Скачать 0.92 Mb.
|
- - ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМЕ АССИСТЕНТУРЫ-СТАЖИРОВКИ ПО ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИСКУССТВО ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (ПО ВИДАМ)» Квалификации Артист высшей квалификации, Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе Вид подготовки Академическое пение Министерство культуры Российской Федерации Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства Московская государственная консерватория им П.И.Чайковского Согласовано: Утверждаю: Минкультуры России Ректор Департамент науки Московской государственной и образования консерватории им. П.И.Чайковского Директор ___________________ А.О.Аракелова ________________ А.С.Соколов Примерная основная образовательная программа высшего образования Вид подготовки Академическое пение Квалификации Артист высшей квалификации, Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 2 года ФГОС ВО утвержден приказом Минобрнауки России от ____________., № _______, зарегистрированным Минюстом России от ________., № _______. Москва 2013 Примерная основная образовательная программа разработана на основании ФГОС ВО ассистентуры-стажировки «Искусство вокального исполнительства (по видам)» Материал настоящего издания подготовлен при участии профессорско-преподавательского состава МГК имени П.И.Чайковского. Главный редактор: А.З.Бондурянский, проректор УМО МГК, Народный артист России, профессор, кандидат искусствоведения. Редактор – составитель: Е.П.Савельева, начальник научно-методического управления подготовки творческо-исполнительских и научно-педагогичеких кадров высшей квалификации, заслуженная артистка России, профессор. Редактор: М.В.Пурыжинский, заместитель проректора УМО МГК, преподаватель, лауреат Всероссийского и международных конкурсов. Содержание 1. Термины, определения, обозначения, сокращения…………………...........………. 5 2. Общие положения......................................................................................................... 5 3. Характеристика профессиональной деятельности специалистов ........................... 7 4. Требования к результатам освоения ООП ................................................................. 8 5. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса ........................................................................................................................... 10 5.1. Календарный учебный график ....................................................................... 10 5.2. Примерный учебный план .............................................................................. 10 5.3. Аннотации на примерные программы учебных дисциплин, практик........ 10 6. Ресурсное обеспечение примерной ООП.................................................................. 11 7. Требования к условиям реализации основных образовательных программ по подготовке специалистов................................................................................................ 14 Приложение 1 ................................................................................................................. 24 Приложение 2. ...................................................................................................……… 26 Приложение 3 ................................................................................................................. 28 1. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ В настоящей примерной основной образовательной программе (ПООП) используются термины и определения в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также с международными документами в сфере высшего образования: область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении; объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие; вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; специальность – комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности; основная образовательная программа подготовки ассистента-стажёра – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции; компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы. В настоящей примерной ООП используются следующие сокращения: ВО – высшее образование; ООП – основная образовательная программа; ПООП – примерная основная образовательная программа; ОК – общекультурные компетенции; ПК – профессиональные компетенции; ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 2.1. Определение Примерная основная образовательная программа высшего образования (ПООП ВО) для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство вокального исполнительства (по видам)» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО) и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) по виду подготовки ассистентуры-стажировки «Академическое пение» в части:
2.2. Цель разработки ПООП ВО для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство вокального исполнительства (по видам)». Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВО для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство вокального исполнительства (по видам)» и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы. 2.3. Характеристика ПООП ВО для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство вокального исполнительства (по видам)». В Российской Федерации в данном виде подготовки реализуются основные образовательные программы высшего образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификации «Артист высшей квалификации», «Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». На основе образовательной программы высшего образования руководителем ассистента-стажёра разрабатывается индивидуальный учебный план ассистента-стажёра и осуществляется его подготовка к государственной итоговой аттестации. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в следующей таблице: Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификации выпускников
*) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам; Подготовка ассистентов-стажёров по данной специальности в очно-заочной и заочной формах обучения не предусматривается. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССИСТЕНТОВ-СТАЖЁРОВ. 3.1. Область профессиональной деятельности ассистентов-стажёров. Область профессиональной деятельности ассистентов-стажёров включает:
3.2. Объекты профессиональной деятельности ассистентов-стажёров.
3.3. Виды и задачи профессиональной деятельности ассистентов-стажёров. Виды:
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится ассистент-стажёр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Задачи: 1) в области концертно-исполнительской деятельности: - представление общественности в концертном исполнении результатов своей творческо-исполнительской деятельности, демонстрирующей владение различными стилями, жанрами, художественными направлениями в области искусства вокального исполнительства; - высокохудожественное и выразительное донесение содержания исполняемого музыкального произведения до слушательской аудитории; - воспитание художественного вкуса и умения воспринимать музыку как вид искусства; 2) в области педагогической деятельности: - преподавание дисциплин в сфере вокального искусства в образовательных организациях высшего образования; выполнение ассистентской работы в специальном классе руководителя; осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса, участие в методической работе ведущей кафедры ассистента-стажёра; - воспитание музыканта-исполнителя с высокоразвитым художественным и интеллектуальным потенциалом; - обучение техническому мастерству академического пения; - подготовка обучающегося к самостоятельной деятельности в области исполнительства и музыкальной педагогики; - выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса. 3) в области музыкально-просветительской деятельности: - разработка и реализация просветительских проектов в целях популяризации музыкального искусства, в том числе, совместных творческих проектов с музыкантами-исполнителями других образовательных организаций и учреждений культуры. 4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП 4.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК). На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен проявлять способность и готовность: - овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности (ОК-1); - уметь видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте (ОК-2); - свободно анализировать исходные данные в области культуры и искусства для формирования суждений по актуальным проблемам профессиональной деятельности музыканта (педагогической и исполнительской) (ОК-3); - аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры (ОК-4); - свободно пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5); 4.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК). На базе приобретенных знаний и умений и в соответствии с видом ООП выпускник должен проявлять способность и готовность: в области педагогической деятельности: - преподавать творческие дисциплины основной образовательной программы высшего образования на уровне, соответствующем требованиям ФГОС ВО в области вокального исполнительства (ПК-1); - анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования, применять методы психолого-педагогических наук и результаты исследований в области музыкальной педагогики в своей педагогической деятельности (ПК-2); - разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса (ПК-3); - формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества (ПК-4); - осваивать разнообразный по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям педагогический репертуар высшей школы (ПК-5); в области творческо-исполнительской деятельности: - создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-6); - осуществлять на высоком художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность и представлять ее результаты общественности (ПК-7); - обладать знаниями закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки к публичному выступлению, студийной записи (ПК-8); - быть мобильным в освоении разнообразного по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям репертуара (ПК-9); в области музыкально-просветительской деятельности: - показывать свою исполнительскую работу на различных сценических площадках (ПК-10); - участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-11); - разрабатывать и реализовывать собственные и совместные с музыкантами-исполнителями других образовательных организаций и учреждений культуры просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе, и с использованием возможностей радио, телевидения, интернета (ПК-12). |