Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 143.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер143.39 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
Заявка

на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных

образовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ
ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

«Подготовка учителя к музыкально-педагогической деятельности

в начальной школе»

(название программы)

Программа для учителей начальных классов, учителей музыки

(категория слушателей)

По направлению проектирование содержания образования по специальности «Музыка»

Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ

и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: №1237 от 28 апреля 2008 г.

Наименование программы с указанием категории слушателей:

«Подготовка учителя к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе» - программа для учителей начальных классов, учителей музыки

Объем (в часах): 42(лекции) 30 (практические) – итого: 72 часа

Стоимость обучения в расчете на одного слушателя: _____________________________________________________________________________

ФИО ректор учреждения: Потапов А. С.

ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: Петелина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования и вокала



Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86.

Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46,

e – mail: rektorat@vspu.ac.ru

Перечень приложений к заявке: (если есть)





Подпись ректора:

(печать)

2. Соответствие разработанной программы требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

2.1. Результаты освоения программы повышения квалификации

По результатам повышения квалификации будут сформированы компетенции в музыкальном образовании:

  1. универсальные:

- расширение знаний содержания предмета «Музыка»;

- формирование музыкальной культуры;

  1. профессиональные:

- проектирование содержания урока «Музыка»;

- развитие музыкально- исполнительской деятельности;

- расширение технологической подготовки учителя.

2.2. Содержание программы повышения квалификации

Примерный тематический план

Модуль 1

Цель модуля: познакомить с содержанием дисциплин музыкального цикла, раскрыть значимость музыкального образования школьников в рамках образовательного процесса школы.



тема

Кол-во часов

Форма занятия

1

Введение в курс «Подготовка учителя к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе»

2

Лекция

2

Содержание и познание предметов искусства в общеобразовательной школе

6

лекция

3

Аналитический обзор программы «Музыка» для общеобразовательной школы

8

семинар




Итого

16




Тема №1.1. Введение в курс «Подготовка учителя к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе»

Содержание темы.

Теория урока музыки как урока искусства. Незаменим вклад музыки, музыкального образования в духовное становление личности каждого человека. Обзор содержания стандарта общего музыкального образования, знакомство с Концепцией художественного образования и другими нормативными актами.

Тема №1.2. Содержание и познание предметов искусства в общеобразовательной школе.

Содержание темы.

Виды профессиональной деятельности учителя музыки: учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, культурно-просветительская. Задачи и формы реализации каждого вида деятельности. Виды музыкальной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Задачи, содержание и организация урока музыки. Планирование и анализ урока музыки. Урок как музыкально-педагогическое творчество учителя музыки.

Тема №1.3. Аналитический обзор программы «Музыка» для общеобразовательной школы.

Содержание темы.

Государственный образовательный стандарт для начальной, основной школы. Знакомство с государственными программами по направлению музыка следующих авторов: Д.Б, Кабалевский, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, В.О.Усачёва. Учебно-методические материалы для второго-восьмого классов общеобразовательной школы. (Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А., Вендерова Т.Е., Кабалевский Д.Б. и др.). Музыка 1-4; 5-8 классы (Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.А.). Программы элективных курсов.

Форма контроля: тестирование.

Примерные вопросы теста

(ненужное вычеркнуть):

  1. Цель урока музыки:

    • Научить петь.

    • Помочь почувствовать музыку.

    • Освоить нотную грамоту.

    • Привить любовь к музыкальному искусству.

  2. Формы организации урока музыки:

    • Урок - путешествие.

    • Урок - сказка.

    • Интегрированный урок.

    • Экскурсия.

  3. Какие из перечисленных творческих музыкальных коллективов могут быть организованны в общеобразовательной школе?

    • Хоровая студия.

    • Радио кружок.

    • Вокальный ансамбль.

    • Симфонический оркестр.

    • Ансамбль электромузыкальных инструментов.

    • Вокально-инструментальный ансамбль.

    • Караоке-клуб.

    • Вокально-хореографический кружок.

    • Фан-клуб.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подготовьте сообщение на тему: Моя жизнь – музыка.

  2. Приведите примеры культурно-просветительской и коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки.

Литература:

  1. Абдуллин Э Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования/ под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336с.

  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ О.А. Апраксина. – М., 1983.

  3. Весна Е.Б., Киселёва О.О. Профессионально-педагогическая практика. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЕК», 1999. – 80с.

  4. Петелин А.С., Петелина Е.А. Модель профессионально-личностного становления учителя музыки: Монография./ А.С. Петелин, Е.А. Петелина.  Воронеж: ВГПУ, 2004.  120с.

  5. Петелина Е.А. К проблеме художественного образования в школе. /Е.А. Петелина //Гуманизация образовательного процесса в системе «ДОУ - начальная школа - средняя школа». Материалы VII областных педагогических чтений. – Воронеж, ВОИПКРО, 2007.- С.34-36

  6. Зайцева Е. Русское народное творчество: программа для музыкальных школ, школ искусств, эстетического воспитания и хоровых студий., М., 1993.

  7. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.1-4 класс. Методическое пособие. 2-е изд. М., 2004

  8. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4кл./ Автор составитель Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. М., 1994

  9. Музыкальное искусство. Программа /О.В. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/ Сост. Е.О. Яременко. М., 2001

  10. Музыка. Содержание программ (5-8 кл.)/ Н.Г. Коваленко, Г.П. Сергеева, С.Л. Старобинский, Л.В. Школяр// Примерные программы основного общего образования/ Сост. А.М. Водянский, Н.Н. Гара. 4-е изд. М., 2001. С. 264-270.

  11. Надолинская Т.В. Учебно-методический комплект «Музыка». 1-3 кл. Таганрог, 1998

  12. Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1997.

  13. Программы общеобразовательных учреждений. Духовная музыка: Россия и Запад 1-4 кл./ И.В. Кошмина, В.В. Алеев. М., 1994.

  14. Программа образовательных учреждений. Музыка. 1-8 кл./ Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.Н. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский; под общей ред. Ю.Б. Алиева. М., 1996.

  15. Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. («Музыка. Начальные классы» – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, «Музыка. 5-7 классы» и элективные курсы для 9 класса – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, «Искусство 8-9 классы» - Г. П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская). – М.: «Просвещение», 2007. – 128с.

Модуль 2

Цель: раскрыть спектр образовательных технологий музыкально-образовательной деятельности и показать их большую эффективность.



тема

Кол-во часов

Форма занятия

1

Образовательные технологии музыкально-педагогической деятельности

8

Лекция

2

Обретение опыта музыкальной деятельности детей в общеобразовательной школе

8

Практические занятия

3

Организация уроков музыки в общеобразовательной школе

10

Практические занятия




Итого

26




Тема №2.1. Образовательные технологии музыкально-педагогической деятельности.

Содержание темы.

Технология как психолого-педагогическая проблема. Технология и методика – сходство и различие. Технологии музыкально-творческой деятельности учащихся. Технологии исполнительской деятельности учащихся. Методики музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе. Игровые технологии. Мозговой штурм.

Тема №2.2. Обретение опыта музыкальной деятельности детей в общеобразовательной школе.

Содержание темы.

Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки – музыкально-слушательская деятельность, музыкально-исполнительская деятельность (вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-композиционная деятельность). Музыкально-теоретическая и музыкально-историческая деятельность учащихся на уроке музыки. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность на художественно-образном уровне. Музыкально-опосредованная деятельность.

Тема №2.3. Организация уроков музыки в общеобразовательной школе

Содержание темы.

Урок музыки – основная форма общего музыкального образования. Разные подходы к путям и средствам определения содержания и организации урока музыки (О.А. Апраксина, В.В. Алеев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др.). Специфика музыкальной деятельности как триединства деятельности исполнителя, слушателя и композитора. Технология подготовки урока музыки (Ю.Б. Алиев). Метод моделирования художественно-творческого процесса на уроке. (Л.В. Школяр). Разнообразие жанров урока музыки – урок-концерт, урок – размышление, урок – беседа и т.д.

Форма контроля. Круглый стол на тему «Хороший урок музыки, какой он?».

Задания для самостоятельной работы.

  1. Проанализируйте одну из программ федерального стандарта по музыке.

  2. Охарактеризуйте методические подходы к установлению взаимосвязи между музыкой и жизнью.

  3. Предложите свой вариант организации процесса усвоения учащимися одной из разновидностей теоретических знаний в основной школе.

  4. Раскройте особенности применения игровых технологий для разных возрастных групп.

  5. Приведите примеры фрагментов урока с разными видами музыкальной деятельности.

Литература:

  1. Абдуллин Э Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования/ под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336с.

  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ О.А. Апраксина. – М., 1983.

  3. IntelR «Обучение для будущего»: учебное пособие – 7-е издание – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. – 128с.

  4. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 224с.

  5. Трайнёв В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»: МАН ИПТ, 2005. – 360с.

  6. Петелина Е.А. Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки /Е.А.Петелина// Д.Б.Кабалевский и современность: проблемы и перспективы музыкального образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. К 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского.- Воронеж, 2005. –С. 60-64

  7. Петелина Е.А. Педагогические технологии подготовки студентов к практической работе с хоровым коллективом. /Е.А. Петелина//Проблемы современного хорового исполнительства: Материалы 1 международной научно-практической конференции. 1-3 ноября 2007г. – Воронеж: Воронежский музыкально-педагогический колледж, 2007.- С.25-30.

  8. Лазарев В.С. Планирование как главное направление и исходный принцип исследований в психологии управления / В.С. Лазарев// Вопросы психологии. – 1980. - №6 – С. 13-17

  1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи. Практикум: Пособие для студентов педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2008.- 432с.

  2. Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения / В.М. Монахов// Советская педагогика. – 1990. - №7- С.17-23

  3. Петелина Е.А. Музыкально-педагогические технологии хормейстерской подготовки магистра/ Е.А. Петелина. - Электронный научный журнал «Актуальные инновационные исследования: наука и практика», http://www.actualresearch.ru 2008. - №1.

Модуль 3

Цель: овладение искусствотерапевтическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для организации и проведения урока музыки.



тема

Кол-во часов

Форма занятия

1

Психологические аспекты работы учителя музыки в общеобразовательной школе

8

Семинар

2

Внеклассная работа учителя музыки в общеобразовательной школе

10

семинар

3

Практико-ориентированная разработка проведения урока музыки в общеобразовательной школе (круглый стол)

12

Практическое

занятие




Итого

30






Тема №3.1. Психологические аспекты работы учителя музыки в общеобразовательной школе.

Содержание темы.

Искусствотерапевтическая составляющая урока музыки. Здоровьесберегающие технологии при организации творческих видов деятельности на занятиях со школьниками. Учитель музыки – носитель духовности и культуры в учебно-воспитательный процесс школы. Подростковые классы – наказание или радость общения? Особенности работы учителя музыки в старших классах. Формы и методы организации урока в старших классах. Проблема воспитания художественного вкуса у школьников в процессе музыкальных занятий. Проблемно-творческое приобщение школьников к музыкальным занятиям.

Тема №3.2. Внеклассная работа учителя музыки в общеобразовательной школе.

Содержание темы.

Неформальный характер проведения музыкальных мероприятий – залог его успеха. Коллективные и групповые формы организации занятий (хор, ансамбль, оркестр, вокал, обучение игре на инструменте и др.). Организация кружковой и внеурочной работы. Особенности постановки музыкального спектакля. Календарные мероприятия в школе. Организация диспутов, викторин, бесед и др. по проблемам, связанным с музыкальным искусством.

Тема №3.3. Практико-ориентированная разработка проведения урока музыки в общеобразовательной школе (круглый стол).

Содержание темы.

Примеры воплощения авторского подхода к уроку как музыкально-педагогическому произведению. Знакомство с зарубежным опытом работы учителей музыки на основе просмотра видеоуроков (Урок музыки Ураны Жамъян. Улан-Батор. Монголия. Урок музыки Айи Петровска. Рига, Латвия). Анализ и рекомендации.

Форма контроля. Зачёт.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Раскройте сущность и специфику урока музыки как музыкально-педагогического произведения.

  2. Назовите и охарактеризуйте жанровые разновидности урока как музыкально-педагогического произведения.

  3. На примере одного из видеоуроков предложите свой вариант построения урока на свободную тему.

Литература:

  1. Ефремова О.И. Психология успешного поведения личности// Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.,1999.С.321-325.

  2. Абдуллин Э Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования/ под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336с.

  3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ О.А. Апраксина. – М., 1983.

  4. Петелина Е.А., Черноиваненко А.А. Межличностное взаимодействие как способ формирования активности личности школьника/ Е.А. Петелина., А.А. Черноиваненко// Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Сб. науч. тр. - Воронеж, 2006.- Вып.23.-С.112-120

  5. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова. – М.: Прага, 1994. – 48с.

  6. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов н./Д, 2005.

  7. Журавлёв А.Л. Психология совместной деятельности/ А.Л.Журавлёв - М. - Изд.-во «Институт психологии РАН»,2005. - 640с.

  8. Батаршев А.В. Психология личности и общения /А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2003. - 248с. 

  9. Рогов Е.И. Психология группы /Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2005, С.430

2.3. Условия реализации программы повышения квалификации

  Реализация  образовательной программы должна  обеспечиваться  доступом  к базам данных и библиотечным фондам,  материально-техническим обеспечением учебного  процесса, обеспечивающей проведение практических и лекционных занятий.

 

2.4. Использование новых форм и методов образовательного процесса

Предполагается использование мультимедийных средств при чтении лекций и на практических занятиях с обучающимися. (PowerPoint)

Практическая часть

На базе образовательных учреждений г. Воронежа ВМПК, МОУ СОШ №75 предусматривается проведение мастер-классов, открытых уроков по демонстрации инновационного опыта педагогов-музыкантов, а также демонстрация работы творческой лаборатории по проблемам музыкально-педагогического образования на базе кафедры ТИММИ факультета художественного образования.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск