Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 155.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.04.2014
Размер155.18 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА)

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЛАГОЧИНИЕ

УТВЕРЖДАЮ
__________________

Брагина О.И., директор ЦПШ «София»


«___»_______2013 г.
Учебно-воспитательная программа

церковно-приходской школы «София»

Свято-Троицкого кафедрального собора


Нижний Тагил – 2013

1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи учебно-воспитательной деятельности ЦПШ «София»

Церковно-приходская школа «София» не имеет юридического статуса и является внутренним структурным подразделением Свято-Троицкого кафедрального собора Нижнетагильской епархии.

Церковно-приходская воскресная школа является начальной формой духовного образования как для детей, так и для взрослых, у которых постепенно пробуждается произволение ко спасению души, появляется устойчивая потребность к духовному преображению и формируется православное мировоззрение. Воскресная школа призвана помочь каждому верующему или сознательно стремящемуся к вере человеку стать православным христианином, а это значит – живым членом Церкви Христовой. Поэтому главной целью школы является воцерковление детей, их вживание, врастание в церковную жизнь общины, тогда как второй целью является формирование христианского православного мировоззрения, этот процесс сложный и длительный, так как постижение богословских истин не ограничивается рассудочным опытом, а требует и сердечного познания через обретение реального духовного опыта, личностного опыта Богообщения. Если дети будут знать заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл Литургии и всех таинств, то эта искренняя деятельность может сделать их церковными людьми в храмовой общине и на вероучительных уроках, в богослужении и в личной молитве, в общении с духовником и настоятелем. Но гораздо сложнее оставаться детям таковыми в семье и самой жизни. Таким образом, воскресная школа имеет определенные специфические цели и задачи, она выполняет функцию своеобразного переходного звена от мирской жизни к жизни церковной. Данный переход требует, прежде всего, желания и вполне определенной настроенности, а также волевых усилий. Воскресная школа призвана оказать посильную помощь учащимся в духовном осмыслении мирской светской жизни и указать им подлинный Источник освящения и преображения жизни – Спасителя Христа, сделав Его духовно близким и желанным Образом. Поэтому основной деятельностью воскресной школы является и регуляция отношений между церковью и миром, но в большей степени та особая ответственность за душу каждого своего ученика, жизнь которого должна строиться соответственно евангельскому духу искупительной миссии Христа Спасителя. Господь не отверг мира, а принял за него добровольную крестную смерть, победив злобу мира сего и саму смерть божественной жертвенной Любовью. Постижение истины Распятия Христова – это, призыв человечества к подвигу полноты жизни в Боге, и с Богом, и для Бога. И одновременно призыв к подвигу непрестанного служения ближнему.

Нами разработана концепция семейной воскресной школы, которая решает следующие задачи:

  • организация системного изучения православной веры, религии и культуры;

  • формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего поколения;

    • формирование таких добродетелей, как послушание, терпение, целомудрие, смирение и др.;

    • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;

    • изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;

    • воспитание жертвенного служения и любви на примере жизни и подвига святых;

    • формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

    • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей.


1.2. Особенности функционирования семейной воскресной школы

наличие единого мировоззренческого подхода семьи и воскресной школы воспитанию и образованию ребенка, а именно – православного;

участие детей, родителей и учителей в жизни прихода и праздниках церковного календарного круга;

единые формы катехизации;

изучение условий жизни и взаимоотношений ребенка в семье;

воспитание ценностного отношения к семье;

участие родителей в жизни воскресной школы;

участие детей в восстановлении и поддержании в семье православных традиций;

создание группы православных родителей как общественно-педагогического объединения (Родительский комитет).
1.3. Права и обязанности участников образовательного процесса
Обучающиеся в воскресной школе имеют следующие права:

  • на бесплатное обучение (православному вероучению, иконоведению, истории и культуре) предусмотренным учебно-воспитательным планом воскресной школы;

  • на бесплатное пользование услугами библиотекой кафедрального собора;

  • на участие в паломнических поездках и в школьном самоуправлении.


