Скачать 106.47 Kb.
|
Бердникова Галина Аркадьевна Дисциплина: «Сестринское дело в хирургии» Тема: Сестринская помощь при отдельных видах хирургической инфекции Тип занятия: комбинированный урок Форма проведения: практическое занятие Цели занятия: 1. Обучающая: Студент должен знать клинические признаки отдельных видов хирургической инфекции, распознавать фазу воспалительного процесса; уметь работать со стерильным столом, осуществить перевязку «чистой» и «гнойной» раны, набирать инструментарий для вскрытия гнойника. 2. Развивающая: Развивать у студентов побуждения к самовоспитанию, развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, отрабатывать практические навыки, делать умозаключение. 3. Воспитывающая: Пробудить интерес к работе. Воспитывать трудовую дисциплину, чувство ответственности за порученное дело, осознанной исполнительности. Приучать к аккуратности. Место проведения: Доклинический кабинет Продолжительность занятия: 180минут Оснащение: стерильный инструментальный стол, операционное белье, резиновые перчатки, перевязочный материал, шовный материал, цапки для белья, скальпели брюшистые и остроконечные, пинцеты хирургические и анатомические, зажимы Кохера и Бильрота, ножницы Купера и Рихтера, ранорасширители зубчатые и Фарабефа, иглы Дешана и режущие зонд пуговчатый и жолобоватый, иглодержатели и шприцы с иглами, раствор фурацилина, 1% раствор йодоната, этиловый спирт 70%, 0.5% или 0.25%раствор новокаина, 3% раствор перекиси водорода, 0.9% раствор хлорида натрия, стерильный лоток, резиновые перчатки, перевязочный материал, пинцеты, зажимы, ножницы, зажим пуговчатый и жолобоватый, шприц с тупой иглой, плоские резиновые дренажи. ТСО: Ноутбуки, мультимедиапроектор, экран, учебный фильм по теме, электронно-тестирующая программа. Студент должен знать: - возбудителей хирургической инфекции и пути их распространения - признаки местной и общей реакции организма на инфекцию - отдельные виды хирургической инфекции - принципы местного и общего лечения воспалительного процесса - особенности течения анаэробной инфекции - устройство и особенности работы гнойного отделения Студент должен уметь: - выявлять признаки острой хирургической инфекции - определять стадию течения гнойно-воспалительного процесса - проводить санитарно-эпидемические мероприятия по профилактике распространения острой хирургической инфекции - соблюдать правила индивидуальной защиты при контагиозной хирургической инфекции - осуществлять помощь врачу при проведении инструментальной перевязки - проводить дезинфекцию помещений, использованных инструментов, перчаток, перевязочного, операционного белья в отделении гнойной хирургии - составлять набор инструментов для скрытия поверхностного гнойника - работать со стерильным столом Межпредметные связи: Анатомия и физиология «Строение сосудов»; Патология «Атеросклероз», Основы сестринского дела «Зондовые манипуляции в сестринском деле» СД в акушерстве и гинекологии «Острый живот в гинекологии и акушерстве»; СД в терапии с курсом ПМП «СП при заболевании ЖКТ и почек»; СД при инфекционных болезнях «Клинико-эпидемический образ кишечных инфекций». СД в педиатрии «Недоношенный ребенок» Здоровый человек и его окружение «Доношенный ребенок», «Недоношенный ребенок». Внутрипредметные связи: СД в хирургии «Профилактика внутрибольничной инфекции», «Десмургия», «Оперативная хирургическая техника», «С П в предоперационном периоде», «С П в после операционном периоде». План занятия
Интернет-ресурсы:
Список основной литературы Э.М.Аванесьянц \Пособие по хирургии Москва АНМИ- 2002г. В.М.Кузнецова \Сестринское дело в хирургии Р-на-Дону Феникс -2000г. Н.В.Барыкина \С.Д.в хирургии Р-на-Дону - 2005г. В.М.Буянов \Хирургия Москва Медицина 1990г. Р.А.Галкин \С.Д.в хирургии Москва 1999г. А.В.Сыромятников \Руководство к практическим занятиям по хирургии. Список дополнительной литературы З.М.Дмитриева Хирургия с основами реаниматлогии Санкт-Петербург 2002г. Н.В.Барыкина Травматалогия Р-на-Дону 2004г. М.П.Бурых Технологии хирургических операций. Справочник. Москва 2005г. Ю.А.Белопольских Первая помощь при заболеваниях и несчастных случаях Харьков 2007г. Г.П.Рычагов «Ситуационные задачи и тестовые вопросы по хирургии» Минск «Высшая школа» 1998г Стр 461 Сценарий Сестринская помощь при отдельных видах хирургической инфекции Основные этапы занятия:
-тесты 1,2 уровня, решение ситуационных задач (Приложение №1)
-возбудители хирургической инфекции и пути их передачи http://www.rostmaster.ru/lib/surgob/surgob-0007.shtml -отдельные виды хирургической инфекции: фурункул, http://logderma.ru/furunkulez/furunkul.html карбункул, http://www.knigamedika.ru/bolezni-kozhi/karbunkul.html абсцесс, http://www.m-br.ru/a/abscess-foto/ флегмона, http://narmed24.ru/prichiny-simptomy-diagnostika-i-lechenie-flegmony-narodnymi-sredstvami/ мастит, http://www.policlinica.ru/def13_471.html http://beremenna-ya.narod.ru/m панариций, http://www.polismed.ru/panaricium-post001.html гидроденит, http://medside.ru/gidradenit рожистое воспаление http://neoglavnom.com/na-zdorovje/netraditsionnoe-lechenie/rozhistoe-vospalenie-prichinyi-simptomyi-i-lechenie Преподаватель предлагает студентам воспользоваться материалами сети – интернет для наиболее глубокого погружения в тему занятия и составить презентацию. -общая и местная реакция организма на инфекцию http://do.gendocs.ru/docs/index-15736.html?page=10#scrollTop=0 -накрытие стерильного стола (Приложение №2) -первичная хирургическая обработка раны (Приложение №3) -перевязка «чистой» раны (Приложение № 4) -перевязка гнойной раны (Приложение № 5) -набор инструментов для вскрытия гнойника (Приложение №6) - проведение перевязки нагноившейся послеоперационной раны (Приложение №7) -соблюдение правил индивидуальной защиты http://cmc24.ucoz.ru/publ/1-1-0-18 -осуществление сестринского процесса при отдельных видах хирургической инфекции. Для этого используется кейс – метод: Преподаватель задает вопросы, студенты на них отвечают.
В стационар обратился мужчина с жалобами на сильную боль и отек правой кисти. При расспросе м/с приемного отделения выяснила: 3 дня назад после работы на огороде с лопатой у основания 2-5 пальцев появились водянистые пузырьки. Спустя 2 дня один из них лопнул. На следующий день появилась боль, отек тыла кисти и покраснение кожи. Дотрагивание до кисти вызывает резкую боль. При осмотре: пульс- 76 в мин., АД – 130/90 мм рт. Ст., температура тела – 38С. Задание:
Преподаватель задает вопросы, студенты приводят примеры решения задачи, затем слушают. Преподаватель подводит промежуточный итог и предлагает перейти к практической отработке данной задачи. Эталон ответа Проблемы пациента Настоящие проблемы:
Потенциальные проблемы:
Приоритетная проблема – уменьшить боль и отек в течение трех-четырех дней.
5.Применение новых знаний, умений Самостоятельная работа студентов Задание 1. Работа со стерильным столом (Приложение №2) Задание 2. Приготовить оснащение для проведения перевязки «чистой» раны. (Приложение № 4) Задание 3. Приготовить оснащение для проведения перевязки «гнойной раны» (Приложение № 5) Задание 4. Отработать перевязку «чистой» раны Задание 5. Отработать перевязку «гнойной» раны Задание 6. Набрать со стерильного стола инструменты для вскрытия гнойника. (Приложение №6) Задание № 7 Отработать перевязку нагноившейся послеоперационной раны (Приложение №7)
-графологический диктант, разноуровневые тесты, решение ситуационных задач (Приложение № 8)
Рефлексия "Рефлексивный экран" Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-составление презентаций, используя интернет – ресурсы; - просмотр ролика http://www.youtube.com/watch?v=8r4wYYYvoN4 |