Цели
| Деятельность
учителя
| Деятельность
учащихся
| Педагогичес-кие
приемы
| Ожидаемый результат
| Формируемые УУД
|
Познаватель-ные
| Регулятивные
| Коммуни кативные
| Личностные
|
Этап: Организационный (2 минуты)
|
Мотивирует учащихся на учебную деятельность посредством создания эмоциональной, комфортной обстановки,
| Приветствие учащихся; психологический настрой; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
| Приветствуют учителя, проверяют собственную подготовку к уроку, психологически настраиваются на работу.
|
|
|
|
|
|
|
Этап: Актуализация знаний
|
1. Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемой теме.
| Постановка цели предстоящей работы.
| Учащиеся сначала индивидуально составляют кластер к заданной теме.
| Составление кластера
| Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.
| Целеполагание учебной деятельности, принятие учебной задачи.
|
| Формирование позитивной самооценки, установление связи между целью деятельности и ее мотивом
|
2. Мотивация к дальнейшей деятельности.
| Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться.
| Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией.
| Работа в парах.
| Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения.
| Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.
| Целеполагание учебной деятельности, принятие учебной задачи, выполнение пробных учебных действий.
| Общение и взаимодействие с одноклассниками и учителем планирование учебного сотрудничества
| Формирование позитивной самооценки, установление связи между целью деятельности и ее мотивом
|
3. Активизация деятельности учащихся.
4. Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ-
5.Стимулирование мыслительной деятельности.
| Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера.
| Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе.
| Фронтальный опрос.
| Умение работать в парах.
| Анализ, сопоставление объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.
| Оценка правильности выполнения действия,фиксирование индивидуального затруднении в пробном учебном действии, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера допущенных ошибок
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, использование критериев для обоснования своих суждений
| Формирование позитивной самооценки, установление связи между целью деятельности и ее мотивом
|
Этап урока: Объяснение нового материала
|
1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте.
| Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени.
| Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс).
| Систематизация материала.
| Развитие умения анализировать языковой материал.
| Поиск и выделение необходимой информации,
структурирование знаний,
подведение под понятие.
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
|
| Формирование адекватной позитивной самооценки, волевая саморегуляция в случае затруднения.
|
2. Размышление.
| Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки.
| Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся проверяют работу друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера.
| Взаимоопрос.
| Умение делать выводы.
| Подведение под понятие, анализ и сравнение единиц текста
| Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| Формирование адекватной позитивной самооценки, волевая саморегуляция в случае затруднения.
|
3. Формирование собственной позиции.
| Учитель предлагает составить алгоритм ответа
| Индивидуальное выполнение задания с последующей проверкой
| Составление алгоритма ответа.
| Умение систематизировать материал.
| Анализ, структурирование учебного материала, построение логической цепи.
| Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера допущенных ошибок
| Аргументация своего мнения в коммуникации
|
|
Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием вслух
|
1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом.
| Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ.
| Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ.
| Фронтальный опрос.
| Умение формулировать цель обучения.
| Выполнение действия по алгоритму
| Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
| Аргументация своего мнения в коммуникации
|
|
2. Постановка новых целей обучения.
| Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания.
Причастий.
| Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание безударной гласной в суффиксе.
|
|
|
|
|
|
|
Этап: Выход из проблемной ситуации
|
1. Пробуждение интереса к получению новой информации.
| 1 .Учитель предлагает рассмотреть 3 типичных задания из вариантов ЕГЭ по русскому языку, ответив на следующие вопросы: 1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?
2. Правописание каких морфем проверяется в задании?
| Учащиеся называют глагол, причастие, отвечая на вопрос учителя.
| Сопоставление опорных записей.
| Умение представлять новые идеи.
| Анализ, сопоставление языкового материала, построение логической цепи рассуждения, доказательство
|
| Аргументация своего мнения в коммуникации, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
|
|
2. Показать предметную важность изучаемой темы.
| Учитель предлагает записать в тетрадь все возможные варианты ответов на вопрос: Что объединяет правописание глагола причастия? Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?
| Учащиеся самостоятельно записывают предположения о том, что может объединять правописание глагола и действительного и страдательного причастий.
| Составлений предположений.
| Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации.
| Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи
|
|
| Осознание ответственности за общее дело.
|
|
| Учащиеся сравнивают свои предположения друг с другом, дополняют свои ответы.
|
| Умение слышать чужое мнение.
|
|
| Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации
|
|
Этап: Обобщение нового материала и его первичное закрепление
|
1. Получение новой информации. Сопоставление новой информации с собственными предположениями.
| Учитель предлагает прочитать параграфы учебника с использованием приема «инсерт».
| Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт».
Учащиеся озвучивают информацию вслух.
| «Инсерт» (маркировка текста)
| Активизация внимания.
Умение отслеживать материал. Умение работать с научным текстом.
| Извлечение из текста необходимой информации и её анализ
|
|
|
|
2. Закрепить новые знания, активно перестраивая собственные первичные представления.
| Учитель предлагает вернуться к опорной записи причастий и выбрать правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор.
| Учащиеся объясняют написание суффиксов причастий, опираясь на знания, полученные ранее.
| Возврат к верным / неверным утверждениям.
| Умение работать в паре, нести ответственность за выполненную работу.
|
|
|
|
|
| Учитель предлагает проговорить попарно алгоритм определения спряжения и написания гласной в изучаемой орфограмме .
| Учащиеся попарно проговаривают алгоритм определения спряжения – гласной в изучаемой орфограмме.
| Работа в парах.
| Умение давать аргументированный ответ.
| Выполнение действий по алгоритму, осознанное построение речевого высказывания.
| Волевая саморегуляция в случае затруднения.
| Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.
| Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
|
| Учитель предлагает выполнить упражнения по вариантам. Индивидуальные консультации.
| Учащиеся выполняют упражнения по вариантам, взаимопроверка.
|
|
| Самостоятельное применение алгоритма действия
| Волевая саморегуляция в случае затруднения, учет правила в планировании и контроле способа решения, оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в действие после его завершения.
| Самоконтроль, коррекция, оценка.
|
|
Этап: Организация контроля
|
1. Анализировать собственные мыслительные операции. Целостно обобщать полученную информацию.
| Учитель предлагает вернуться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя
| Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем.
| Написание ответа на поставленный вопрос.
| Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу.
| Самостоятельное применение алгоритма действия
| Волевая саморегуляция в случае затруднения, учет правила в планировании и контроле способа решения, оценка правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в действие после его завершения.
| Самоконтроль, коррекция, оценка.
| Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
|
Этап: Рефлексия
|
Оценить результаты собственной деятельности, повторить способ применения нового знания.
| Предлагает учащимся подвести итоги совместной и личной деятельности на уроке
| Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в коллективной деятельности
| Беседа
| Умение сформулировать личную ответственность за результаты обучения
| Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| Выражение своих мыслей достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
| Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание успеха или неуспеха учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|
Домашнее задание
| Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания
| Самостоятельное выполнение задания на закрепление пройденного материала
|
|
|
|
|
|
|