Скачать 136.13 Kb.
|
Российская Дума: опыт, уроки К 100 – летию Государственной Думы. Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе. Учебники: - Ионов И. Н. Российская цивилизация. 10 – 11 кл. 2000 – 2005. М.: Просвещение - Человек и общество. Обществознание. Ч. 2 Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2003 г. Цели: 1. сформировать представление о развитии российского парламентаризма, этапах и уроках; показать роль Государственной Думы, как важного элемента становления правового государства и гражданского общества в современной России 2. способствовать формированию критического мышления, опыту анализа политической ситуации, формированию оценки исторических событий; 3. формирование гражданской позиции, ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны, чувства сопричастности к истории Родины и народа. Основные понятия: Государственная Дума, политическая система общества, выборы, депутат, правовое государство, патриотизм, политическая активность Оборудование: - символы Российского государства, компьютер, экран - рабочий лист к уроку для каждого учащегося. Технология: урок - исследование с использованием ИКТ. Опережающее задание на дом: 1. гл. IX п. 2 и 3 учебник Ионова И. Н. Российская цивилизация. 10 – 11 кл. – повторить материал о истории возникновения и работе Государственных дум начала XX в. 2. гл. V п. 24 учебник Человек и общество. Обществознание. Ч. 2 – познакомиться с разделом Современная политическая жизнь России, построить схему Государственных органов власти РФ, выделив полномочия каждого. Материал использовать при составлении презентации: становление и развитие российского парламентаризма и в ходе работы на уроке (прилагаются). Вступительное слово: Наш урок сегодня проводится в форме круглого стола. 27 апреля 1906 года в столице российской империи торжественно открылась I Государственная Дума. Таким образом, в 2006 году исполняется 100 лет российскому парламенту. Парламенту, который имел очень непростую историю, связанную с историей своей страны. Цели урока для учащихся (записаны на доске): 1. вспомнить основные этапы развития российского парламентаризма 2. выяснить роль Государственной Думы в становлении в России правового государства и гражданского общества. 3. Вопрос о преемственности Государственной Думы начала XX века и современной I. Актуализация темы: задание: назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним признаков правового, демократического государства и гражданского общества. ''Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.'' (Конституция РФ 1993 г.) Кто осуществляет в РФ законодательную, исполнительную и судебную власть? (заполнить схему в рабочем листе, один человек на доске) Кто является главой государства? Задание: Отношение к данному принципу неоднозначно. Сравните две точки зрения, какая из них вам кажется наиболее верной? 1. ''Власть, разделенная на три ветви, ослабляет себя, подрывая единство. Между ветвями власти происходят распри, а это будоражит общество, нарушает порядок'' 2. ''Разделение властей не позволит укрепиться тоталитаризму, установить диктатуру одного человека. Власти взаимодополняют и контролируют друг друга''. Обсудить в группе, привести аргументы в защиту своей позиции. Первая власть, выделившаяся в системе органов власти – власть законодательная или представительная. В России это воплотилось в создании и деятельности Государственной Думы в начале XX века. II. Обращаю внимание на презентацию, подготовленную группой учащихся, где отражены этапы становления и развития Государственной Думы в России. Таким образом: новая ''российская демократия'' создается в нашей стране не на ''пустом месте'', а опирается на исторические, в том числе и правовые традиции. Интерактивная часть урока: исследование проблемы Задание в группах (целесообразнее данное задание дать подготовить группам заранее на дом и представить его в виде ресурсного раздаточного материала, либо в виде презентаций): Первая группа: изучив материалы по истории России XX века, выяснить, есть ли преемственность между Государственными Думами 1906 – 1917 г.г и современной Думой? (домашнее задании) Вторая группа: сравнить статьи Основных законов Российской империи 1906 года и Конституцию РФ 1993 года на предмет полномочий Государственной Думы и ее места в системе государственных органов власти Третья группа: сравнить избирательный закон по формированию Государственной Думы в начале XX века и современной Думы, выяснить сходства и различия. Четвертая группа: получила задание, проследить за деятельностью Государственной Думы по СМИ в течение месяца и сейчас соотнести полученную информацию со ст 94, 103, 105 Конституции РФ на предмет: какие функции Государственной Думы РФ, прописанные в Конституции РФ, нашли свое отражение в ее деятельности за последний месяц, сделайте выводы о работе Государственной Думы РФ. Пятая группа: используя цитаты и факты о деятельности Государственной Думы начала XX века выскажите свое мнение о том, какими были депутаты Государственной Думы Каждая группа готовит творческий отчет по своей проблеме, используя рабочие ресурсные листы. Для активизации слушания, группы готовят вопросы классу по теме своего исследования. Кроме того, слушая отчеты групп, учащиеся работают в своих рабочих листах, заполняя таблицу для сравнения. Вывод: Выслушав отчет групп, выделить, в чем проявляется преемственность государственных Дум начала XX века и современных, а что существенно отличается? Задания в группах - Кто может быть депутатом ГД? (ответ: по Конституции РФ 1993 года депутатом Г. Д. может быть дееспособный гражданин РФ, с 21 года, не находящийся в метах лишения свободы по приговору суда.) А какими моральными качествами, чертами личности должен обладать депутат? Почему? III. Связь между гражданином и парламентом осуществляется не только во время выборов. По ст 33 Конституции РФ 1993 года граждане РФ имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Алгоритм составления обращения: 1. предмет или вопрос обращения должен быть обоснован с т. з. его важности 2. конструктивность обращения (не только ставить вопросы, но и предложить некоторые разумные и реальные пути их разрешения. Выводы:
Государственных Дум начала века и современных? 2. Сформулируйте, какую роль Государственная Дума играла и играет в истории и развитии нашего государства? Домашнее задание на выбор в рабочем листе. Ресурсный материал группы № 1 В чем выражается преемственность между Государственными Думами 1906 – 1917 г.г. и современной Думой? Государственные Думы современная 1906 – 1917 г.г. Государственная Дума 1. Количество депутатов 448 (первая Дума) 450 2. Большинство мест кадетам (I и II Думы) ''Единая Россия'' (центристская партия) (относят к центристам) 3. Центральный вопрос аграрный (как распорядиться Дума приняла закон казенными, монастырскими о продаже земель помещичьими землями, как хозяйственного наделять ими крестьян) назначения 4. Партийный состав входили представители Единая Россия партий Конституционные демократы ЛДПР Союз 17 октября КПРФ Союз русского народа Родина беспартийные Аграрная партия РСДРП, эсеры (во II Думе) 5. Сроки полномочий 5 лет 4 года (полный срок только III Дума) Вопрос к учащимся: Как вы думаете, избранная в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Государственная Дума может исторически считаться продолжением дореволюционной Думы? Ресурсный материал группы № 2 Сравнение полномочий Государственной Думы 1906 – 1917 гг. и современной Государственной Думы
Как вы думаете, почему в России в начале XX века полномочия Государственной Думы были ограничены? Как это характеризует политическую систему страны? Ресурсный материал группы № 3 Формирование Государственных Дум 1906 – 1917 г.г Выборы в Государственную Думу по закону 11 декабря 1905 года
1 голос помещика = 3 голоса имущих горожан = 15 крестьян = 45 рабочих (сословность) Лишены права голоса: женщины, солдаты, матросы, деревенские батраки Выборы в III Государственную Думу по закону от 3 июня 1907 г.
Можно ли считать, что формирование Государственных Дум 1906 – 1917 гг. проходило на демократических основах? Аргументируйте. Формирование Государственной Думы по Конституции РФ 1993 г. Ст. 3 Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный русский народ Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Ст. 32 Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а так же содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ст. 97 Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах Принципы проведения выборов: периодические всеобщие равноправные альтернативные тайное голосование В чем вы видите принципиальные отличия формирования Государственных Дум 1906 – 1917 гг. и современной Думы? Ресурсный материал группы № 5 На основе приведенных фактов и изречений, составьте словесный портрет депутатов Государственных Дум 1910 – 1917 г.г. Предположите, какое влияние могла окать деятельность Думы на общество? 1. Церемония открытия первой Государственной Думы была обставлена ''всею пышностью придворного этикета и сильно резала непривычный к этому русский глаз''. Царская семья появилась перед депутатами в старинных костюмах, сверкающих драгоценностей. Эта пышность еще больше бросалась в глаза на фоне ''обыденной толпы депутатов в пиджаках, косоворотках, в поддевках, нестриженных'' (депутат I Государственной Думы Крыжановский, слайд открытия Думы из презентации) 2. ''Единственный законопроект, который правительство внесло в Думу, касался переустройства прачечных Юрьевского университета. После этого наступила пауза. Депутаты переглядывались, как бы спрашивая друг друга, верно ли они поняли сообщение председателя Муромцева, - настолько оно было чудовищно нелепым. Вдруг кто то громко рассмеялся и безудержный хохот овладел Думой. Смеялись все, от левых до правых, на стогом лице Муромцева дрожала улыбка, которую он с трудом сдерживал'' (депутат I Государственной Думы Оболенский) 3. ''Теперь, когда правительство распустило Думу (I – ю), вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег… Будьте тверды в своем отказе, стойте за свое право как один человек'' (Выборгское воззвание 165 депутатов, распущенной I Думы, все арестованы) 4. ''Во время открытия II Государственной Думы, один из правых депутатов с места громко и торжественно выкрикнул: ''Да, здравствует государь император!'' Встало примерно сто человек. Остальные депутаты, примерно 400 человек, продолжали сидеть, желая эти выразить неуважение к короне'' Во II Государственной Думе кадеты выдвинули лозунг ''Берегите Думу!'' (депутат Шульгин) 5. Дебаты по аграрному вопросу: - Дворянское хозяйство во много раз культурнее крестьянских. Сохраните и поддержите частных владельцев. Наша серая, темная крестьянская масса без помещиков – это стадо без пастыря (Д. Святополк – Мирский) - Здесь кто то из ораторов указывал, что крестьяне наши темны и невежественны и бесполезно им давать много земли. Что мы невежественны, так мы ничего иного и не просим, как земли, что бы по своей глупости ковыряться в ней. Дворянину и неприлично возиться с землей (Ф. Петроченко) - Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется, значит, эту землю нам отдавать (Ф Петрченко) - Все было бы хорошо, если бы то, что творится в Думе, оставалось бы в ее стенах. Дело в том, что всякое слово, сказанное там, появляется на другой день во всех газетах, которые народ с жадностью читает. Во многих местах уже опять заговорили о земле и ждут, что скажет Дума по этому вопросу… Нужно дать ей договориться до гадости, до глупости и тогда – хлопнуть (Николай II) Что вы можете сказать о политической активности депутатов Государственных Дум начала века? Чем это было вызвано? Рабочий лист к уроку: Российская Дума: опыт, уроки. 1. ''Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.'' (Конституция РФ 1993 г.) Кто осуществляет в РФ законодательную, исполнительную и судебную власть? (заполнить схему в рабочем листе, один человек на доске) Кто является главой государства? 2. Схема государственных органов власти Российской Федерации по Конституции 1993 г. . ? . (глава государства) . ? . . ? . . ? . (законодательная власть) (исполнительная власть) (судебная власть) . ? . . ? . (палаты российского парламента) 3. Сравните две точки зрения, какая из них вам кажется наиболее верной? 1. ''Власть, разделенная на три ветви, ослабляет себя, подрывая единство. Между ветвями власти происходят распри, а это будоражит общество, нарушает порядок'' 2. ''Разделение властей не позволит укрепиться тоталитаризму, установить диктатуру одного человека. Власти взаимодополняют и контролируют друг друга''. Обсудить в группе, выйти к доске и показать свою позицию, привести аргумент 4. Выделите:
5. Домашнее задание сделайте выбор: 1. Подготовить задание: какие бы вопросы вы, если бы были депутатом поставили на обсуждение в первую очередь: а) в Государственной Думе РФ б) в Костромской Областной Думе в) в Городской Думе г. Костромы 2. Составить задания уровня А и Б по теме: органы государственной власти в РФ 3. Составить задания уровня А, Б и С по теме: органы государственной власти РФ 4. Подготовить обращение к депутатам Государственной Думы РФ 5. Написание эссе Роль Государственной Думы в становлении правового государства и гражданского общества в современной России |