день открытия XXII зимних Олимпийских игр) в подведомственных дошкольных и общеобразовательных учреждениях проведение Всероссийского урока (занятия) «Здоровые дети – в здоровой семье» (далее-Урок).

Цель Урока – приобщение учащихся (воспитанников) к семейным ценностям и традициям как основам российского общества и государства, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий.

При подготовке и проведении Урока рекомендуется использовать эффективный опыт семей с несовершеннолетними (в том числе многодетных семей) по сохранению и укреплению физического, психического, нравственного и духовного здоровья, привлечь к активному участию в организации и проведении Урока спортсменов, тренеров, общественных деятелей, почётных граждан населенных пунктов, которые могли бы поделиться с обучающимися собственным опытом сохранения здоровья.

Кроме того, рекомендуется использовать современные информационные технологии (в том числе создание на сайтах образовательных учреждений специальной страницы «Здоровые дети – в здоровой семье», транслирующей эффективный опыт здорового образа жизни семей).

Методические рекомендации по проведению Урока, разработанные специалистами государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Калужской области «Калужский государственный институт модернизации образования» прилагаются.


ГАОУ ДПО «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Методические рекомендации

по проведению Урока (занятия) «Здоровые дети в здоровой семье»

в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных

учреждениях Калужской области
Введение

В соответствии с письмом №12_0707-2013 от 09.07.2013. уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях России провести 1 сентября 2013 года уроки «Здоровые дети в здоровой семье». Павел Астахов обратился к Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову с просьбой разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Здоровые в здоровой семье». Он отметил, что особое внимание при организации таких уроков необходимо уделять восстановлению и охране здоровья детей–сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, детей имеющих отклонения в развитие, для которых указанные уроки имеют важное значение для восстановления нарушенного права жить и воспитываться в семье, ведущей здоровый образ жизни.

Благополучие страны начинается с благополучия сплоченной, здоровой, полной семьи – основы и опоры государства. Передача в семье жизненного опыта, этических норм и ценностей является главным фактором стабилизации всего общества.

Базисные функции семьи направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности, а именно: потребности в любви, развитии индивидуальности, потребности в самоутверждении, самореализации и личностном росте, в формировании позитивных отношений и культурной общности.

Основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. Благодаря родителям дети получают первые уроки жизни, формируют стереотипы поведения. Ответственность родителей за рождение и воспитание детей – залог счастливой жизни ребенка, его здоровья и благополучия.

Государство и общество заинтересованы в активно действующей здоровой семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, максимально использовать свой внутренний потенциал. С задачами образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе гармонично сочетаются задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Развитие в ребенке умений заботится о своем здоровье – одна из важнейших задач воспитания. Успех деятельности взрослых по укреплению и сохранению здоровья детей будет во многом зависеть от того, насколько сам ребенок участвует в этой деятельности – владеет приемами сохранения и укрепления своего здоровья, а также обладает развитым чувством озабоченности своим здоровьем, понимает важность его сохранения и укрепления. В семье, также как и в образовательных учреждениях, важно комплексно применять все компоненты  здорового образа жизни. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), разнообразные физические игры и упражнения, применять доступные виды физического труда. Положительное влияние на детей оказывает пример родителей, когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, играют в теннис, плавают.

Для детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс.

Данные методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений Калужской области в планировании и проведении уроков «Здоровые дети в здоровой семье».

Уважаемые коллеги! Обращаем Ваше внимание на то, что содержание урока Вам необходимо разработать самим или выбрать из предложенных материалов с учетом передового регионального опыта сохранения и поддержки физического, психического, нравственного и духовного здоровья семей с несовершеннолетними детьми, особенностей вашего класса (воспитательной группы) и вашего профессионального опыта.
Рекомендации по подбору материалов и организации урока (занятия)

Следует обратить внимание на то, чтобы урок не превратился в формально проведенное занятие, а побудил бы каждого школьника к размышлениям о поддержании здорового образа жизни, о характере отношений к родственникам или другим близким людям. Важным показателем конструктивного занятия можно будет считать появления желания у обучающихся желания сохранять и поддерживать свое психическое и физическое здоровье. Тему «Здоровые дети в здоровой семье» нужно рассматривать не только в связи с проведением всероссийского урока, но и в рамках проведения других мероприятий. Тема здоровья и семьи должна постоянно присутствовать во всех видах воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений.

Основная цель урока «Здоровые дети – в здоровой семье» (примерные темы и формы проведения с учетом возрастных особенностей обучающихся в Приложении 1) – приобщение учащихся (воспитанников) к семейным ценностям и традициям как основам российского общества и государства, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Основные задачи в рамках достижения поставленной цели:

- формирование понятия о здоровом образе жизни, культуре сохранения и совершенствования собственного здоровья;

-формирование и развитие представлений о здоровье как важнейшей жизненной ценности;

-формирование у обучающихся нравственных и гражданских качеств личности, воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

Условиями успешного проведения занятия являются:

- совместная работа классного руководителя (воспитателя) и учащихся (воспитанников) по подготовке тематического урока;

– приглашение и привлечение родителей к организации и проведению урока;

- приглашение известных спортсменов, других пользующихся заслуженным авторитетом лиц, готовых поделиться позитивным опытом здорового образа жизни.

– использование различных социокультурных возможностей семьи (семейные фотографии; видеоматериалы и т.д.);

– максимально возможное использование интерактивных средств обучения и связи, новых информационных технологий;

– обращение к творческим работам учащихся: их рисунки, сочинения, доклады, эссе, Интернет-проекты и др.
Рекомендуются следующие этапы подготовки урока:

Первый этап - подготовительный. В него входит реклама, приглашение, организационные приготовления.

Для успешного проведения урока педагогу необходимо приготовить конспект, в котором будут указаны тема мероприятия, его цель и задачи, методы и приемы проведения. Рекомендуем в процессе подготовки к уроку просмотреть дополнительную литературу по «вашей» теме.

Второй этап – проведение урока. Он включает в себя эмоционально-мотивационный настрой детей, процессуальную часть, рефлексивно-оценочную деятельность школьников в процессе его завершения. При этом важно соблюдать заданную последовательность этапов самого урока, своевременно улавливая изменения в настроении детей и внося в ход проведения необходимые коррективы.

1. Любое мероприятие начинается с эмоционально-мотивационного настроя детей. Средствами достижения этого могут быть: музыкальное и световое оформление помещения, преобразование пространства класса. Здесь особое значение приобретает специально подготовленное вступительное слово педагога – своеобразное приглашение к основной части занятия (притча, легенда, история, письмо). Эмоциональное обращение к участникам направлено не только на желание педагога возбудить интерес к происходящему, но и способствует мотивации детей на познание и дальнейшее действие, т.е. позволяет обнажить личностный смысл участия в нем каждого ребенка.

2. Процессуальная часть урока (занятия) нацелена на достижение определенного воспитательного результата. В ней находит свое отражение процесс реализации поставленных педагогом задач. Здесь необходимо помнить, что мероприятие не должно затягиваться, эмоционально и информационно перенасыщать детей.

3. Рефлексивно-оценочная деятельность осуществляется в конце урока или во время свободного общения после его завершения. Оценка проведенного мероприятия детьми может быть отмечена в цветовой гамме или представлена в виде «синквейна». Процесс рефлексии должен проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии ребенка, тогда ее результатом может стать осознание им так называемой «ближайшей перспективы» своего социального и личностного развития.
Урок «Здоровье ребенка в здоровой семье» может надолго остаться в памяти детей, стать событием в их жизни, если он будет обращён к сердцу каждого ребёнка, сможет подчеркнуть потенциал его семьи, если он будет эмоционально насыщен взаимодействием, ориентирован на актуальные потребности и интересы детей конкретного возраста.

Для детей дошкольного возраста занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. Занятия о пище, питании можно проводить прямо за столом перед приемом пищи (знакомить с правилами хорошего тона, формировать положительный настрой, закреплять здоровые принципы питания). Формирование знаний основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент здорового образа жизни, в свою очередь, способствует эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.  

Учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о гигиене, раскрыть понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня». В начальном звене и 5-6 классах традиционно используются игровые формы проведения урока, так как именно они в наибольшей степени вызывают положительные эмоции у школьников. К проведению данного урока, особенно в 1-4-х классах, могут быть привлечены члены семей детей вашего класса. Основные акценты в ходе урока в начальных классах целесообразно сделать на приобщение к занятиям физкультурой и спортом всех членов семьи школьника, формировании чувства взаимоуважения между семьей и школой. Особенно это актуально в сельской школе, когда у учителя начальных классов обучались несколько поколений односельчан.

Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с гигиеной человека, рассказать о санитарной культуре; привлечь к занятиям физкультурой и спортом. Содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации на здоровый образ жизни, его составляющих (двигательной активности, здорового питания, отсутствия вредных привычек) воспитанию чувства ответственности перед членами семьи за свои достижения. содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации на здоровый образ жизни, его составляющих (двигательной активности, здорового питания, отсутствия вредных привычек) воспитанию чувства ответственности перед членами семьи за свои достижения.

Учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание физической и психологической подготовке к взрослой жизни, осознанию принципов здорового образа жизни и воплощению их в мотивацию повседневной деятельности, осознанному участию в занятиях физкультурой и спортом, формированию позитивных отношений между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме.

Приложение 1
Примерные темы и формы проведения урока «Здоровые дети в здоровой семье»
Дошкольный возраст1
Валеологическое шоу для родителей и детей «Здоровые дети в здоровой в семье».

Научно-практическая лаборатория «Здоровая семья – здоровая нация»

Родительское собрание с использованием ИКТ «От здоровых родителей к здоровому малышу»

Игровая форма проведения урока с родителями «Мы здоровью скажем «Да!»

Семинар-практикум с родителями и детьми «Здоровому все здорово!», Здоровье ребенка в наших руках»

Форум для родителей «Большая перемена»

Активные формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Информационно-творческий проект «Здоровье свыше нам дано, учись малыш, беречь его»

Детско-родительский клуб «Будь здоров»
Младший школьный возраст

Урок с использованием здоровьесберегающие технологий «Учимся не болеть»

Интеллектуальная игра «Путешествие в город Здоровье»

Беседа на тему «В здоровом теле – здоровый дух», «здоровое питание – залог здоровья»

Час общения совместно с родителями с использованием ИКТ на темы: «Семейные традиции, помогающие быть здоровым», «Мир общих дел и семейных увлечений»
Средний школьный возраст

Дискуссия с родителями на тему: «Мой дом – моя крепость. Крепкая семья- барьер на пути асоциальных явлений: алкоголя, курения, наркомании.

Круглый стол с приглашением специалистов в области охраны здоровья детей, спортсменов.

Мозговой штурм «Мы выбираем жизнь»

Час общения совместно с родителями на тему: «Вредные привычки и семья - неразрешимое противоречие»

Урок в форме ролевой игры «Учусь сопротивляться давлению»
Старший школьный возраст

Дискуссия совместно с родителями «Здоровая семья- путь к успеху»

Мозговой штурм «Здоровье-это здоровый образ жизни»

Час общения совместно с родителями на тему: «Что такое семейное счастье? Понятие о смысле жизни (смысле труда, любви, здоровья) как реализация себя.

Круглый стол с приглашением спортсменов или других лиц, готовых поделиться позитивным опытом здорового образа жизни.

Урок в форме проектной деятельности по созданию идеала здорового образа жизни.

Литература

1. Дереклеева Н.И. "Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья" 2004 г.

2.. Крупицкая Л.И., "Будь здоров", 2005 г.

3. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. / Е.М. Матвеева. – М.: Изд-во Глобус, 2007.-206 с.

4. Методические рекомендации ГАОУ ДПО ПИРО по проведению уроков 1 сентября 2013 года «Здоровые дети в здоровой семье» а общеобразовательных учреждениях Пензенской области.

5. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М, "Школа докторов природы или 135 уроков здоровья", 2005 г.

6. Поговорим о здоровье. Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников / Н.Новгород, 2006г.


1 http:tmndetsady.ru/zdorovyie-deti-v-zdorovoy-seme/ - Работы педагогов Тюменской области


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск