Урок 61
Тема урока. Правописание окончаний существительных в Д. п.
Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях дательного падежа; развивают умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога. - Цепочка букв, которые мы будем писать, состоит из: 1) буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном; 2) суффикса имени прилагательного; 3) окончания глагола. - Какие буквы войдут в цепочку? Знит - Продолжите дальше, чередуя буквы в цепочке (цепочки не повторять). - Во второй строке запишите слова (по памяти), которые помогли нам разобраться с буквами на минутке чистописания. (Самопроверка) - Какое слово лишнее? (Дорога – словарное; бежит – не изменяется по падежам)
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Запись слов, подчёркивание орфограмм, постановка ударения.
П_н_дельник, ч_тверг, пятн_ца, су__ота, мес_ц, _ктябрь, д_кабрь.
– Почему слова объединили в одну группу? Как они связаны между собой?
2. Знакомство с новым словом. Запись его в тетрадь.
– Отгадайте загадку.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счёт он дням ведёт. (Календарь.)
– Что такое календарь? Какие бывают календари? – Что можно узнать при помощи календаря?
3. Знакомство с этимологией слова «календарь».
– Это слово пришло в русский язык в конце XVII века из Древнего Рима, где календарём называли книги, в которые кредиторы (люди, дающие деньги в долг) записывали проценты, а первые дни месяца назывались «календы». В эти дни должники платили проценты. Позднее в календарях стали указывать числа, дни недели, месяцы, праздники, дни рождения императора; включали заметки об исторических событиях.
4. Запись однокоренных слов к слову календарь по схемам:
IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы повторяем всё, что нам известно о дательном падеже: его вопросы, предлоги; учимся проверять безударные окончания имён существительных в форме дательного падежа.
V. Систематизация знаний учащихся о дательном падеже имён существительных.
– Расскажите о дательном падеже по плану:
1. На какие вопросы отвечает? 2. С какими предлогами употребляется? 3. Каким членам предложения бывает? Дательный падеж Кому? Чему? (Куда? Где?) к, по второстепенный член
– Вспомните окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в этом падеже. 1-е склонение
| 2-е склонение
| 3-е склонение
| -е
| -у, -ю
| -и
| – В каких случаях правописание безударного окончания существительного будет вызывать затруднение? Почему?
– Достаточно ли определить только род существительного, чтобы выяснить, какое окончание или написать у существительного дательного падежа? Почему? Что ещё необходимо сделать? (Определить тип склонения.)
– Повторите ещё раз алгоритм проверки безударного окончания существительного. Проверьте себя (с. 96).
Физкультминутка
VI. Работа с учебником.
1. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном падеже. Выполняется с комментированием у доски (упр. 194–195, с. 101–102).
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой (упр. 193).
3. Разбор предложения из упражнения 193. Составление схемы.
4. - Запишите в тетради на строке цифры от 1 до 5. Я буду диктовать вам словосочетания из стихотворения, а вы под каждой цифрой пишите названия падежа (только начальную букву): 1. гостим на сучьях 2. были в красе 3. играли с лучами 4. птички отпели 5. сорвите с ветвей - Давайте проверим наши ответы: 1 2 3 4 5 П П Т И Р - Почему под 4-ой цифрой написали И.п.? (Это главные члены предложения) - Каких падежей не было? (Д.п. и В.п.) - Что вы знаете о дательном падеже? С какими предлогами употребляется? - Почему можно допустить ошибку в определении В.п. и И.п.? Расскажите о них? - Что вы запомнили о П.п.? (употребляется всегда с предлогами) Самопроверка
VII. Домашнее задание:
упражнение 192, с. 100.
VIII. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Какие окончания имеют существительные в дательном падеже 1-го, 2-го, 3-го склонения?
Урок 62
Тема урока. Правописание окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п.
Цели: учащиеся развивают умение распознавать родительный и дательный падежи, правильно писать безударные окончания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке сравниваем два падежа: родительный и дательный. Сравнение проведём по плану: вопросы, предлоги, окончания.
– А как вы думаете, с какой целью необходимо выполнить это сравнение?
IV. Сопоставление родительного и дательного падежей по таблицам. Родительный падеж
Кого? Чего?
(Откуда? Где?)
от, до, из, без, у, для, около, вокруг, после, возле, с
Второстепенный член
| 1-е склонение
| 2-е склонение
| 3-е склонение
| -ы, -и
| -а, -я
| -и
| Дательный падеж
Кому? Чему? (Куда? Где?)
к, по
второстепенный член
| 1-е склонение
| 2-е склонение
| 3-е склонение
| -е
| -у, -ю
| -и
| Учащиеся сравнивают вопросы, предлоги, падежные окончания и делают вывод:
1. Р. и Д. падежи различаются по вопросам.
2. Р. и Д. падежи различаются по предлогам.
3. Совпадают окончания Р. п. 1-го и 3-го склонения и Д. п. 3-го склонения.
Различаются окончания родительного и дательного падежей 1-го, 2-го склонения.
V. Знакомство с выводом в учебнике (с. 103).
– Ещё раз возвращаюсь к вопросу, с которого мы начали урок: зачем мы сравниваем родительный и дательный падежи? (Чтобы не ошибиться в правописании падежных окончаний существительного 1-го и 3-го склонения.)
– А что для этого необходимо? (Хорошо знать падежные вопросы, предлоги; уметь правильно определить склонение и падеж; знать падежные окончания существительных 1-го–3-го склонения.)
Физкультминутка
VI. Работа с учебником.
1. Упражнение в проверке и правописании окончаний существительных родительного и дательного падежей. Выполняется с комментированием у доски (упр. 197, с. 103).
2. Самостоятельная работа с предварительным разбором задания (упр. 199).
3. Письмо по памяти (упр. 198).
VII. Домашнее задание:
упражнение 202, с. 105.
VIII. Итог урока.
– Удалось ли нам справиться с теми задачами, которые мы поставили перед собой в начале урока?
Обоснуйте свой ответ.
Урок 63
Тема урока. Сравнение окончаний сущ. 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах.
Цели: учащиеся закрепляют знания о различии родительного и дательного падежей; отрабатывают умение правильно определять безударные окончания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Знакомство с новым словом из словарика.
– Отгадайте загадку.
Два братца в воду глядятся
и всё не сойдутся. (Берега.)
– Запишите новое слово берег в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.
– Подберите однокоренные слова к слову берег, запишите их, выделите корень. и др.)
– Что интересного заметили в корнях слов? (Чередуются согласные г–ж; в одном слове исчезает из корня первая гласная е.)
– Вспомните из литературных произведений устаревшую форму этого слова. (Брег.) Где встречали эту форму? (В сказках А. С. Пушкина.)
2. Составление и запись словосочетаний с существительным берег. Определение падежа существительного в словосочетаниях.
Варианты: ветер с берега, выйти на берег, плыть к берегу, сойти на берег, ехать берегом, жить на берегу, песчаный берег, выйти из берегов.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке повторяем всё, что узнали о сходстве и различиях родительного и дательного падежей. Также потренируемся в правописании безударных окончаний имён существительных родительного и дательного падежей.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся по таблицам родительного и дательного падежей.
V. Упражнение в правописании безударных окончаний существительных и распознавании падежей. (Используются сигнальные карточки.)
Учитель диктует словосочетания, учащиеся записывают их в тетрадь, выделяя окончание, определяя падеж. Ответ показывают двумя карточками – падеж и окончание.
Купил для дочери, катались с горки, по высокой берёзе, к лесной опушке, вышел после болезни, бегал по комнате, ел без соли, стоял у двери, двигались к вершине, приехал к дедушке.
Физкультминутка
VI. Диктант с предварительной подготовкой (упр. 200, с. 104–105).
Самопроверка по учебнику.
VII. Выполнение различных видов разбора слов и предложений (на материале упр. 200).
1. Разбор по составу:
2. Разбор предложения по членам, составление схемы.
