Скачать 208.01 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Анализ музыкальных произведений Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлениям 070102 «Инструментальное исполнительство» 070104 «Вокальное искусство» 070106 «Хоровое дирижирование» 070109 «Музыкальное искусство эстрады» (среднее профессиональное образование) СОДЕРЖАНИЕ Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников……………………………………………………………………………………………..3 Общая трудоемкость дисциплины…………………………………………………………………….. 3 Требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины…………………….............3 Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………………………...3 Требования к конечному уровню освоения программы………………………………………………4 Учебно-тематический план………………………………………………………………………………5 Содержание курса…………………………………………………………………………………………7 Формы занятий…………………………………………………………………………………………….10 Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля: Текущий контроль………………………………………………………….…………………………….11 Промежуточный контроль……………………………………………………………………………….11 Критерии выставления оценок ………………………………………… ………………………………11 Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………………………..12 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 070102 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструмента), 070104 «Вокальное искусство», 070106 «Хоровое дирижирование» (повышенный уровень среднего профессионального образования) Содержание дисциплины Анализ музыкальных произведений: средства музыкальной выразительности, их формообразующие возможности; функции частей музыкальной формы; музыкальных формы: период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо-соната, фуга; понятие о циклических и смешанных формах; о специфике формообразования в произведениях для избранного инструмента. По специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»: средства музыкальной выразительности их формообразующие возможности; функции частей музыкальной формы; период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо – соната, фуга; понятие о циклических и смешанных формах; специфика формообразования в произведениях для избранного инструмента в классике и жанре, в вокальных произведениях (для вокалистов); специфические формы джазовой музыки (блюз, баллада, стандарт, развернутые джазовые композиции). Общая трудоемкость дисциплины Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме: «Инструментальное исполнительство» - 91 час в 7, 8 семестрах (70 лекц., 21 самост.); «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство» - 64 часа в 7, 8 семестрах; «Музыкальное искусство эстрады» - в 6, 7 семестрах (51 лекц., 13 самост.). Требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины Анализ музыкальных произведений – одна из важнейших теоретических дисциплин, входящая в число общепрофессиональных у общих курсов. Это предмет, который вводится для изучения на последнем курсе и имеет значение обобщающего, т.к. он опирается на аналитические навыки, которые учащиеся уже получили в курсе элементарной теории музыки, гармонии, сольфеджио, музыкальной литературы. Цели и задачи дисциплины Задачи предмета – воспитание у студентов полноценных эстетических оценок и критериев, формирование их музыкального мышления, чувства стиля, творческих способностей, что в комплексе составляет основу для осознания художественного содержания музыкальных произведений через анализ его композиционной формы и выразительных средств. При условии решения поставленных задач возможно достижение главной цели – воспитание гармонично развитой личности, в будущем успешно реализующей себя в профессиональной деятельности преподавателя, музыканта-исполнителя, руководителя музыкального коллектива. Требования к конечному уровню освоения программы В результате изучения предмета студент должен овладеть практическими навыками, позволяющими ему определить структуру музыкального произведения. Студент должен: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Учебно-тематический план (курс объемом 91 час)
Учебно-тематический план (курс объемом 64 часа)
Содержание курса Тема 1. Введение Музыкальное искусство, его специфические особенности. Музыкальное произведение как художественное явление. Коммуникативная триада «автор – исполнитель – слушатель». Музыкальное произведение как объект анализа. О термине «анализ». Цели и задачи курса. Тема 2. Основные компоненты музыкального языка. Мелодика. Фактура Значение мелодии в музыке, ее интонационная природа. Мелодия как комплексное явление, сочетание в ней ритмических, ладовых, гармонических сторон. Закономерности организации мелодической линии. Виды мелодической кульминации. Понятие «золотого сечения» и его роль в музыкальном произведении. Совпадение и несовпадение кульминаций с «точкой золотого сечения». Понятие склада изложения и музыкальной