Скачать 143.39 Kb.
|
Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» «Подготовка учителя к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе» (название программы) Программа для учителей начальных классов, учителей музыки (категория слушателей) По направлению проектирование содержания образования по специальности «Музыка» Наименование учреждения: ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: №1237 от 28 апреля 2008 г. Наименование программы с указанием категории слушателей: «Подготовка учителя к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе» - программа для учителей начальных классов, учителей музыки Объем (в часах): 42(лекции) 30 (практические) – итого: 72 часа Стоимость обучения в расчете на одного слушателя: _____________________________________________________________________________ ФИО ректор учреждения: Потапов А. С. ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: Петелина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования и вокала Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86. Контактные адреса и телефоны учреждения: 54-56-43, 55-54-46, e – mail: rektorat@vspu.ac.ru Перечень приложений к заявке: (если есть) Подпись ректора: (печать) 2. Соответствие разработанной программы требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. 2.1. Результаты освоения программы повышения квалификации По результатам повышения квалификации будут сформированы компетенции в музыкальном образовании:
- расширение знаний содержания предмета «Музыка»; - формирование музыкальной культуры;
- проектирование содержания урока «Музыка»; - развитие музыкально- исполнительской деятельности; - расширение технологической подготовки учителя. 2.2. Содержание программы повышения квалификации Примерный тематический план Модуль 1 Цель модуля: познакомить с содержанием дисциплин музыкального цикла, раскрыть значимость музыкального образования школьников в рамках образовательного процесса школы.
Тема №1.1. Введение в курс «Подготовка учителя к музыкально-педагогической деятельности в начальной школе» Содержание темы. Теория урока музыки как урока искусства. Незаменим вклад музыки, музыкального образования в духовное становление личности каждого человека. Обзор содержания стандарта общего музыкального образования, знакомство с Концепцией художественного образования и другими нормативными актами. Тема №1.2. Содержание и познание предметов искусства в общеобразовательной школе. Содержание темы. Виды профессиональной деятельности учителя музыки: учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, культурно-просветительская. Задачи и формы реализации каждого вида деятельности. Виды музыкальной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Задачи, содержание и организация урока музыки. Планирование и анализ урока музыки. Урок как музыкально-педагогическое творчество учителя музыки. Тема №1.3. Аналитический обзор программы «Музыка» для общеобразовательной школы. Содержание темы. Государственный образовательный стандарт для начальной, основной школы. Знакомство с государственными программами по направлению музыка следующих авторов: Д.Б, Кабалевский, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, В.О.Усачёва. Учебно-методические материалы для второго-восьмого классов общеобразовательной школы. (Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А., Вендерова Т.Е., Кабалевский Д.Б. и др.). Музыка 1-4; 5-8 классы (Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.А.). Программы элективных курсов. Форма контроля: тестирование. Примерные вопросы теста (ненужное вычеркнуть):
Задания для самостоятельной работы.
Литература:
Модуль 2 Цель: раскрыть спектр образовательных технологий музыкально-образовательной деятельности и показать их большую эффективность.
Тема №2.1. Образовательные технологии музыкально-педагогической деятельности. Содержание темы. Технология как психолого-педагогическая проблема. Технология и методика – сходство и различие. Технологии музыкально-творческой деятельности учащихся. Технологии исполнительской деятельности учащихся. Методики музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе. Игровые технологии. Мозговой штурм. Тема №2.2. Обретение опыта музыкальной деятельности детей в общеобразовательной школе. Содержание темы. Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки – музыкально-слушательская деятельность, музыкально-исполнительская деятельность (вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-композиционная деятельность). Музыкально-теоретическая и музыкально-историческая деятельность учащихся на уроке музыки. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность на художественно-образном уровне. Музыкально-опосредованная деятельность. Тема №2.3. Организация уроков музыки в общеобразовательной школе Содержание темы. Урок музыки – основная форма общего музыкального образования. Разные подходы к путям и средствам определения содержания и организации урока музыки (О.А. Апраксина, В.В. Алеев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др.). Специфика музыкальной деятельности как триединства деятельности исполнителя, слушателя и композитора. Технология подготовки урока музыки (Ю.Б. Алиев). Метод моделирования художественно-творческого процесса на уроке. (Л.В. Школяр). Разнообразие жанров урока музыки – урок-концерт, урок – размышление, урок – беседа и т.д. Форма контроля. Круглый стол на тему «Хороший урок музыки, какой он?». Задания для самостоятельной работы.
Литература:
Модуль 3 Цель: овладение искусствотерапевтическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для организации и проведения урока музыки.
Тема №3.1. Психологические аспекты работы учителя музыки в общеобразовательной школе. Содержание темы. Искусствотерапевтическая составляющая урока музыки. Здоровьесберегающие технологии при организации творческих видов деятельности на занятиях со школьниками. Учитель музыки – носитель духовности и культуры в учебно-воспитательный процесс школы. Подростковые классы – наказание или радость общения? Особенности работы учителя музыки в старших классах. Формы и методы организации урока в старших классах. Проблема воспитания художественного вкуса у школьников в процессе музыкальных занятий. Проблемно-творческое приобщение школьников к музыкальным занятиям. Тема №3.2. Внеклассная работа учителя музыки в общеобразовательной школе. Содержание темы. Неформальный характер проведения музыкальных мероприятий – залог его успеха. Коллективные и групповые формы организации занятий (хор, ансамбль, оркестр, вокал, обучение игре на инструменте и др.). Организация кружковой и внеурочной работы. Особенности постановки музыкального спектакля. Календарные мероприятия в школе. Организация диспутов, викторин, бесед и др. по проблемам, связанным с музыкальным искусством. Тема №3.3. Практико-ориентированная разработка проведения урока музыки в общеобразовательной школе (круглый стол). Содержание темы. Примеры воплощения авторского подхода к уроку как музыкально-педагогическому произведению. Знакомство с зарубежным опытом работы учителей музыки на основе просмотра видеоуроков (Урок музыки Ураны Жамъян. Улан-Батор. Монголия. Урок музыки Айи Петровска. Рига, Латвия). Анализ и рекомендации. Форма контроля. Зачёт. Задания для самостоятельной работы.
Литература:
2.3. Условия реализации программы повышения квалификации Реализация образовательной программы должна обеспечиваться доступом к базам данных и библиотечным фондам, материально-техническим обеспечением учебного процесса, обеспечивающей проведение практических и лекционных занятий. 2.4. Использование новых форм и методов образовательного процесса Предполагается использование мультимедийных средств при чтении лекций и на практических занятиях с обучающимися. (PowerPoint) Практическая часть На базе образовательных учреждений г. Воронежа ВМПК, МОУ СОШ №75 предусматривается проведение мастер-классов, открытых уроков по демонстрации инновационного опыта педагогов-музыкантов, а также демонстрация работы творческой лаборатории по проблемам музыкально-педагогического образования на базе кафедры ТИММИ факультета художественного образования. |