Скачать 218.66 Kb.
|
МБОУ «КРАСНОКОСАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МГЛИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 11 КЛАСС предмет, класс Учитель: Зайцева Татьяна Федоровна Ф.И.О.учителя
2012 – 2013 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию (11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (базовый уровень) составлено по программе, разработанной доктором социологических наук, профессором Кравченко А.И. опубликованной издательством «Русское слово» в 2009 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где уже изучался курс «Обществознание» Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей. Целями курса являются:
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание» 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Тема «отрасли права» включена в авторскую программу Кравченко в связи с наличием этого раздела в стандарте и министерской примерной программе в качестве тем, обязательных для изучения. Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Раздел YII. Закон и право.27час. Опорные понятия и термины: правовая система, публичное право, частное право, отрасли права, конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, трудовое право, процессуальное право, источники права, нормативно-правовой акт, прецедент, конституция, правосудие, судебная власть, судопроизводство, суд присяжных, равноправие и состязательность сторон, презумпция невиновности, юридическая ответственность, правоотношение, преступление, наказание, вина, невменяемость, уголовная ответственность. Право в системе социальных норм. История развития правовых норм. Основные научные подходы к пониманию сущности права. Основополагающие принципы современного российского права. Правовая система. Публичное и частное право. Многообразие форм и видов правовых норм. Институт права. Основные отрасли права. Источники права. Иерархия нормативных актов. Правосудие в современной России Субъекты, формы и методы осуществления правосудия. Представление о единой системе судопроизводства. Конституционный Суд, его развитие и функции. Верховный Суд и система арбитражных судов в современной России. Правовой статус судьи. Претензионный порядок урегулирования конфликта. Порядок обращения в суд и подготовка искового заявления. Истец и ответчик. Особенности и принципы осуществления правосудия в России. Юридическая ответственность Основные признаки юридической ответственности. Представление о государственном принуждении. Обязательные признаки преступления. Понятие о субъекте преступления и вменяемость. Возраст наступления уголовной ответственности и конкретные виды ответственности подростка. Классификация видов преступлений. Формы выражения вины. Различие между прямым и косвенным умыслом. Этапы и процедура подготовки и осуществления преступления. Основные виды и назначение наказаний. Виды административного правонарушения и административные взыскания. Виды гражданских правонарушений. Отрасли права. (Тема включена в авторскую программу Кравченко в связи с наличием этого раздела в стандарте и министерской примерной программе в качестве тем, обязательных для изучения) Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Повторение. Структура и система осуществления правосудия в Российской Федерации. РАЗДЕЛ YIII. Социальная система общества.10час. Опорные понятия и термины: социальная стратификация, социальное расслоение, страта, приписываемый статус, достигаемый статус, открытое общество, закрытое общество, исторические типы стратификации, рабство, касты, сословия, социальные классы, социальная мобильность, большие социальные группы, семья, брак, социальный институт, малая группа, добрачное поведение, нуклеарная семья, многопоколенная семья, система родства. Социальные отношения. Социальные группы. Молодежь как социальная группа.Социальная стратификация и социальное расслоение. Критерии стратификации. Статус как обобщенный показатель стратификации. Приписываемый и достигаемый статусы. Открытое и закрытое общества. Неравенство в доходах, власти, престиже и образовании. Исторические типы стратификации. Характеристики кастового строя. Сословная иерархия общества. Особенности классовой системы. Роль среднего класса в современном обществе, его отличительные черты в России. Социальная мобильность Статусный набор и смена статуса. Основные виды социальной мобильности. Причины групповой мобильности. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества и изменение социальной мобильности. Образование как фактор мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Семья и брак.Роль семьи в развитии общества. Функции семьи и брака. Семья как социальный институт и малая группа. Влияние семьи на развитие личности. Особенности и роль добрачного поведения. Юридические и правовые основы брака. Брак как социальный институт, взаимные права и обязанности. Состав и структура семьи. Представление о нуклеарной семье. Однокарьерная и двухкарьерная модели семьи. Распределение производственных и домашних нагрузок между мужем и женой. Расширенная и многопоколенная семья. Структура и иерархия системы родства. Кровная родня и родственники по закону. Три степени родства. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в РФ. Повторение. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе. РАЗДЕЛ IX. Взаимодействие людей в обществе. 11час. Опорные понятия и термины: взаимодействие, роли, общение, обмен, символы, действие, деятельность, кооперация, конкуренция, конфликт, паника, протестное движение, социальная напряженность, конфликт, групповое давление, социальные движения, социализация, социальный контроль, нормы, санкции, самоконтроль, девиантное и делинквентное поведение, общественное мнение, организованная преступность. Сущность социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Социальный конфликт. Социальное действие и поведение. Деятельность и поведение. Виды массовых действий. Паника как форма нескоординированных действий. Страх и цепная реакция панических действий. Социальный конфликт и протестное движение Сущность и предпосылки протестного движения в современном российском обществе. Источники и природа социальной напряженности. Основные понятия и виды конфликта. Конфликт и противоречие. Социальный конфликт, Виды социальных норм. Антагонизм как основа экономического конфликта. Формы группового давления. Массовое недовольство и протест. Формы протеста. Сопротивление и протест как форма защиты своих интересов. Демонстрация как форма открытого активного протеста. Массовые демонстрации в России. Протестные и социальные движения. Масштабы и продолжительность социальных движений. Классификация социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические, революционные движения. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Проблема поддержания межрелигиозного мира Социальный контроль Социализация индивида. Взаимосвязь между социализацией и социальным контролем. Основные элементы социального контроля: нормы и санкции. Функции социального контроля. Классификация и функции социальных норм. Классификация социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Самоконтроль. Общественное мнение и его роль в обществе. Неформальный контроль и формальный контроль в разных типах общества. Институты формального контроля. Детальный контроль и надзор. Отклоняющееся поведение. Представление об отклоняющемся (девиантном) поведении. Борьба с девиациями, социальные и идеологические запреты. Различные степени и типы девиантного поведения. Делинквентное поведение. Роль общественного мнения в борьбе с отклоняющимся поведением. Криминогенные районы города и группы риска. Особенности отклоняющегося поведения молодежи в России. Организованная преступность подростков. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Отклоняющееся и противоправное поведение российской молодежи. РАЗДЕЛ X Культура и духовная жизнь.10час. Опорные понятия и термины: ценности, культура, духовная сфера, этика, мораль, нравственность, истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода, долг, моральный идеал, стыд, моральная категория, нравственное совершенствование, воспитание, личность, императив, добродетель, порок, милосердие, счастье, удовольствие, утилитаризм, гедонизм, творчество, справедливость, правосудие. Ценности как стержень и ядро культуры и духовной жизни общества. Императивный характер нравственных ценностей. Классификация ценностей. Ценности и нормы. Ценности как эталон и идеал поведения. Фундаментальные ценности. Мораль, нравственность и этика. Соотношение между моралью, культурой и духовной сферой. Воспитание моральных норм. Представление о духовном и духовности. Нравственное совершенство и воспитание. Основные признаки морали. Подавление моральных пороков. Разумное и рассудочное начала в человеке. Разумное, чувственное и нравственное поведение. Искусство управления людьми. Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. Нацеленность человека на высшее благо. Абстрактность нравственной нормы и вариативность поведения. Моральное суждение и осуждение. Отличие морального познания от научного. Мораль как система взаимных обязанностей. Система нравственных категорий. Позитивные и негативные нравственные категории. Нравственный мир человека и нравственный идеал. Добро и зло. Практическое утверждение добра. Добродетель и порок. Историческое изменение понимания добродетели. Категория долга. Долг и моральный идеал. Стыд и совесть как моральные категории. Свобода совести и свобода выбора. Милосердие и справедливость как фундаментальные добродетели. Счастье, удовольствие, гедонизм Возникновение науки о морали. Различные трактовки счастья. Личное и всеобщее счастье. Счастье как удача и везение. Счастье как заслуженная награда. Способ обретения, источник и конечное состояние счастья. Утилитаристская этика и польза как критерий человеческих поступков. Счастье и удовольствие. Наслаждение и этика гедонизма. Мораль наслаждения и мораль насилия. Справедливость и правосудие. Нравственное значение справедливости. Идеи Аристотеля о справедливости как общественной добродетели. Относительность социальной справедливости. Справедливость как проблема равенства. Возмездное убийство и справедливость. Христианское понимание справедливости и запрещение кровной мести. Справедливость в сфере социальной политики. Понимание социальной справедливости в российском обществе. Повторение. Свобода выбора человека и необходимость нравственных поступков. РАЗДЕЛ XI. Внутренний мир и социализация человека.7час. Опорные понятия и термины: биологическое начало, социальное начало, психика, подсознание, сознание, надсознание, биологические потребности, сексуальные желания, вытесненные желания, «Оно», «Сверх-Я», «Я», либидо, принцип реальности, цензура, инстинкты, рефлексы, мотивы, привычки, потребности, действия, деятельность, темперамент, чувства, эмоции, воля, дети, родители, взаимоотношения родителей и детей, социализация, воспитание, тинэйджеры, ролевой набор, статус, группа сверстников. Биологическое и социальное начало в человеке. Биологическая и культурная эволюция человека. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Сознание — высшая форма психики. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда, ее основные элементы и их функции. Сверхсознание как нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним. Современное понимание человеческой психики и ее компонентов. Роль инстинктов и рефлексов в организации психической жизни человека. Инстинкты и потребности. Роль привычек в формировании человеческого поведения. Мотивы как осмысленные побудители действия. Мир чувств и эмоций. Сила воли как концентрированное выражение мотивации к достижению. Структура деятельности и классификация ее видов. Личность как продукт культурной эволюции. Роль родителей в воспитании детей. Детство — фундамент социализации. Различие детей и взрослых по физическим, психологическим и социальным признакам. Обучение нормам и ответственности в детстве. Играние роли. Родительско-детские отношения. Ответственность родителей перед детьми и ответственность детей перед родителями. Юность как завершающий активную социализацию период. Психофизиологические и социокультурные особенности юношеского и подросткового возраста. Специфика «трудного возраста». Формирование мировоззрения. Гипертрофирование самостоятельности. Социально-экономическое положение тинэйджеров. Роль группы сверстников в социализации подростков. Повторение. Перечень учебно-методического обеспечения Книгопечатная продукция: Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2009. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. Обществознание. 10кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010. Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2009. Обществознание : базовый уровень : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. – М. : Просвещение, 2001 Примерная программа полного общего среднего образования по обществознанию (базовый уровень) Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск: «Курсив»,2009 Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень) Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2009 Печатные пособия: Таблицы: Ламинированная малая таблица «Обществознание. 1 часть» Набор таблиц «Государственные символы России», Изд-во «Экзамен», 2006г. Набор таблиц «Обществознание. VIII – IX классы», Изд-во «Экзамен», 2006г. Мультимедиа пособия (диски): Обществознание 8 – 11 класс Обществознание 9 – 11 класс Оборудование: Компьютер. Многофункциональное устройство (принтер + ксерокс) Звуковые колонки Телевизор DVD-плеер Календарно-тематическое планирование курса «обществознание.11кл».68час.(+2часа)
|