Скачать 113.83 Kb.
|
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: учительский опыт Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Работа в качестве эксперта по проверке части С экзаменационной работы и в качестве эксперта апелляционной комиссии еще более убедила меня в необходимости создания такой системы. Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей гимназии такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. С V по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ. В V-VII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с заданиями ЕГЭ базового уровня. Помимо учебного курса обществознания школьникам IX кл. в рамках предпрофильной подготовки предлагается элективный курс «Учебные действия на уроках истории и обществознания». В ходе изучения данного электива учащиеся овладевают методами анализа, синтеза, сравнения, классификации. Значительная часть практических занятий элективного курса посвящена отработке навыков решения проблемных задач, написанию эссе, проведению исследовательской работы. В Х-ХI кл. осуществляется постоянная и целенаправленная подготовка к ЕГЭ. В нашей гимназии на третьей ступени обучения действует лекционно-семинарско-зачетная система. Преимущества этой системы очевидны - именно она дает возможность систематически, на различных уровнях познания готовить выпускников к сдаче ЕГЭ. В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.
Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий:
- дифференциация оценочных факторов и суждений; - решение проблемных задач. В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий. Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется постоянная работа с текстами. Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе. Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности. 3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.
Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению. Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:
6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ. Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать Единый государственный экзамен по обществознанию. О.А. Шкунова г. Чехов Московской обл. Использование системы интерактивного голосования при подготовке к ЕГЭ Как показывает мой опыт, весьма эффективным средством подготовки к ЕГЭ по обществознанию (части А и В) могут стать получающие все более широкое распространение в российских школах системы интерактивного голосования («Вердикт» и др.). При помощи беспроводных передатчиков все учащиеся могут отвечать на вопросы и записывать свои ответы простым нажатием кнопки. Результаты немедленно обрабатываются, тем самым обеспечивается обратная связь с аудиторией в реальном времени. Работа по подготовке к ЕГЭ с использованием интерактивной системы голосования на уроке, как правило, включает три этапа. На первом («разминка») школьники в индивидуальном порядке отвечают на вопросы части А ЕГЭ по обществознанию. По результатам данного этапа учитель формирует группы, в которых должны быть представлены как сильные, так и слабые ученики. Получивших лучший балл следует включить в особую группу экспертов, которые будут отслеживать ход выполнения заданий на следующем этапе. На втором этапе несколько групп учащихся выполняют задания части В. Здесь в полной мере проявляется элемент соревновательности и азарта. Частично игровой характер урока не только придает ему эмоциональную окраску, но и побуждает к настойчивому поиску правильных решений, ибо от этих решений прямо зависит итог (оценка) деятельности. Работа в группах должна проходить коллективно, но обязательно наличие лидеров, за которыми остается право принятия окончательного решения. При выполнении одного из заданий (обычно В5) соревнуются только лидеры: команды читают высказывания, носящие характер оценочных и фактических суждений, лидеры называют характер этих суждений. На третьем этапе «эксперты» объявляют результаты, дают комментарии работы в группах. Задания могут иметь различный вес (в баллах) в зависимости от уровня сложности. Об этом надо предупреждать заранее, а на заключительном этапе прокомментировать. И.А. Лобанов г. Электросталь Московской обл. Подготовка к написанию эссе по обществознанию Наиболее сложным видом деятельности в рамках ЕГЭ по обществознанию является, по общему мнению, написание в свободной форме краткого сочинения (эссе). Подготовка учащихся к данной работе начинается с общего ознакомления. Каждый вариант экзаменационной работы содержит шесть тем сочинения, представленных в форме высказываний известных мыслителей, публицистов, политиков прошлого и современности по проблемам, охватываемым содержанием школьного обществознания. Среди областей знаний, на которых базируются предлагаемые темы, - философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Из этих тем следует выбрать одну и раскрыть ее в виде письменного мини-сочинения. Я обычно рекомендую ученикам ориентироваться приблизительно на две страницы текста. Основные требования к написанию «тренировочного» эссе: представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы; в ответе использовать соответствующие избранной области знания понятия и термины; опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. Практическая подготовка к написанию эссе включает:
Пример использования алгоритма подготовки к написанию эссе
Учить школьников писать эссе нужно начинать уже с V кл. Особую помощь в подготовке к его написанию оказывают творческие задания, дискуссии, работа в парах, работа с документами на уроках обществознания. А.Ю. Бабаян г. Электросталь Московской обл. Примерный план рецензирования эссе Данная разработка применяется для подготовки учащихся к выполнению одного из типов заданий части С в ЕГЭ по обществознанию - написанию эссе. В практике работы учителя по данному направлению возникают значительные трудности в работе с учащимися. Для того, чтобы ребята лучше усвоили требования, которые предъявляются к написанию эссе в рамках ЕГЭ, необходимо систематически анализировать выполнение учениками такого типа заданий. В своей практике я стараюсь не только включать в текущий учебный процесс задания на написание эссе, но стараюсь научить ребят критически анализировать как собственные «пробы пера», так и работы одноклассников. Для того, чтобы акцентировать внимание учащихся на основных требованиях к написанию эссе при рецензировании своей или чужой работы, на мой взгляд, помимо тех критериев, которые изложены в большинстве сборников для подготовки к ЕГЭ, возможно использовать и предложенную мной разработку. Внимательно прослушав эссе одноклассника и заполнив данную таблицу (изложив свои мысли по предложенному плану в тезисах и набросках), учащийся получает опорную схему для устного анализа и оценки работы товарища. Кроме того, данную разработку может использовать и сам учитель для более тщательной проверки творчества учащихся. Предлагаю вариант памятки с «подсказками», которые помогут учащимся сориентироваться. Примерный план рецензии на эссе (памятка для учащихся)
Ю.Г. Гаврилина, Москва |