Скачать 164.62 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №25 План – конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают гербы» 5 класс Составил: учитель изобразительного искусства Русинова Н.Н. МКОУ ООШ №25 Узловский район Тема урока: О чем рассказывают гербы. Цели: Придумать и изобразить герб школы и класса Задачи урока: Образовательные
Воспитательные
Развивающие
Тип урока Комбинированнный Оборудование и материалы:
Ход урока №1 1.Организация класса. Проверка готовности к уроку. 2. Постановка цели урока. Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают). Беседа о государственной символике. Учитель: - Ребята, что за музыка сейчас звучала? Ответ детей: (гимн России) Да, это один из символов РФ.
Ответы детей. А как выглядит флаг России? А герб? Ответы детей. Итак, мы с вами назвали символы нашего государства . Но сегодня мы будем разговаривать с вами более подробно об одном из символов, а именно о…. (слайд с различными гербами). Ответ учащихся: о гербах. Слайд со школьными гербами. Учитель: посмотрите на слайд . Как вы думаете у нашей школы может быть свой герб. Ответы уч-ся. Итак , цель нашего урока не только узнать больше о гербах, но придумать и нарисовать герб нашей школы. Слайд с целью урока. Детям раздать листы самооценки. Объяснить, что в течение урока, на каждом этапе я буду предлагать им оценивать свою работу и работу одноклассников (при работе в группе) 3. Знакомство с новым материалом 3.1.Работа с учебником Учитель: Я вам предлагаю самостоятельно с помощью учебника ответить на следующие вопросы. (Стр. 134 учебник, слайд с вопросами)
любви и смелости - красный, красоты и величия – голубой, изобилия – зелёный, могущества – пурпурный, мудрости – чёрный 4. какую форму чаще всего имеют гербы (форму щита) 5. что отражалось в гербах (особенности характерные данному государству, городу, роду и т.д) (Работа учащихся 7 мин.) Учитель: Готовы ответить на вопросы? И так первый вопрос и так далее ответы выплывают на слайде) 3.2. Рефлексия данного этапа.
Давайте подробнее рассмотрим гербы Тулы и Узловой. Я вам предлагаю работать в группах. Ваша группа анализирует герб Тулы , а ваша - Узловой ( раздать изображение гербов). Вы должны ответить на вопросы что обозначают цвета и символы изображённые на гербах. (5 мин). Ответы детей по одному от группы. На экране - изображение гербов. 3.3. Рефлексия по данному этапу.
5.1. Практическая часть. Ребята мы с вами теперь знаем, каким образом с помощью цветов и символов можно изобразить различную информацию на гербах. А как вы думаете, а может ли быть герб у школы, класса, у вашей семьи? Ответы учащихся. Я предлагаю придумать и изобразить герб нашей школы . (работа в группах – выполнение проекта). Давайте наметим план работы над проектом. 1. Определение формы герба. Давайте посмотрим, какие они бывают (слайд) – каждая группа выбирает. 2. Цвета герба. Выбор цветов (слайд) 3. Как вы думаете, что может быть отражено в гербе школы ? Школа - знания, детство, здоровье, дружба, творчество, учёба. 4. Выбор символов (слайд) Самостоятельная работа над проектом. Защита проектов. (описать рисунок почему зачем и как). 5.2. Рефлексия по данному этапу. 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставка проектов. Взаимооценка проектов разных групп. Учитель: Что нового сегодня узнали? Ответы детей. Чему научились? Ответы. Что понравилось больше всего? Всё ли понятно было на уроке если нет, то что? 7. Домашнее задание. Я хотела бы чтобы вы побеседовали с родителями, бабушками, дедушками, подумали бы сами, а что могло бы быть изображено на гербе вашей семьи. Листок самооценки
Листок самооценки
Листок самооценки
Листок самооценки
Листок самооценки
Листок самооценки
Красный (червлень, gules) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари. Голубой (лазурь, синий, azure) - символ красоты, мягкости, величия. Графически изображается горизонтальными линиями: сплошными или пунктирными. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина. Зелёный (зелень, vert) - символ надежды, радости, изобилия. Графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени. Чёрный (чернь, sable) - символ мудрости, печали, благорозумия, смирения. Графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями или сплошнымзатушеванием. Наносился жжёной слоновой костью. Пурпурный, (пурпур, purpure) - символ достоинства, силы и могущества. Графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет. - Символические изображения были в употреблении у человека с незапамятных времен и изображались на перстнях, оружии, знаменах. Знаки эти менялись по желанию лица, их принявшего. В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей доблестью и храбростью, а лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения в память своих деяний. Отчасти это было необходимо еще и потому, что закованные в железные доспехи, рыцари мало отличались один от другого, и это стало особенно необходимо, когда крестовые походы с рыцарством всей Европы двинулись на восток для освобождения Гроба Господня. По возвращении из похода знаки, которые были на вооружении рыцаря, являлись как бы свидетелями подвигов их носителя, а потому уже свято сохранялись в память походов не только самим рыцарем, но и завещались сыновьям, потомкам. Вслед за этим явилась необходимость учреждения правил пользования и употребления подобных знаков - запрещения ношения их лицами, не имеющими на то право (с X века). Составление правил возложено было на лиц, известных своею доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, «Heeralt», то есть ветеранами. Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной «Heeraldik» - геральдика. На рыцарских турнирах присутствовали герольды -люди, изучающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь. Экскурс в геральдику (основы, история, правила) http://www.excurs.ru/ (на страницах интернет-проекта приводится различная информации по правилам геральдики, исторические обзоры, специальные разделы по российской геральдики, использовании изображений животных на гербах) Гербом, следовательно, называется символическое изображение, составленное на основании определенных знаков и утвержденное верховной властью, отражающее степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством. Герб изображался его владельцем не только на оружии, но стал помещаться и на печатях к документам владельца. Таким образом, создавались гербы земельные или местные, заимствованные из гербов родовых, гербы земель и территорий. Когда же появлялись новые города, образовывались новые государственные территории, то необходимость употребления печати заставила и их создать гербы с символическими изображениями местных отличий, исторических событий и т. п. Наука о гербах - гербоведение или геральдика рассматривает гербы родовые и гербы земельные. Но существует еще средняя группа - гербы государственные. Все в композиции герба имело значение и несло информацию о владельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном она вписывалась в прямоугольник, что повторило форму щита древних рыцарей. Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми. Они подразделяются на геральдические (имеющие условное значение) и негеральдические (все остальные фигуры, заимственные из действительности - животные, растения, инструменты и пр.). Одна фигура обычно всегда помещается в центре щита - при этом она может быть иногда повышенной или пониженной (по отношению к геометрическому центру щита). Геральдические фигуры делятся в свою очередь на почетные (в прошлом они жаловались в знак особого отличия и занимают в щите главные положения, фактически деля щит на части) и простые (прочие относительно простые геометрические фигуры). Слайд-рисунок Поверхность герба была, либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти поля назывались геральдическими фигурами. Выбранный цвет имел символическое значение (мог изображаться как краской, так и графически, то есть штрихами). В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы (золото и серебро) и финифти (червлень, лазурь, зелень и чернь, а также пурпур); кроме того, существуют и особые меха (горностаевый и беличий). Для схематического изображения цвета также может использоваться специальная штриховка (в таких случаях говорят, что герб изображен в геральдической штриховке). Для каждого цвета в классической геральдике также существует и свое толкование. Точных оттенков того или иного цвета в геральдике не существует - оттенки могут варьироваться. Более того, в отношении одного и того же герба, исполненного художественно по-разному, могут также использоваться разные оттенки. Слайд-рисунок Значения цветов: - Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Графически изображается точками. - Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности. Графически никак не изображается (т.е. фигура просто закрашивается белым или серым цветом). - Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Графически изображается вертикальной штриховкой. - Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия. Графически изображается горизонтальной штриховкой (а также иногда горизонтальными пунктирными линиями). - Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Графически изображается диагональными линиями справа. - Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества. Графически изображается диагональными линиями слева. В российской геральдике (особенно территориальной) почти не используется. - Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения. Графически изображается сплошной черной заливкой либо перпендикулярно пересекающимися прямыми линиями. Для человеческого тела и других естественных фигур могут также использоваться финифти телесного или натурального цвета. В английской геральдике еще применяются оранжевый (изображается пересекающимися диагональными и горизонтальными линиями) и коричневый (или кровяной, изображается пересекающимися диагональными линиями) цвета. Меха: - Горностаевый - символ власти. Графически изображается в виде усеянных по серебряному полю черных уширенных к низу крестиков. - Беличий. Графически изображается в виде чередующихся лазоревых и серебряных шлемиков. Словарь геральдических терминов http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Um/herald/100.htm Российские государственные символы. Историю создания герба Российской Федерации можно просмотреть на сайтах: http://heraldicum.narod.ru/ http://publikss.narod.ru/Sychov.html http://www.bibliotekar.ru/divo/31-74-3.htm http://www.rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/russia&f=gerbhist1 Государственные символы родного края. История герба Татарстана, Казани и Бугульмы: http://www.tatar-history.narod.ru/ http://www.kcn.ru/tat_ru/history/index.htm http://geraldika.ru/symbols/364 http://kazadmin.narod.ru/gerbs/simbol.html http://www.kai.ru/kai/museum/gerbs.ru.html http://tatarstan.kai.ru/gerbs.htm http://www.bugulma.ru/rus/webpage/histories_culture#gerb Герб Татарстана, Казани, Бугульмы Слайд-рисунок Сайты для знакомства с гербами: Гербы городов России (сайт Ильи Морозова) Heraldicum/Геральдикум (сайт Виктора Ломанцова по гербам) http://sovet.geraldika.ru/ask.php http://geraldika.ru/ СОЮЗ ГЕРАЛЬДИСТОВ РОССИИ Знакомство с рисунком гербов. Слайд-рисунок - рисунок герба - лента с девизом III. Творческая работа. - Представьте герб своей семьи. (геральдическая фигура, цвет и девиз) Устное рисование. IV. Постановка художественной задачи. Выполнить проект своего собственного герба, или герба семьи. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах. V. Подведение итогов урока. Выставка и защита работ учащихся. Домашнее задание: ….. Тема урока: Что такое эмблема, зачем они нужны людям. (2 час) Цели: - Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем. - Познакомить с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов. - Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. - Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами. ПЛАН УРОКА
|