МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________________ Протокол № ___ от
«____»____________20___г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школыпо УВР
_____________ Бирюкова И.В. «____»____________20____г.
| «Утверждено»
Директор школы
_____________Н.А. Новикова Приказ № ___ от «_______20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Ожиговой А.В.
по учебному курсу «Обществознание»
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2013___ г.
2013 -2014 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, авторской программы. по обществознанию 7 класс под ред. Л.Н.Боголюбова.
Учебник:
Обществознагше : учеб. для 7 кл. общеобразовательных. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2010.
Количество часов: всего - 35 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 7 классе - это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствуег с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, показательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два направления –человек и закон, человек и экономика.
Цели и задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, , дискуссии.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы-- - методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- моделирование жизненных ситуаций. Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах российского законодательства;
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса. Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей! и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми спо- собами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признак закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально--экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию: различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, органи-зации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные :гния и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа использования
социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Основное содержание курса. Введение. Как работать с учебником.
Глава 1.Человек среди людей.. Отношения между людьми.
Ты и твои товарищи.. Зачем люди общаются Почему нужно быть терпимым
Глава 2. Человек и закон. Что значит жить по правилам Права и обязанности граждан. Почему важно соблюдать законы.. Защита Отечества Что такое дисциплина
Виновен — отвечай.. Кто стоит на страже закона.
Глава 3.Человек и экономика.. Экономика и ее основные участники . Золотые руки работника.. Производство: затраты, выручка, прибыль.. Виды и формы бизнеса . Обмен, торговля, реклама . Деньги, их функции . Экономика семьи.
Глава 4. Человек и природа.. Воздействие человека на природу.. Охранять природу — значит охранять жизнь Закон на страже природы . Заключение
Распределение учебного материала.
-
№ п/п
| Название разделов и тем.
| Кол-во часов.
| 1.
| Введение.
| 1 ч.
| 2.
| Глава 1.Человек среди людей.
| 7 ч.
| 3.
| Глава 2. Человек и закон.
| 11 ч.
| 4.
| Глава 3. Человек и экономика.
| 11 ч.
| 5.
| Глава 4. Человек и природа.
| 4 ч.
| 6.
| Итоговое повторение.
| 1 ч.
|
| Итого:
| 35 ч.
| Преподавание обществознания в 7 классе ориентировано на использование следующего учебно-методического комплекта:
1.Обществознагше : учеб. для 7 кл. общеобразовательных. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2009 г.
2 .Поурочные разработки по обществознанию .7 класс. А.В.Позднев . М. «ВАКО»2009 г.
№
урока.
| Раздел , тема.
| Кол –во
часов.
| Тема урока.
| Тип
урока.
| Основные понятия.
| Д/З.
| 1.
|
|
| Введение.
|
|
|
|
| Глава I. Человек среди людей.
| 7 ч.
|
|
|
|
| 2.
|
|
| Отношения между людьми.
| ИНМ
| Межличностные отношения,симпатия,антипатия.
| П.1, зад. С .17 – 19.
| 3.
|
|
| Ты и твои товарищи.
| Комб.
| Лидер,санкции.
| П.2.
| 4.
|
|
| Ты и твои товарищи.
| Комб.
|
| П.2.
| 5.
|
|
| Зачем люди общаются ?
| Комб.
| Общение,потребности.
| П.3.
| 6.
|
|
| Почему нужно быть терпимым.
| Комб.
| Конфликт,инцидент.
| П.4.
| 7.
|
|
| Почему нужно быть терпимым.
| Комб.
|
| П.4.
| 8.
|
|
| Повторение по теме : « Человек среди людей.»
| Повт.-
обобщ.
| Тесты.
|
|
| Глава II. Человек и закон.
| 11 ч.
|
|
|
|
| 9.
|
|
| Что значит жить по правилам.
| ИНМ
| Социальные нормы,этикет,манеры.
| П.5.
| 10.
|
|
| Права и обязанности граждан.
| Комб.
| Права.
| П.6.
| 11.
|
|
| Права и обязанности граждан.
| Комб.
|
| П.6.
| 12.
|
|
| Почему важно соблюдать законы.
| Комб.
|
| П.7.
| 13.
|
|
| Защита Отечества.
| Комб.
| Присяга.
П.8.
|
| 14.
|
|
| Что такое дисциплина.
| Комб.
| Дисциплина, мораль.
| П.9.
| 15.
|
|
| Что такое дисциплина.
| Комб.
|
| П.9.
| 16.
|
|
| Виновен - отвечай.
| Комб.
| Преступление, правонарушение.
| П.10.
| 17.
|
|
| Виновен - отвечай.
| Комб.
|
| П.10.
| 18.
|
|
| Кто стоит на страже закона.
| Комб.
| Прокуратура, лицензия, милиция, приговор.
| П.11.
| 19.
|
|
| Повторение по теме : «Человек и закон.»
| Повт.-
обобщ.
| Тесты.
|
|
| Глава III .Человек и экономика.
| 11 ч.
|
|
|
|
| 20.
|
|
| Экономика и ее основные участники.
| ИНМ
| Экономика, натуральное хозяйство, производительность труда, производитель, потребитель, ресурсы.
| П.12.
| 21.
|
|
| Экономика и ее основные участники.
| Комб.
|
| П.12.
| 22.
|
|
| Золотые руки работника.
| Комб.
| Квалификация,зарплата,
| П.13.
| 23.
|
|
| Производство :затраты, выручка, прибыль.
| Комб.
| Производство, постоянные и переменные затраты, разделение труда,прибыль.
| П.14.
| 24.
|
|
| Виды и формы бизнеса.
| Комб.
| Бизнес ,виды бизнеса, кредит,
Собственность, АО,ИП, Товарищество, акции .
| П.15.
| 25.
|
|
| Обмен , торговля , реклама.
| Комб.
| Рынок, товар , стоимость ,цена , бартер , торговля , оптовая , розничная .внутренняя . внешняя , реклама.
| П.16.
| 26.
|
|
| Деньги и их функции.
| Комб.
| Эквивалент ,функции денег , цена .монеты , банкноты , кредитная карточка , банк , чек , ассигнации .
| П.17.
| 27.
|
|
| Деньги и их функции.
| Комб.
|
| П.17.
| 28.
|
|
| Экономика семьи .
| ИНМ
| Ресурсы ,личное хозяйство ,рантье . проценты , ссуда, семейный бюджет.
| П.18.
| 29.
|
|
| Экономика семьи.
| Комб.
|
| П.18.
| 30.
|
|
| Повторение по теме : « Человек и экономика.»
| Повт.-
обобщ.
| Тесты.
|
|
| Глава IV . Человек и природа.
| 4 ч.
|
|
|
|
| 31.
|
|
| Воздействие человека на природу.
| ИНМ
| Экология , исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы , биосфера.
| П.19.
| 32.
|
|
| Охранять природу – значит охранять жизнь.
| Комб.
| Браконьр .
| П.20.
| 33.
|
|
| Закон на страже природы.
| Комб.
|
| П.21.
| 34.
|
|
| Повторение на тему : « Человек и природа.»
| Повт.-
обобщ.
| Тесты.
|
| 35.
| Итоговое повторение.
| 1 ч.
| Итоговое повторение.
| Повт-обоб.
|
|
|
|