Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 208.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.04.2014
Размер208.01 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Анализ музыкальных произведений

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлениям

070102 «Инструментальное исполнительство»

070104 «Вокальное искусство»

070106 «Хоровое дирижирование»

070109 «Музыкальное искусство эстрады»

(среднее профессиональное образование)


СОДЕРЖАНИЕ


Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников……………………………………………………………………………………………..3

Общая трудоемкость дисциплины…………………………………………………………………….. 3
Требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины…………………….............3
Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………………………...3
Требования к конечному уровню освоения программы………………………………………………4
Учебно-тематический план………………………………………………………………………………5
Содержание курса…………………………………………………………………………………………7
Формы занятий…………………………………………………………………………………………….10
Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля:

Текущий контроль………………………………………………………….…………………………….11
Промежуточный контроль……………………………………………………………………………….11
Критерии выставления оценок ………………………………………… ………………………………11
Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………………………..12


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальностям 070102 «Инструментальное исполнительство»

(по видам инструмента), 070104 «Вокальное искусство»,

070106 «Хоровое дирижирование»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Содержание дисциплины Анализ музыкальных произведений:
средства музыкальной выразительности, их формообразующие возможности; функции частей музыкальной формы; музыкальных формы: период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо-соната, фуга; понятие о циклических и смешанных формах; о специфике формообразования в произведениях для избранного инструмента.
По специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»:

средства музыкальной выразительности их формообразующие возможности; функции частей музыкальной формы; период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо – соната, фуга; понятие о циклических и смешанных формах; специфика формообразования в произведениях для избранного инструмента в классике и жанре, в вокальных произведениях (для вокалистов); специфические формы джазовой музыки (блюз, баллада, стандарт, развернутые джазовые композиции).

Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме:

«Инструментальное исполнительство» - 91 час в 7, 8 семестрах (70 лекц., 21 самост.);

«Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство» - 64 часа в 7, 8 семестрах; «Музыкальное искусство эстрады» - в 6, 7 семестрах (51 лекц., 13 самост.).

Требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины
Анализ музыкальных произведений – одна из важнейших теоретических дисциплин, входящая в число общепрофессиональных у общих курсов. Это предмет, который вводится для изучения на последнем курсе и имеет значение обобщающего, т.к. он опирается на аналитические навыки, которые учащиеся уже получили в курсе элементарной теории музыки, гармонии, сольфеджио, музыкальной литературы.

Цели и задачи дисциплины
Задачи предмета – воспитание у студентов полноценных эстетических оценок и критериев, формирование их музыкального мышления, чувства стиля, творческих способностей, что в комплексе составляет основу для осознания художественного содержания музыкальных произведений через анализ его композиционной формы и выразительных средств. При условии решения поставленных задач возможно достижение главной цели – воспитание гармонично развитой личности, в будущем успешно реализующей себя в профессиональной деятельности преподавателя, музыканта-исполнителя, руководителя музыкального коллектива.
Требования к конечному уровню освоения программы
В результате изучения предмета студент должен овладеть практическими навыками, позволяющими ему определить структуру музыкального произведения. Студент должен:

Иметь представление:

  • о феномене музыкального произведения, различных жанрах и стилях в истории музыки;

  • о средствах выразительности музыкального языка классико-романтического периода;

Знать:

  • функции частей в музыкальной форме;

  • теоретические основы формообразования от периода до циклических форм;

  • специфику формообразования в произведениях, входящих в репертуар по специальности студента;

Уметь:

  • выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

  • использовать музыковедческую литературу;

  • выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения.


Учебно-тематический план

(курс объемом 91 час)




п/п


Тема занятия

Количество часов

Теоретические

Самост.

работа




7 семестр







1.

Введение


2




2.

Основные компоненты музыкального языка. Мелодика. Фактура

2

1

3.

Музыкальный метр и ритм. Роль гармонии в произведении

2

1

4.

Музыкальная форма. Основы функциональной теории


2




5.

Музыкальные жанры


2

1

6.

Музыкальный тематизм. Масштабно-синтаксические структуры


2

1

7.

Формы музыкальных произведений. Период

4

2




Контрольный урок


2




8.

Простые формы


4

1

9.

Сложные формы


4

1

10.

Промежуточные формы


2







Контрольный урок


2




11.

Рондо


6

2




Контрольный урок

2







ИТОГО:

38

10




8 семестр







12.

Вариационные формы

6

3




Контрольный урок

2




13.

Сонатная форма


8

3

14.

Рондо-соната


2

1




Контрольный урок


2




15.

Контрастно-составные формы


2




16.

Смешанные и свободные формы


2




17.

Циклические формы


3

2

18.

Вокальные формы


3

2




Контрольный урок

2







Экзамен










ИТОГО:

32

11




ВСЕГО:

70

21


Учебно-тематический план

(курс объемом 64 часа)




п/п


Тема занятия

Количество часов

Теоретич.

Самост.

работа


1.

Введение


1




2.

Основные компоненты музыкального языка. Мелодика. Фактура

1




3.

Музыкальный метр и ритм. Роль гармонии в произведении

1




4.

Музыкальная форма. Основы функциональной теории

1




5.

Музыкальные жанры


1




6.

Музыкальный тематизм. Масштабно-синтаксические структуры


1




7.

Формы музыкальных произведений. Период

4

2




Контрольный урок


1




8.

Простые формы


2

2

9.

Сложные формы


2

2

10.