Обязанности воспитанников воскресной школы следующие:

  • стремиться к участию в литургической и социально-миссионерской жизни прихода;

  • следовать требованиям Устава воскресной школы, исполнять распоряжения, указания настоятеля, директора воскресной школы, а также подчиняться требованиям преподавателей и воспитателей воскресной школы;

  • ответственно относится к занятиям в воскресной школе;

  • бережно относиться к имуществу воскресной школы и следить за чистотой учебных помещений;

  • уважать других воспитанников и всех сотрудников воскресной школы;

  • иметь пристойный внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.




Права родителей, участников учебно-воспитательного процесса:

  • на ознакомление с содержанием и ходом учебно-воспитательного процесса;

  • на участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;

  • на получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы;

  • на пользование библиотечным фондом воскресной школы;

  • на участие в деятельности органов школьного самоуправления в форме, определяемой воскресной школой.


Обязанности родителей, как законных представителей воспитанников:

  • неукоснительно соблюдать настоящее Положение;

  • восполнять ущерб, причиненный учащимся имуществу воскресной школы (в соответствии с действующим законодательством);

  • быть вежливыми со всеми сотрудниками воскресной школы;

  • при посещении воскресной школы кафедрального собора иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.


2. Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности
2.1. Цели учебно-воспитательной деятельности:
Дошкольная ступень: главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по необходимости, то есть не для себя, а для других. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.

  • заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;

  • пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;

  • воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;

  • развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;

  • помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;

  • развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.


Начальная ступень: главной задачей этого возраста является ученичество. При этом ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться в способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый человек несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание. Такое отношение к людям отражает отношение ученичества к Богу. Нет пустых встреч. Все, что случается в жизни, дано нам Богом. Каждую жизненную ситуацию мы должны решать как задачу, поставленную перед нами Господом. И вот это благоговейное отношение к жизни и к каждому встреченному человеку нам дано почувствовать в отношении к учителю в начальной школе. И как тут не восхититься Премудростью Божией, которая сначала нас учит любви (до трех лет), затем делам милосердия (дошкольное детство) и, наконец, ученичеству (начальная школа). При этом «обучается» человек не умом, а всей своей сущностью и глубиной.

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

  • дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

  • помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

  • воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;

  • формировать ценностные жизненные ориентиры;

  • научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.


Основная ступень: главной задачей этого возраста является опытное познание братства всех людей. Подросток нуждается в деятельности «вместе» Те, кто ходил в походы, знают, как походы и пережитые вместе трудности объединяют людей. Это-то объединение и нужно подросткам. И там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки объединяются в банды, шайки, дворовые компании. Подросток должен принять мораль социума. Для этого ему нужно отодвинуть мораль авторитета. Поэтому в тех воскресных школах, где преподавание ведется с позиции авторитета «сверху вниз», подростковый возраст делается неуправляемым. Там же, где в воскресной школе существует братство, проблем с подростковым возрастом не возникает. В таком братстве взрослый становится не «авторитетом», а «лидером», и существует тонкая грань между этими понятиями. Лидер обладает авторитетом, но не в силу своего положения, а в силу личностных качеств. Он – тот, кто разделяет жизнь подростков, кто придумает, чем заниматься, у кого самый тяжелый рюкзак, с которым интересно и на которого можно положиться. Хорошо об этом писал отец Борис Ничипоров: «Учитель – духовник, лидер подлинного педагогического Братства, его всегда любят дети. Потому что он сам малое дитя. Он приходит в дом Братства и дети бегут к нему на встречу. Он наивный романтик. Он взрослый ребенок».

  • формирование целостной христианской картины мира;

  • освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;

  • овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

  • применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

  • воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

  • формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;

  • воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;

  • воспитание личности, несущей в себе образ Божий;

  • освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;

  • овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;

  • формирование представлений о духовной жизни христианина;

  • применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.


2.2. Результаты учебно-воспитательной деятельности
Дошкольная ступень:

  • умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;

  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;

  • умение петь простые песнопения;

  • умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.



Начальная ступень:

  • выявления и осознания собственных греховных поступков;

  • построения исповеди и исправления грехов.

  • уметь читать и понимать церковнославянский текст;

  • знать наизусть основные молитвы;

  • самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;

  • осмысленно участвовать в Богослужении.


Основная ступень:

  • понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;

  • высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;

  • использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни;

  • понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;

  • высказывания собственных зрелых религиозных суждений;

  • использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни;

  • нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;

  • самоидентификации себя в мире как христианина;

  • противостояния злу в мире и в самом себе;

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;

  • объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.


3. Воспитательный план ЦПШ «София» на 2013-2014 уч. г.




Название мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Молебен на начало учебного года

1 сентября

Брагина О.И.

2

Участие в олимпиаде по Основам православной культуры для воскресных школ «Русь Святая, храни веру Православную!»

(первый тур)

1-30 октября

Лебедева С.А.

3

Литургический день

27 октября

классные руководители

4

Подготовка к Рождественским праздникам

ноябрь-декабрь

Комиссарюк Т.Д.,

Жигулина Я.А., кл. рук.

5

Литургический день

30 ноября

классные руководители

6

Родительское собрание

декабрь

Брагина О.И.

7

Литургический день

29 декабря

классные руководители

8

Рождественская елка

январь

педагогический коллектив

9

Литургический день

26 января

кл. рук.

10

Подготовка к пасхальным мероприятиям

февраль-март

Комиссарюк Т.Д.,

Жигулина Я.А., кл. рук.

11

Литургический день

23 февраля

кл. рук.

12

Участие в конкурсе детского творчества «Красная горка»

апрель-май

Лебедева С.А.

13

Литургический день

30 марта

кл. рук.

14

Празднование Воскресения Христова

апрель

Педагогический коллектив

15

Литургический день

27 апреля

кл. рук.

16

Участие в третьем епархиальном конкурсе детского рисунка «Буквица красная»

май

Лебедева С.А.

17

Литургический день

25 мая

кл. рук.


4. Учебный план-сетка ЦПШ «София»

Начальная ступень



Учебные предметы

Количество часов в неделю

(всего за год)

1 класс

2 класс

3 класс

4класс

Священная библейская история

1

26

1

26







Храм Божий и богослужение

1

26










Церковно-славянский язык




1

26

1

26

1

26

История Христианской Церкви







1

26




Основы христианской нравственности







1

26

1

26

Итого:

2

52

2

52

3

78

2

52


5. Особенности организации учебно-воспитательной деятельности ЦПШ «София»

Структура школы сохраняет ступени обучения, рекомендованные Стандартом учебно-воспитательной деятельности для детских воскресных школ.

Воскресная приходская школа «София» включает в себя несколько отделений:

Приходская школа для взрослых (занятия проводятся 1 раз в неделю по воскресениям, сразу после службы).

Детская приходская школа (занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам или воскресениям).

Дошкольная ступень (5-7 лет).

Начальная ступень (7-11 лет).

Основная ступень (11-14 лет).

При школе также действует целенаправленно организованная группа кратковременного пребывания «Лампадка» для детей младенческого возраста. Во время пребывания в группе с детьми предполагаются занятия духовно-нравственного цикла и прикладного творчества, обучение молитве, развивающие игры. Там дети под присмотром педагога и нескольких дежурных родителей могут пребывать во время службы до Елеопомазания вечером в субботу и до Причастия в воскресение. Каждому из нас, воспитывающих своих детей или внуков, хорошо известно, как трудно дается детям обязательное посещение богослужения, как они тяготятся длинными службами, как плохо ведут себя порой в церкви. «Я не хочу идти в церковь...», «Службы слишком длинные...», «В церкви скучно, душно, жарко...», «Я ничего не понимаю в церкви...», «Трудно стоять...». Вместе с тем очень сложно предствить себе веру, более чистую и искреннюю, чем детскую. Когда апостолы подошли к Христу с вопросом «Кто больше в Царствие Небесном?», Он ответил: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Мф., 18, 1-2). Очень часто в храмах можно увидеть детей, бегающих и кричащих в храме, при этом они не получают понятия о благоговейном отношении к службе, нарушают молитвенный покой окружающих. Вместе с тем, слишком строгое отношение родителей к ребенку в храме превратит обязательные походы на службу в самое настоящее испытание, мучительную необходимость, четко обозначая в сознании Церковь как место скучное, бессмысленное и непонятное. Так мы воспитываем в детях неприятие богослужения и храма Божия, а ведь Христос сказал нам: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Христос сказал и другие слова: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк., 18, 16). Любой ребенок инстинктивно стремится к Богу, его душа, не отягощенная грузом греха, распахнута Ему навстречу и наш долг это стремление поддержать. Поэтому необходимо приложить все усилия для того, чтобы присутствие в храме было связано с познанием нового об Истине Спасения и созерцанием прекрасного, а не мучительной необходимостью и стеной запретов. Родитель постоянно приносит себя в жертву ребенку. На службе мама или папа должны постоянно уделять ему внимание: рассказывать о том, что происходит, о смысле священнодействий, спрашивать, просить повторить для более четкого уяснения. Нужно давать как можно больше проявлять активности: прикладываться к иконам, ставить свечку, получить просфору. Если ребенку в тягость выстаивать всю службу целиком, сохраняя концентрацию и благоговение, нельзя принуждать его к этому. Приходите на ту часть службы, которую ребенок сможет выдержать, постепенно удлиняя время его пребывания, приучая тем самым с радостью и добровольно приходить в церковь.

Для детей 3-6 лет организована развивающая творческая группа «Буквица», занятие в которой обеспечивает вхождение в православную культуру и подготовку ребенка к школьным занятиям.
Вторая ступень обучения – начальная, согласно Стандарту, она предполагает четыре года обучения с 7-ми до 11-ти лет. Учебно-воспитательная программа на данной ступени основывается на возрастной особенности детей, стремлению к подражанию, к максимально полному проживанию событий. Любое слово, сказанное старшими, воспринимается ребятами на веру. Поэтому надо учесть, что в этот период детям просто необходимы героические образы подражания, потенциальные объекты их живой любви. Если правильно построить программу, то можно поистине «зажечь» ребят подвигом святости, привить такую меру благоговения, которая не иссякнет с годами. При составлении программы надо учесть, что дети уже обучаются в начальной школе, поэтому нельзя перегружать их объемом информации, а также ставить себе целью дать какую либо целостную картину мировидения. Будет достаточно заложить у них интерес к Церкви, к Священному Писанию, а также дать опорные понятия о Боге и мире. Но самой главной является задача научить их христианской жизни, т. е. жить, привлекая благодать Божью.
Методами обучения должны стать рассказ учителя, беседы с ребятами, рассказы ребят о прочитанном и узнанном, практические поделки ребят. Не стоит давать ребятам больших заданий на дом, вводить систему оценок и зачетов. Обучение целесообразно проводить в виде игры. Системой поощрения могут быть подарки, благодарственные письма родителям.

Воскресная школа исполняет роль центра, объединяющего детей, молодёжь и взрослых людей на основе развития их творческих способностей. Поэтому при школе действуют две студии: хоровая и танцевальная.
Расписание и режим занятий варьируется в зависимости от ступени обучения и класса. Одно остается неизменным – встреча с Богом в Таинствах Церкви, поэтому каждое последнее воскресенье месяца – Литургический день, когда дети имеют возможность исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Всем учащимся гарантированы благоприятные условия для обучения и комфортные условия, охраняющие их духовное и физическое здоровье.
Настоятель кафедрального собора по представлению директора воскресной школы может поощрять воспитанников воскресной школы приходскими грамотами и похвальными листами.
Педагогический совет воскресной школы по представлению директора может исключить воспитанника из воскресной школы, что применяться должно только в качестве крайней меры.
Выпускникам воскресной школы при ее успешном окончании выдается документ установленного образца, утвержденный Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и заверенный печатью религиозной организации учредителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск