МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
органам местного самоуправления по
реализации полномочий по вопросам
участия в профилактике терроризма и
экстремизма, а также в минимизации и
(или) ликвидации последствий
их проявлений
Настоящие рекомендации разработаны в целях применения единообразной практики реализации органами местного самоуправления Санкт-Петербурга полномочий по данному направлению деятельности, с учетом рекомендаций прокуратуры Санкт-Петербурга по соблюдению требований действующего законодательства, регламентирующего участие муниципальных образований в профилактике экстремизма и терроризма.
Информация к сведению:
| Деятельность по профилактике правонарушений, в том числе экстремизма и терроризма, включает в себя применение системы социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению
|
I. Для решения вопросов участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма органы местного самоуправления должны руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009;
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправлении в Санкт-Петербурге»;
- Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»;
- Устав муниципального образования.
Указанными нормативными правовыми актами органам местного самоуправления предписано в пределах своей компетенции в качестве одного из приоритетных направлений деятельности осуществлять профилактические меры, в том числе воспитательные и пропагандистские, направленные на предупреждение террористической и экстремистской деятельности.
Реализация таких мер должна осуществляться в плановом порядке, системно и комплексно.
Информация к сведению:
| При организации работы по профилактике террористической и экстремистской деятельности следует учитывать, что по всем вопросам местного значения (в том числе, по вопросу участия в профилактике терроризма и экстремизма) органами местного самоуправления (далее – органы МСУ) должны приниматься муниципальные правовые акты. Это может быть решение муниципального совета или постановление Главы местной администрации.
|
II. В задачи органов МСУ при выполнении профилактических мероприятий антитеррористического и противоэкстремистского характера входят:
Выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных действий экстремистского и террористического характера;
Организация обучения населения муниципального образования (далее – МО) по вопросам их действий в период возникновения угрозы совершения терактов, других чрезвычайных ситуаций;
Содействие правоохранительным органам в выявлении правонарушений и преступлений данной категории;
Участие в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма;
Информирование населения МО по вопросам противодействия и профилактики терроризма и экстремизма. Проведение воспитательной работы среди различных категорий населения;
Пропаганда толерантного поведения к людям других национальностей, религиозных конфессий. Воспитание негативного отношения к любого рода проявлениям экстремизма.
III. Реализация органами МСУ полномочий по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации их проявлений может осуществляться в следующих формах:
Организация и осуществление взаимообмена информацией с территориальными органами внутренних дел, районными подразделениями УФСБ, УФМС:
- о планирующихся либо совершенных правонарушениях (преступлениях) экстремистского или террористического характера, в том числе о фактах воспрепятствования осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме, о фактах нарушения тайны голосования, соединенного с насилием или угрозой его применения;
- о местах концентрации молодежи, в том числе представителей неформальных молодежных объединений;
- о действующих на территории муниципального образования организациях религиозной направленности;
- о местах компактного проживания мигрантов, в т.ч. в расселенном жилом фонде.
Организация работы по повышению технической укрепленности жилищного фонда;
Участие в формировании районной адресной программы мест нахождения бесхозяйного, разукомплектованного, длительное время не эксплуатирующегося транспорта;
Участие в деятельности антитеррористической комиссии района;
5. Участие в деятельности рабочей межведомственной рабочей группы по борьбе с проявлениями экстремистской деятельности;
Информация к сведению:
| Указанная группа создана при прокуроре каждого района города совместным приказом прокурора района, начальника УВД, начальника отдела УФСБ, начальника отдела УФМС, согласованным с главой администрации района.
Заседания группы проводятся под председательством прокурора района ежеквартально. В ходе заседаний обсуждается складывающаяся в городе и районе оперативная обстановка, наиболее проблемные вопросы, связанные с применением антиэкстремистского законодательства
|
6. Выявление, фото-, видеофиксация, актирование фактов нанесения на объекты муниципальной собственности, иные сооружения нацистской атрибутики или символики либо атрибутики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой. Последующая передача указанных материалов в правоохранительные органы;
7. Ликвидация нанесенной на объекты муниципальной собственности нацистской атрибутики или символики, а также сходных с нацистской атрибутикой или символикой надписей, изображений, знаков;
8. Участие в ликвидации (минимизации) последствий совершенных на территории и объектах муниципальной собственности террористических актов;
Организация и проведение разъяснительной работы в форме лекций, семинаров, тематических встреч с различными категориями граждан;
Разработка, издание и распространение тематических памяток, листовок, брошюр, пособий;
Разработка и размещение в муниципальных и районных СМИ тематических статей, передач;
Оборудование информационных уличных стендов;
Приобретение и использование (показ) учебно-наглядных пособий, тематических видеофильмов.
IV. Организационные вопросы.
Наделение органов МСУ полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений требует внесения соответствующих изменений в Устав муниципального образования.
Для повышения эффективности исполнения полномочий органа МСУ необходимо назначение ответственного лица из числа должностных лиц местной администрации МО, закрепив ответственность за решение вопросов в данной сфере в его должностном регламенте.
3. В рамках реализации полномочий по данному направлению деятельности органы МСУ взаимодействуют с:
- администрацией района;
- территориальными органами внутренних дел, в том числе службой участковых уполномоченных полиции;
- районными подразделениями УФСБ, УФМС;
- прокуратурой района;
- охранными структурами района;
-общественными объединениями, участвующими в обеспечении правопорядка в районе;
- иными организациями, предприятиями, расположенными на территории МО, а также гражданами.
V. Планирование деятельности по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Целью планирования является совершенствование деятельности по профилактике правонарушений, в том числе профилактике терроризма и экстремизма на территории МО путем координации всех субъектов государственной системы профилактики, расположенных на территории МО.
Планирование мероприятий целесообразно осуществлять путем разработки и утверждения муниципальной целевой программы (далее – Программа) по участию органов МСУ в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории МО, составляемой на период от 3-х лет, и (или) формирования ежегодных планов мероприятий (далее – План). Организация планирования заключается в:
сборе, систематизации и анализе информации, необходимой для разработки Программы и (или) Плана;
сборе предложений в проект Программы и (или) Плана;
подготовке проекта Программы и (или) Плана;
согласовании Программы и (или)Плана;
утверждении Программы и (или) Плана правовым актом муниципального совета МО; 1. Сбор, систематизация и анализ информации При планировании собирается, систематизируется и анализируется информация, характеризующая:
криминогенную обстановку по линии экстремизма и терроризма на территории МО, района и прогноз ее развития;
количественные и качественные показатели преступности;
практика применения законодательства об административных правонарушениях;
состояние профилактики правонарушений в данной сфере на территории МО, района и результаты выполнения Плана за предшествующий период;
результаты деятельности территориальных органов внутренних дел, других правоохранительных органов, а также органов МСУ по данному направлению;
Информация к сведению:
| на основе анализа работы органов МСУ в сфере профилактики терроризма и экстремизма рекомендуется разрабатывать и вносить в администрации районов и другие исполнительные органы государственной власти предложения по совершенствованию организации работы в данном направлении деятельности.
|
2. Сбор предложений в проект Программы, Плана 2.1. Предложения в проект Программы и Плана могут представляться государственными учреждениями Санкт-Петербурга, организациями, являющимися субъектами системы профилактики правонарушений, расположенными на территории МО, правоохранительными органами, на подведомственной территории которых расположено МО.
2.2. Предложения в Программу, План должны:
основываться на требованиях законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
учитывать криминогенную обстановку в районе, на территории МО и прогноз ее развития;
быть четко сформулированными, обеспеченными финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами;
иметь конкретные сроки выполнения и ответственных исполнителей.
Информация к сведению:
| Не допустима подмена мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма иными мероприятиями общепрофилактического, патриотического, спортивного характера.
|
3. Подготовка проекта Программы, Плана. 3.1. В Программе конкретизируются приоритетные направления деятельности и задачи в сфере профилактики терроризма и экстремизма, определяются ответственные исполнители и соисполнители, устанавливаются сроки исполнения мероприятий.
3.2. При подготовке проекта Программы учитываются:
имеющиеся на территории МО нерешенные проблемы по различным направлениям деятельности в сфере профилактики терроризма и экстремизма;
целевые программы и планы администрации района, содержащие мероприятия в сфере профилактики правонарушений, в т.ч. профилактики терроризма и экстремизма;
решения и рекомендации координационных совещаний по вопросам законности, правопорядка и безопасности, коллегиальных и совещательных органов, функционирующих на территории района, в том числе при участии правоохранительных структур районного уровня.
3.3 При подготовке проекта Плана учитываются также:
результаты выполнения плановых мероприятий за предшествующие периоды;
планы мероприятий администрации района по реализации Закона Санкт-Петербурга от 16.05.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге";
решения Комиссии по вопросам обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений района, районной антитеррористической комиссии.
Информация к сведению:
| мероприятия, содержащиеся в указанных планах, программах, и решениях, адаптируются с учетом особенностей МО и конкретизируются применительно к компетенции МО.
|
4. При подготовке Программы необходимо предусмотреть следующие разделы: 4.1 Основные положения; 4.2 Паспорт Программы, включающий в себя:
- наименование муниципальной целевой программы;
- основание разработки Программы;
- цели и задачи Программы;
- сроки реализации Программы;
- источники финансирования;
- ожидаемые конечные результаты реализации Программы;
- контроль за исполнением Программы;
- перечень основных мероприятий Программы, исполнители, сроки реализации мероприятий, объемы финансирования (в табличной форме). 5. План составляется (за исключением вводной части) в табличной форме с графами:
- N п/п;
- наименование мероприятия;
- срок исполнения (с конкретизацией, по мере возможности, до месяца);
- исполнители (структурные подразделения и должностные лица МО, правоохранительных органов, государственные учреждения Санкт-Петербурга, иные субъекты системы профилактики правонарушений). 5.1. Примерная структура Плана может включать следующие разделы: Вводная часть:
- анализ криминогенной обстановки по линии терроризма и экстремизма в районе (количественные и качественные показатели преступности, состояние административной практики), на территории МО и прогноз ее развития;
- результаты деятельности территориальных органов внутренних дел и других правоохранительных органов за предшествующий период;
- состояние работы по профилактике терроризма и экстремизма в районе, на территории МО и результаты выполнения Плана за предыдущий год.
Организационные мероприятия:
- рассмотрение вопросов профилактики терроризма и экстремизма на заседаниях коллегиальных и совещательных органов правоохранительной направленности при администрациях районов, а также на заседаниях муниципальных советов МО и совещаниях местной администрации МО при подведении итогов выполнения планов работы;
- совершенствование материально-технической базы деятельности службы участковых уполномоченных полиции, других подразделений полиции общественной безопасности и иных субъектов системы профилактики правонарушений, участвующих в профилактике терроризма и экстремизма;
- осуществление взаимодействия с администрациями района, правоохранительными органами, общественными объединениями, участвующими в обеспечении правопорядка на территории МО, иными общественными организациями правоохранительной направленности, частными охранными предприятиями и службами безопасности организаций;
Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма (состоящий из следующих подразделов):
- профилактика терроризма;
- мероприятия по укреплению толерантности и предотвращению проявлений ксенофобии;
- профилактика правонарушений в сфере нелегальной миграции;
- профилактика правонарушений экстремистского характера среди несовершеннолетних и молодежи;
- мероприятия по укреплению межконфессионального мира и согласия (в том числе осуществление контроля за деятельностью религиозных групп, действующих на их территории МО, выдача религиозным группам, заинтересованным в получении статуса юридического лица подтверждений существования на территории муниципального образования);
- информационно-пропагандистское сопровождение деятельности по профилактике терроризма и экстремизма.
Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма (состоящий из следующих подразделов):
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений экстремизма. 6. Проект Программы, Плана рекомендуется согласовывать с органами и организациями, участвующими в выполнении мероприятий, предусмотренных Программой, Планом, прокуратурой района. 7. Местная администрация ежегодно представляет Муниципальному совету информацию о выполнении Программы и (или) Плана в рамках отчета об исполнении местного бюджета и деятельности администрации за очередной финансовый год. VI. Примерный перечень мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, выполнение которых возможно в рамках полномочий органов МСУ по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма». 1. Профилактика терроризма
участие в деятельности антитеррористической комиссии района.
участие в формировании адресной программы администрации района мест нахождения на внутридомовых территориях бесхозяйного, разукомплектованного, длительное время не эксплуатирующегося транспорта.
организация работы по повышению технической укрепленности жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности (софинансирование установки металлических дверей на подъездах домов, установки домофонов и пр.).
информирование территориальных органов внутренних дел, районных подразделений УФСБ, прокуратуры района о ставших известными в ходе проведения повседневной профилактической работы фактах о планирующихся либо совершенных правонарушениях (преступлениях) экстремистского или террористического характера.
разработка, издание и распространение среди населения МО тематических брошюр по вопросам профилактики терроризма, а также содержащих информацию о действиях граждан при возникновении угрозы или совершении террористического акта.
размещение на территории округа (на информационных стендах) информации о действиях граждан при возникновении угрозы или совершении террористического акта, о контактных телефонах, телефонах доверия правоохранительных органов и специальных служб районного и городского уровня.
подготовка, организация, участие в проведении тематических уроков образовательных учреждений, находящихся на территории МО, по курсу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».
Профилактика экстремизма.
участие в деятельности рабочей межведомственной рабочей группы по борьбе с проявлениями экстремистской деятельности районной прокуратуры.
Мероприятия по укреплению толерантности и предотвращению проявлений ксенофобии
размещение на территории округа (на информационных стендах) социальной рекламы, направленной на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, профилактику проявлений ксенофобии и укрепление толерантности.
Информация к сведению:
| оригинал-макеты социальной рекламы по данной тематике в 2008 году были разработаны по заказу Комитета по печати и взаимодействию со СМИ
| организация и проведение мероприятий – «Дней национальных культур», фестивалей, конкурсов и викторин для населения «Мировые религии», «Традиции разных народов», «Национальный костюм», «Особенности национальной кухни» и других, аналогичных по своему содержанию.
Информация к сведению:
| При проведении указанных мероприятий целесообразно использовать возможности СПБ ГУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей», а также национально-культурных общественных объединений. Информация о национальных праздниках содержится в подготовленном по заказу Комитета по внешним связям тематическом сборнике «Этнокалендарь Санкт-Петербурга».
| участие в проведении администрацией района мероприятий «Дня толерантности».
организация и проведение тематических экскурсий «Многонациональный Петербург», «Многоконфессиональный Петербург» и других, аналогичных по своему содержанию.
распространение среди жителей муниципального округа литературы по толерантности
организация для населения муниципального образования просмотров тематических фильмов, посвященных укреплению толерантности.
Информация к сведению:
| по заказу отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга в 2007 году был создан полнометражный фильм «Религиозный Петербург. Связь времен», подробно освещающий Санкт-Петербург как исторически сложившийся уникальный город всех религий.
| выявление в ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства о розничной торговле, о применении контрольно-кассовых машин на территории муниципального образования фактов распространения информационных материала в экстремистского характера. Незамедлительное уведомление о данных фактах районной прокуратуры и УВД района.
обход территории муниципального образования на предмет выявления фактов нанесения на объекты муниципальной собственности, иные сооружения нацистской атрибутики или символики либо атрибутики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой. Последующая передача указанных материалов в правоохранительные органы.
2.2 Профилактика правонарушений в сфере нелегальной миграции
адресное распространение в местах компактного проживания, обучения и работы иностранных граждан памяток, содержащих разъяснения требований действующего законодательства РФ о миграции и о безопасном пребывании на территории города.
Информация к сведению:
| по заказу Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности разработаны «Рекомендации для иностранных граждан, прибывших в Санкт-Петербург с целью трудоустройства» и рекомендации для иностранных граждан «Как не стать жертвой преступления»
| размещение на территории округа (на информационных стендах) информации для иностранных граждан, содержащей разъяснение требований действующего миграционного законодательства, а также контактные телефоны органов, куда следует обращаться в случаях совершения в отношении них преступлений
Информация к сведению:
| указанную информацию можно запросить как в районной прокуратуре, так и в районном отделе УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Целесообразно размещение информации как на русском, так и на иностранных языках.
|
организация и осуществление информирования администрации района, территориальных органов внутренних дел, прокуратуры района, районного подразделения УФМС:
- о местах компактного проживания мигрантов, в т.ч. в расселенном жилом фонде;
- о выявленных нарушениях миграционного законодательства;
- о совершении в отношении иностранцев правонарушений и преступлений, в том числе по мотиву национальной, расовой, религиозной и иной вражды.
участие в совместной с заинтересованными органами власти, осуществляющими полномочия в сфере миграции, работе по разработке предложений по стабилизации миграционной ситуации на территории МО.
организация взаимодействия и взаимообмена информацией с руководителями организаций, расположенных на территории МО, использующих труд иностранных рабочих, в целях оказания содействия по разъяснению требований миграционного законодательства физическим и юридическим лицам, принимающим иностранных граждан.
2.3 Профилактика правонарушений экстремистского характера среди несовершеннолетних и молодежи
организация обходов территории МО на предмет выявления мест концентрации молодежи. Информирование территориальных органов внутренних дел об адресах концентрации молодежи, в том числе членов неформальных молодежных объединений.
организация и проведение лекций, семинаров, тематических встреч с несовершеннолетними и молодежью, проживающими на территории МО.
организация досуговой занятости несовершеннолетних и молодежи.
приобретение и использование (показ) тематических видеофильмов для несовершеннолетних и молодежи.
участие в проведении в образовательных учреждениях на территории МО внешкольных тематических мероприятий, например, «Уроков толерантности».
содействие в организации деятельности студенческих отрядов правопорядка, создаваемых администрациями ВУЗов и ССУЗов для обеспечения правопорядка и безопасности в местах проживания студентов, в том числе иностранных.
взаимодействие с религиозными организациями в проведении профилактической работы с несовершеннолетними членами молодежных объединений, в деятельности которых усматриваются признаки религиозного экстремизма, с целью предотвращения религиозной экстремистской деятельности и социальной адаптации членов таких организаций.
2.4 Мероприятия по укреплению межконфессионального мира и согласия
информирование территориальных органов внутренних дел, районных подразделений УФСБ, прокуратуры района о выявлении фактов нарушения религиозными организациями, действующими на территории района, МО, иностранными гражданами, временно или постоянно проживающими на территории МО, Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в том числе фактов пропаганды религиозного экстремизма.
привлечение религиозных организаций, действующих на территории района, МО к участию в работе, направленной на повышение правовой культуры, правосознания и гражданской ответственности населения.
организация противодействия пропаганде религиозного экстремизма;
содействие уполномоченным организациям в организации службы психологической реабилитации для участников тоталитарных религиозных сект.
2.5 Информационно-пропагандистское сопровождение деятельности по профилактике терроризма и экстремизма
издание и распространение среди населения округа (путем помещения в почтовые ящики) тематических листовок и брошюр, пропагандирующих гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, толерантное отношение к гражданам иных этнических, религиозных, расовых групп, нетерпимое отношение к проявлениям ксенофобии.
Информация к сведению:
| В целях получения и распространения информационных материалов (буклетов, брошюр, др.), выпускаемых ежегодно в рамках программы «Толерантность» можно обратиться в Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга с официальной заявкой. Перечень имеющихся материалов и бланк заявки представлены на сайте Комитета (по ссылке: http://www.kvs.spb.ru/?p=materiali_po_programme366).
|
информирование населения МО о мероприятиях Программы, проводимых органами местного самоуправления и районными администрациями, в том числе путем размещения в муниципальных средствах массовой информации анонсов мероприятий и репортажей о их проведении.
разработка и опубликование в муниципальных СМИ тематических статей по вопросам профилактики терроризма и экстремизма, а также по вопросам реализации государственной миграционной политики.
Информация к сведению:
| В соответствии с рекомендациями прокуратуры Санкт-Петербурга при подготовке материалов можно использовать подготовленное СП6 Государственным Университетом методическое пособие «Журналисту - о толерантности: освещение межэтнических и межконфессиональных отношений в СМИ».
|
предоставление правоохранительным структурам (РУВД, районные отделы УФМС, УФСБ, районная прокуратура) возможности размещения в муниципальных СМИ компетентной информации о результатах деятельности в области противодействия и профилактики терроризма и экстремизма.
3. Минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма
Организация и осуществление разъяснительной работы среди населения о действующем законодательстве Российской Федерации, регламентирующем порядок выделения бюджетных ассигнований на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, а также правилах осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.
Совместное с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга с учетом характера и последствий террористического акта, а также других обстоятельств принятие первоочередных мер, направленных на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи в целях социальной реабилитации пострадавших.
При возникновении необходимости оказания психологической реабилитации пострадавшим в результате террористического акта - оказание содействия в ее получении путем направления соответствующих обращений от имени пострадавшего или от имени органа местного самоуправления (на основании обращения пострадавшего или его законного представителя), в учреждения здравоохранения, соответствующие службы и организации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Ликвидация нанесенных на объектах муниципальной собственности нацистской атрибутики или символики, а также сходных с нацистской атрибутикой или символикой надписей, изображений, знаков.
! данный перечень мероприятий носит рекомендательный характер.
…………………………………………………………………………………………………………..
Рекомендации подготовлены Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, согласованы прокуратурой Санкт-Петербурга и Комитетом по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления.
|