Скачать 199.68 Kb.
|
Согласовано: Утверждаю: Зам. директора по УВР Директор НОУ Учебного центра «Наука-Сервис» НОУ Учебного центра «Наука-Сервис» _________ /Шлапакова А.Ю./ _________ /Багрий А.В./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Изобразительное искусство – 5 класс 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Учебного плана НОУ УЦ «Наука-Сервис» на 2012-2013 учебный год. 9. Примерной и авторской программ основного общего образования по изобразительному искусству; Рабочая программа по ИЗО 5 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания). Для обязательного изучения в V классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 35часов Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» ( 9 ч). Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами. 1) Древние образы в народном искусстве. 2) Декор русской избы. 3) Внутренний мир русской избы. 4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 5) Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Белгородской области. 6) Народный праздничный костюм Белгородского края. 7) Народные праздничные обряды. Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (7 ч). Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. 1) Древние образы в современных народных игрушках. Старооскольская игрушка. 2) Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 3) Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. 4) Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. 5) Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 6) Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время» (11 ч). Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. 1) Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». 2) Декор и положение человека в обществе. 3) Одежда говорит о человеке. 4) Костюмы древних цивилизаций. 5) Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». 6) О чем рассказывают гербы и эмблемы. 7) О чём рассказывают гербы Белгородской области. 8) Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Тема I V четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч). Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета). 1) Современное выставочное искусство. 2) Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики. 3) Народные художники нашего края. Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству. Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. 1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест. 2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. 4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест. Учебный методический комплекс. Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ) · Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004 · Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004 · Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004 Дополнительные пособия для учителя: 1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997. 4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000; 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961. 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.; 8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992. 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988. 11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. 12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003. 13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003. 14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998. 15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998. 16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998. 18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. 19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. 21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008, Календарно-тематическое планирование в 5 классе Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира. 1-я четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов 1. Древние образы в народном искусстве. 1Урок - сообщения новых знаний. Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумагаТрадиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства. Д\з: подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ. 2. Древние корни народного искусства Орнамент как основа декоративного украшения 1 Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумагаОрнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая. Д\з: Обратить внимание на декор домов частного сектора. 3. Древние корни народного искусства Конструкция, декор предметов народного быта и труда1Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумагаОрганическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементовУметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмыОтветить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ. Д\з: Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов). 4. Древние корни народного искусства. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Белгородской области.1Комбинированный Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, акварель, бумага в клеточку)Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента. Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества. Д\з: Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание). 5. Древние корни народного искусства. Народный праздничный костюм. Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Народный праздничный костюм -целостный художественный образ. Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа. Просмотр и анализ работ. Д\з: Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы с ее декоративным убранством (поисковая работа в подгруппах). 6-7. Древние корни народного искусства. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Коллективная работа «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, сангина, тонированная бумага (серая, светлокоричневая). Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян. Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. Д\з: Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.) 8-9. Древние корни народного искусства. Народные праздничные обряды, праздники Белгородчины. Повторительно-обобщающий урок. Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань. Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода Просмотр и анализ работ. 2-я четверть «Связь времен в народном искусстве» 7-часов. 10-11. Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в старооскольских народных игрушках. Комбинированный. Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага. Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской, старооскольской игрушек). Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предметаОтветить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ. Д\з: Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки. 11-12. Связь времен в народном искусстве. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Комбинированный. Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти. История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета. Просмотр и анализ работ. Д\з: Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы. 13. Связь времен в народном искусстве. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе. Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно). Д\з: Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ. 14-15. Связь времен в народном искусстве. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Истоки и современное развитие Борисовской керамики. Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти. Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая. Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета. Игра «Художники-зрители 16. Связь времен в народном искусстве. Роль народных промыслов в современной жизни. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой. Просмотр, анализ и оценка работ. Подготовка к игре. 3-я четверть «Декор – человек, общество, время» 11 часов. 17. Декор, человек, общество, время. Зачем людям украшения. 1 Урок формирования новых знаний, умений. Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Фронтальный опрос (устно). 18.Декор, человек, общество, время. Декор и положение человека в обществе. Усвоение новых знаний, умений, навыков. Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти. Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом. Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран. 19. Декор, человек, общество, время. Одежда говорит о человеке. Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага. Одежда как знак положения человека в обществе. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ. Анализ результата коллективной работы. 20-21. Декор, человек, общество, время. Костюмы древних цивилизаций. Усвоение новых знаний, умений, навыков. Коллективная работа «Бал во дворце». Значение одежды и основных элементах костюма в различные эпохи. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей. 22-23. Декор, человек, общество, время. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция. Защита проекта, оценивание результата. 24-25. Декор, человек, общество, время. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб и флаг Белгорода и Белгородской области2Комбинированный Выполнение композиции герба и флага современного Белгорода и Белгородской области. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом. Презентация проектных работ. Анализ и оценивание результатов. 26-27. Декор, человек, общество, время. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Повторение. Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. Подведение итогов конкурсов. 4-я четверть «Декоративное искусство в современном мире» 7 часов. 28. Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное. Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ Подобрать изображения художественных изделий современного декоративно-прикладного искусства. 29-30. Декоративное искусство в современном мире. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж). Выполнение витража. Витражные краски и оборудование для витража. (Или цветная бумага, ножницы, клей). Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе. Выполнение проекта «Украшение окна». Подобрать изображение для декоративного украшения оконного проема. Обратить внимание на особенности средств выразительности. 31-32. Декоративное искусство в современном мире. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема. Анализ и оценка работ. 32-33. Декоративное искусство в современном мире. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно). Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу. Этапы работы над произведением ДПИ. Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения. Эстетическая оценка результата коллективной деятельности Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку учеников. 34Декоративное искусство в современном мире Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Художники нашего края.1 Музейный урок или виртуальная экскурсия. Художественный музей.Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире искусства Белгородчины. Знать виды ДПИ, особенности языка. 35. Декоративное искусство в современном мире. Урок обобщения знаний по темам. Викторины, тесты. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс
Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд Б.М.Неменский» Изобразительное искусство : декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 7-е изд… - М.: Просвещение ОАО «Московские учебники», 2008. – 192 с. |