Об этом ребята узнавали по следам.
3. Звукобуквенный разбор слова ребята.
ре-бя-та
р – [р’] согл., мяг., звон., непарн.
е – [и] гласн., безударн.
б – [б’] согл., мяг., звон., парн.
я – [а] гласн., ударн.
т – [т] согл., тверд., глух., парн.
а – [а] гласн., безударн.
6 букв, 6 звуков
VIII. Итог урока.
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Что удалось? Что не получилось? Почему?
Домашнее задание
Упр. 203 с. 106 Урок 64
Тема урока. Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений.
Цели: учащиеся сопоставляют родительный и винительный падежи; учатся различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путём замены существительных 2-го склонения существительными 1-го склонения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Упражнение в склонении имён существительных. Наблюдение над окончаниями существительных родительного и винительного падежей.
– Просклоняйте имена существительные: ученица, ученик, дочь.
– Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают формы родительного и винительного падежей, падежный вопрос кого?)
– Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1-го и 3-го склонения? (Нет.)
– Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающее на вопрос кого? Легко ли будет узнать его падеж?
IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Может быть, вы уже догадались, какова тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить родительный и винительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?)
V. Сопоставление родительного и винительного падежей по плану: вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении. (Используются таблицы.) Родительный падеж
Кого? Чего?
(Откуда? Где?)
от, до, из, без, у, для, около, вокруг, после, возле, с
Второстепенный член
| 1-е склонение
| 2-е склонение
| 3-е склонение
| -ы, -и
| -а, -я
| -и
|
Винительный падеж
Кого? Что?
(Куда? Где?)
в, на, за, про, через
Второстепенный член
| 1-е склонение
| 2-е склонение
| 3-е склонение
| -у, -ю
| -а, -я, ,-о, -е
| -
| – Итак, нас интересуют существительные 2-го склонения, в родительном и винительном падежах отвечающие на вопрос кого? Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)
– По роли в предложении? (Нет, так как являются второстепенными членами предложения.)
– Что можете сказать о роли предлогов? (По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, так как они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом и наоборот.)
– Как поступим в том случае, если нет предлога? Могут нам помочь существительные других склонений? (Возможно, кто-то из детей догадается и предложит способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения. Если этого не произойдёт, то выполняется следующее задание.)
– Прочитайте и сравните пары предложений. Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.)
Тетрадь ученика лежит на столе.
Тетрадь ученицы лежит на столе.
Охотник заметил волка и выстрелил.
Охотник заметил лисицу и выстрелил.
– Теперь легко можно определить падеж? Почему? (Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.)
– Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2-го склонения существительное 1-го склонения и по окончанию распознать падеж.)
VI. Знакомство с выводом в учебнике (с. 107).
Физкультминутка
VII. Работа с учебником.
1. Распознавание родительного и винительного падежей существительных 2-го склонения (упр. 206, с. 108).
2. Выполнение разбора слов и предложения из упражнения 206.
3. Письмо по памяти (упр. 207).
VIII. Домашнее задание: упражнение 205, с. 107.
IX. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
– Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения? Урок 67
Тема урока. Правописание безударных окончаний существительных в Т.п.
Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях творительного падежа; упражняются в правописании безударных окончаний существительных в творительном падеже.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Знакомство с новым словом.
– Расшифруйте ребус. В нём – новое слово из словарика.
(издалека)
– Что означает данное слово?– От какого слова образовалось? (От прилагательного далёкий.)
– Какие безударные гласные есть в этом слове? Можно ли проверить их написание?
2. Запись в тетрадь нового слова, подчёркивание орфограмм, постановка ударения.
– Запишите новое слово в тетрадь, а затем предложение с этим словом. Не забудьте выделить орфограммы и ударение в слове издалека.
Вот поднялись издалека
Грядою длинной облака.
(И. Никитин.)
3. Знакомство с фразеологическим оборотом «начать издалека».
– Знаете ли вы, что в речи встречается такое выражение – «начать издалека»? Оно употребляется тогда, когда говорящий не сразу приступает к сути дела, к главному, о чём хочет сказать, а говорит об этом намёками. Слышали ли вы такое выражение? При каких обстоятельствах?
III. Упражнение в распознавании родительного и винительного падежей существительных 2-го склонения. Диктант с использованием сигнальных карточек.
– Что вы узнали на прошлом уроке? Какие способы распознавания родительного и винительного падежей существительных 2-го склонения вы используете? (По предлогу, если он есть, и способ подстановки существительного 1-го склонения.)
Выстрелил в тигра, купил щенка, напал на оленя, жил у друга, читал про медведя, видел ястреба, письмо от отца, пришёл без брата, соскочил с коня, заметил ежа.
– Назовите словосочетания, в которых падеж существительных определили по предлогу.
– Какой способ определения падежа использовали в остальных случаях? Объясните и приведите примеры.
IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке повторяем всё, что нам известно о творительном падеже. Учимся правильно писать в словах безударные окончания творительного падежа.
V. Систематизация знаний учащихся о творительном падеже (используется таблица). Творительный падеж
Кем? Чем?
(Где? Куда?)
с, за, под, над, между
Второстепенный член
| 1-е склонение
| 2-е склонение
| 3-е склонение
| -ой, -ей
| -ом, -ем
| -ю
| – Расскажите о творительном падеже по плану:
– Могут ли вызвать трудности безударные окончания существительных творительного падежа на письме? Почему? В каком склонении?
– Как можно проверить себя? (Существительным того же склонения с ударным окончанием или по алгоритму.) – Приведите свои примеры (устно).
Физкультминутка
VI. Работа с учебником.
1. Упражнение в правописании безударных окончаний существительных творительного падежа (упр. 211, с. 109–110). Выполняется с комментированием у доски.
2. Самостоятельная работа с предварительной подготовкой (упр. 213, с. 110).
3. Выполнение разбора слова и предложения из упражнения 213:
1) озимая2 (пшеница).
– Какая пшеница называется озимой? Почему?
– Какое слово будет родственным данному? Какой выделите корень?
2) Зимой под снегом прячется от холода озимая пшеница.4
4. Упражнение в склонении существительных (упр. 212).
VII. Домашнее задание: упражнения 208, 209.
VIII. Итог урока.
– Что повторяли на уроке? – Расскажите об особенностях творительного падежа.
Урок 68
Тема урока. Правописание безударных окончаний существительных в П.п.
Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях предложного падежа; совершенствуют навык правописания безударных окончаний имён существительных 1-го – 3-го склонения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы повторяем всё, что знаем о предложном падеже, упражняемся в проверке и правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже.
IV. Систематизация знаний учащихся о предложном падеже.
– Чем интересен предложный падеж? Какой учёный дал ему такое название? (М. В. Ломоносов.)
– Расскажите о предложном падеже: Предложный падеж
О ком? О чём?
(Где?)
о (об), в, на, при
Второстепенный член
| 1-е склонение
| 2-е склонение
| 3-е склонение
| -е
| -е
| -и
| – Нуждаются ли в проверке безударные окончания существительных в предложном падеже? Почему?
– Какие способы проверки можно использовать? (Проверку ударным окончанием существительных того же склонения и проверку по алгоритму.)
– Приведите примеры словосочетаний с существительными в предложном падеже (с безударными окончаниями) и проверьте написание окончаний разными способами (устно).
Физкультминутка
V. Работа с учебником.
1. Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже (упр. 214, с. 111). Выполняется с комментированием у доски.
2. Наблюдение над употреблением с существительными предложного падежа предлогов о (об). Упражнение в правописании безударных окончаний (упр. 218, с. 112).
3. Письмо по памяти (упр. 217).
4. Разбор слов из упражнения 217: речку3, салазки1. (Памятки на с. 151, 153.)
VI. Домашнее задание: упражнение 220, с. 113.
VII. Итог урока.
– Что повторяли на уроке? – Что можете рассказать о предложном падеже?
Тема урока. Диктант по теме: «Правописание окончаний существительных».
Цель: проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных
правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Знакомство с текстом
Зимний гость
Около изгороди раздается пересвист птицы. Это бежит по тропинке хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице. Весь день жаворонок проводит в поиске пищи. Летает он мало, а бегает быстро. На морозе жаворонок не зябнет. Птичка ловко прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью жаворонку тепло. Он лежит в ямке. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья.
Грамматические задания
1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи у всех выделенных имен существительных.
3. Подобрать синоним к слову (не) зябнет.
Тема урока. Диктант по теме: «Правописание окончаний существительных».
Цели: учащиеся развивают навыки письменной речи; закрепляют умение проверять безударные окончания существительных 1-го–3-го склонения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Знакомство с текстом
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ В ЛЕСУ
Природа ждала дождя. Каждой травинке, листику, хвоинке хотелось быстрее поймать первую каплю дождя.
Я медленно шёл по тропинке. Она вывела меня к опушке леса. Я увидел необыкновенную ёлку. Нижние веточки пригнулись к земле. Они выпустили корешки и прицепились к земле. Под ёлкой получился шалаш.
Пошёл дождь. Я спрятался в шалаше. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточкой устроился зяблик. Пробежал ёж. Дождь шёл тихо. Мне казалось, что он что-то шепчет ёлке.
(По М. Пришвину.) Грамматические задания.
1. Найти существительные, указать их склонение и падеж.
Вариант I – в 1-м и 2-м предложении.
Вариант II – в 6-м, 7-м и 8-м предложении.
2. Сделать разбор предложения по членам, выписать словосочетания, составить схему.
Вариант I – 6-е предложение.
Вариант II – 11-е предложение.
Урок 70 Тема. Р.р. Сочинение по картине Пластова «Первый снег» Цель: научить образно описывать изображение на картине, правильно ее видеть, обогащать устную и письменную речь детей.
Задачи: Образовательная: познакомить с эпитетами, описывающие первый снег, правильно употреблять их в тексте. Воспитательная: воспитывать любовь к природе и искусству; Развивающая: развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и делать выводы.
Ход урока.
1. Подготовительная работа. Слайд №2
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
- Вспомните, когда шёл первый снег? - Опишите, какой он был? .Слайд № 3,4,5,6.
- Вспомните, какими были: земля, улицы, деревья, дома до первого снега.
- Что изменилось, когда выпал первый снег? К. Паустовский в рассказе Первый снег так описывает изменения в природе ( выборочное цитирование).
- А какое настроение было у вас, когда выпал первый снег?
Сегодня мы с вами будем писать сочинение по картине Пластова « Первый снег». Слайд №7
1.2.Рассказ подготовленного ребенка о художнике. Слайд №8
2. Самостоятельное рассматривание картины.
- Рассмотрите эту картину внимательно. Слайд №9
- Как вы думаете, почему картина называется « Первый снег», а не, например, «Снег идёт».
- Что даёт в картине нам подсказку? (счастливые и радостные лица детей).
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
3. Целенаправленная беседа.
- Что вы видите на картине? - Кого вы ещё увидели? - Как назовём детей? - Опишите их.
- Какие лица у них? - Что можно сказать о снеге?
- Какими словами можно охарактеризовать снег? - Как изменилась природа с первым снегом?
- Какие игры и забавы теперь появились у детей?
Обращается внимание детей на слова, написанные на доске:
« был моросящий дождь, грустное настроение, легко накинула, надеты валенки, порхают снежинки, благодатный снег, счастливые лица, затаив дыхание».
4. Беседа по содержанию картины.
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
5. Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. (слайд)
Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
6. Выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
7. Речевая подготовка к сочинению. (таблицы на слайдах)
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
8. Составление плана сочинения:
Первый день зимы.
Радость детей.
Цвет и настроение картины.
Мое отношение к картине.
9. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)
10. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.
11. Самопроверка сочинений.
Варианты сочинений, написанных учащимися (на слайдах) |