фактуры. Компоненты фактуры, фактурные планы и функции. Основные типы складов изложения: монодический, гармонический (гомофонный и аккордовый), полифонический (имитационный, контрастный, подголосочный типы). Тема 3. Музыкальный метр и ритм. Роль гармонии в произведении Определения метра и ритма. Строгий метр в музыке VIII-XIX веков. Метр и такты высшего порядка. Свободный метр в музыке XX века. Полиритмия и полиметрия. Выразительная и формообразующая роль гармонии. Тема 4. Музыкальная форма. Основы функциональной теории Понятие музыкальной формы в широком и тесном значении. Части музыкальной композиции, их смысловые функции: вступление, экспозиция, средние разделы, реприза, заключение. Тематические и тонально-гармонические признаки основных функций, обладающих самостоятельными типами изложения: экспозиционным, серединным, заключительным. Тема 5. Музыкальные жанры Понятие музыкального жанра. Определение. Классификация музыкальных жанров по типам содержания, определяемым условиями исполнения и восприятия:
Жанры первичные и вторичные. Жанровые прототипы музыкального тематизма: речь, моторика и пластика, песня, сигнал. Обзор важнейших музыкальных жанров. Тема 6. Музыкальный тематизм. Масштабно-синтаксические структуры Определение музыкальной темы. Ее образное и конструктивное значение. Этапы в строении темы – импульс, развитие, завершение. Синтаксическая организация музыкальной темы. Фраза, мотив, субмотив. Мотивное строение темы. Масштабно-синтаксические структуры и их выразительный смысл. Тема 7. Период Определение периода как формы экспонирования музыкального материала. Квадратность и метрический восьмитакт как основа музыки классико-романтического периода. Классификация по тематизму, гармоническому содержанию и структуре. Исторические типы формы периода. Период эпохи барокко типа развертывания. Период в музыке классицизма. Романтический период как форма самостоятельного сочинения. Период «сонатного типа». Тема 8. Простые формы Определение простых форм, их классификация. Область применения. Простая двухчастная форма, ее свойства. Разновидности простой двухчастной формы. Простая трехчастная форма, ее характеристика. Разновидности формы в зависимости от характера тематизма среднего раздела. Тематические, гармонические, структурные особенности середины. Виды репризы. Двойные формы. Старинная двухчастная форма. Определение, область применения. Характерные черты как формы, основанной на принципе развертывания. Тема 9. Сложные формы Определение сложных форм. Типы контраста в сложных формах. Сложная трехчастная форма, определение и истоки. Основные типы:
Тематические, структурные, тонально-гармонические особенности средних разделов. Виды реприз в сложной трехчастной форме. Вступление и кода. Двойная сложная трехчастная форма. Сложная двухчастная форма в инструментальной музыке. Тема10. Промежуточные формы Многообразие музыкальных форм в практике сочинения музыки. Понятие промежуточных форм. Формы, промежуточные между:
Принцип концентричности в промежуточной форме между простой и сложной трехчастной. Тема 11. Рондо Рондо как жанр и как принцип формообразования. Определение формы рондо, ее сущность. Историческое происхождение, выразительные возможности и область применения формы. Основные этапы развития рондо. Рондо доклассицистского периода, его особенности. Рондо венских классиков – характерные черты. Рондо в XIX и XX веке. Четное рондо. Формы с добавочным рефреном. Рондообразные формы. Тема 12. Вариационные формы Определение формы, область применения вариационного цикла. Фигурационные вариации. Характеристика темы, приемы вариационных изменений, «общий скрепляющий комплекс» как момент стабильности в вариациях. Характерные вариации, их распространение в XIX и XX веках. Проявление характерности в строгих вариациях. Свободные характерные вариации. Вариации на выдержанную мелодию: происхождение, приемы варьирования. Вариации на basso ostinato как один из распространенных типов варьирования в XVII-XVIII веках. Вариации на две и три темы. Тема 13. Сонатная форма Наиболее сложная и вместе с тем цельная из гомофонных форм. Определение сонатной формы и область применения. Строение сонатной формы, ее важнейшие черты, сложившиеся в творчестве венских классиков и продолженные в творчестве последующими композиторами. Экспозиция, ее характеристика в целом. Образно-тематические и тональные взаимоотношения главной и побочной партий. Роль связующей и заключительной партий. Разработка, ее назначение. Общее строение разработки (вступительный раздел, собственно разработка, предыкт к репризе). Тематическое содержание разработки. Приемы тематического, тонально-гармонического развития. Реприза, ее итоговый характер. Изменение в связующей партии, тональные изменения побочной. Особые случаи реприз: пропуск главной партии, перестановка главной и побочной («зеркальная» реприза). Вступление сонатной формы. Кода. Разновидности сонатной формы: без разработки и с эпизодом вместо разработки. Сонатная форма в жанре концерта. Старинная сонатная форма. Тема 14. Рондо-соната Двоякое определение рондо-сонаты. Жанровая общность с формой рондо. Черты сонатности в форме. Область применения. Характеристика разделов рондо-сонаты: главная партия – рефрен, побочная – эпизод. Два вида центрального раздела: эпизод на новой теме, разработка. Обязательность коды. Тема 15. Контрастно-составные формы Понятие контрастно-составной формы, область применения. Классификация. Формы отдельных частей. Тема 16. Смешанные и свободные формы Определение смешанных форм. Основные типы: сочетание сонатной формы с вариационностью, циклической формой, концентрической, сюитной, рондообразностью. Общие свойства смешанных форм. Определение свободных (индивидуализированных) форм. Связь их с программным замыслом. Время и причины распространения свободных и смешанных форм, многообразие их проявлений. Тема 17. Циклические формы Определение циклических форм, их основные виды. Два вида сюиты. Старинная танцевальная сюита, ее строение, логика последования частей цикла, тональная организация. Основные и дополнительные танцы, их национальная принадлежность, характеристика. «Новая» сюита, ее разнообразие. Сонатно-симфонический цикл, его применение. Характеристика формы частей цикла, их количество и последовательность. Тональные закономерности. Интонационные и тематические связи в цикле. Тема 18. Вокальные формы Историческое место вокальных форм, их специфика. Поэтический текст, его строение, ритмика и стопы. Две основных группы вокальных форм:
Характеристика собственно вокальных форм (куплетной, варьированной строфы, сквозной формы). Претворение классических инструментальных композиционных решений в вокальной музыке. Формы занятий В основе курса – изучение музыкальных форм от периода до циклических форм. Несколько вводных занятий посвящены рассмотрению основных компонентов музыкального языка, а также общих понятий, связанных с функциональной теорией и теорией музыкальных жанров. Основными формами занятий являются лекционные и практические. Собственно теория музыкальных форм излагается преподавателем с опорой на музыкальный опыт студентов, поэтому предпочтительной становится форма лекции-беседы, лекции-обсуждения. Практические занятия призваны реализовать полученные теоретические знания в анализе музыкальных композиций. Практические задания включают разбор произведений с домашней подготовкой и без подготовки (беглый анализ в классе), анализ с прослушиванием и по внутреннему слуху. Целостный анализ проводится периодически как заключительная, итоговая форма работы по каждой теме. В часы, отведенные для самостоятельной работы студентов, предусмотрено изучение дополнительной литературы и подбор примеров по пройденным темам, а также подготовка анализа заданных музыкальных произведений. Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля:
Предмет имеет непосредственную практическую направленность, поэтому, кроме основной лекционной формы проведения занятий, особое внимание обращается на выработку навыков аналитической деятельности учащихся. Для этого предусматривается систематическое проведение контрольных уроков в виде отчетов по пройденному материалу. Эта форма отчетности предусматривает разбор как незнакомых произведений, так и сочинений из исполнительской практики студентов.
После первого семестра изучения предмета проводится контрольный урок, включающий:
По окончании изучения дисциплины проводится экзамен, включающий теоретическую часть (письменный тестовый опрос) и практическую (анализ). Примерные вопросы:
Практическая часть: анализ двух произведений из программы по специальности на Итоговой государственной аттестации. Критерии выставления оценок Оценка «5»: теоретические положения изложены грамотно, компактно, артистично; точно подобраны и музыкально исполнены на фортепиано иллюстрации к ответу; выполнен подробный структурный и гармонический анализ. Определена связь гармонии с формой. В ответе сделаны некоторые обобщения, раскрывающие содержание музыки. Оценка «4»: ответы на теоретические вопросы неполные, изложение выстроено недостаточно логично; музыкальные примеры исполнены хорошо; показана техника структурного и гармонического анализа. Допущены незначительные неточности в этой работе. Определена связь гармонии с формой. Оценка «3»: речь студента невнятна, ответы на вопросы не выстроены или недостаточно исчерпывающие; музыкальные иллюстрации отсутствуют или исполнены нестабильно; в аналитической части определены лишь грани формы. Гармонический анализ выполнен с ошибками, недостаточно подробно. Учебно-методическое обеспечение программы Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
Справочная литература
|