Промежуточные формы


2







Контрольный урок


2







ИТОГО:

19 ч.

6 ч.

11.

Рондо


6

1

12.

Вариационные формы


6

1




Контрольный урок


2




13.

Сонатная форма


8

2

14.

Рондо-соната


2







Контрольный урок


1




15.

Контрастно-составные формы


1




16.

Смешанные и свободные формы


1




17.

Циклические формы


2

1

18.

Вокальные формы


2

1




Контрольный урок


1







ИТОГО:

32 ч.

7 ч.




ВСЕГО:

51 ч.

13 ч.



Содержание курса

Тема 1. Введение

Музыкальное искусство, его специфические особенности. Музыкальное произведение как художественное явление. Коммуникативная триада «автор – исполнитель – слушатель».

Музыкальное произведение как объект анализа. О термине «анализ». Цели и задачи курса.
Тема 2. Основные компоненты музыкального языка. Мелодика. Фактура

Значение мелодии в музыке, ее интонационная природа. Мелодия как комплексное явление, сочетание в ней ритмических, ладовых, гармонических сторон. Закономерности организации мелодической линии. Виды мелодической кульминации.

Понятие «золотого сечения» и его роль в музыкальном произведении. Совпадение и несовпадение кульминаций с «точкой золотого сечения».

Понятие склада изложения и музыкальной фактуры. Компоненты фактуры, фактурные планы и функции. Основные типы складов изложения: монодический, гармонический (гомофонный и аккордовый), полифонический (имитационный, контрастный, подголосочный типы).

Тема 3. Музыкальный метр и ритм. Роль гармонии в произведении

Определения метра и ритма. Строгий метр в музыке VIII-XIX веков. Метр и такты высшего порядка. Свободный метр в музыке XX века. Полиритмия и полиметрия.

Выразительная и формообразующая роль гармонии.
Тема 4. Музыкальная форма. Основы функциональной теории

Понятие музыкальной формы в широком и тесном значении. Части музыкальной композиции, их смысловые функции: вступление, экспозиция, средние разделы, реприза, заключение. Тематические и тонально-гармонические признаки основных функций, обладающих самостоятельными типами изложения: экспозиционным, серединным, заключительным.
Тема 5. Музыкальные жанры

Понятие музыкального жанра. Определение. Классификация музыкальных жанров по типам содержания, определяемым условиями исполнения и восприятия:

  1. Театральные жанры (опера, балет, оперетта, музыка драматического театра).

  2. Концертные жанры (симфония, соната, квартет, оратория, романс).

  3. Массово-бытовые жанры (марш, танец, песня).

  4. Обрядовые жанры.

Жанры первичные и вторичные. Жанровые прототипы музыкального тематизма: речь, моторика и пластика, песня, сигнал.

Обзор важнейших музыкальных жанров.
Тема 6. Музыкальный тематизм. Масштабно-синтаксические структуры

Определение музыкальной темы. Ее образное и конструктивное значение. Этапы в строении темы – импульс, развитие, завершение.

Синтаксическая организация музыкальной темы. Фраза, мотив, субмотив. Мотивное строение темы. Масштабно-синтаксические структуры и их выразительный смысл.

Тема 7. Период

Определение периода как формы экспонирования музыкального материала. Квадратность и метрический восьмитакт как основа музыки классико-романтического периода. Классификация по тематизму, гармоническому содержанию и структуре.

Исторические типы формы периода. Период эпохи барокко типа развертывания. Период в музыке классицизма. Романтический период как форма самостоятельного сочинения. Период «сонатного типа».
Тема 8. Простые формы

Определение простых форм, их классификация. Область применения.

Простая двухчастная форма, ее свойства. Разновидности простой двухчастной формы.

Простая трехчастная форма, ее характеристика. Разновидности формы в зависимости от характера тематизма среднего раздела. Тематические, гармонические, структурные особенности середины. Виды репризы. Двойные формы.

Старинная двухчастная форма. Определение, область применения. Характерные черты как формы, основанной на принципе развертывания.
Тема 9. Сложные формы

Определение сложных форм. Типы контраста в сложных формах.

Сложная трехчастная форма, определение и истоки. Основные типы:

  • с развивающей серединой;

  • середина-эпизод;

  • с трио.

Тематические, структурные, тонально-гармонические особенности средних разделов. Виды реприз в сложной трехчастной форме.

Вступление и кода.

Двойная сложная трехчастная форма.

Сложная двухчастная форма в инструментальной музыке.
Тема10. Промежуточные формы

Многообразие музыкальных форм в практике сочинения музыки. Понятие промежуточных форм. Формы, промежуточные между:

  • периодом и простой формой;

  • простой двухчастной репризной и простой трехчастной формой;

  • простой и сложной трехчастной.

Принцип концентричности в промежуточной форме между простой и сложной трехчастной.

Тема 11. Рондо

Рондо как жанр и как принцип формообразования. Определение формы рондо, ее сущность. Историческое происхождение, выразительные возможности и область применения формы.

Основные этапы развития рондо.

Рондо доклассицистского периода, его особенности. Рондо венских классиков – характерные черты. Рондо в XIX и XX веке. Четное рондо. Формы с добавочным рефреном. Рондообразные формы.
Тема 12. Вариационные формы

Определение формы, область применения вариационного цикла.

Фигурационные вариации. Характеристика темы, приемы вариационных изменений, «общий скрепляющий комплекс» как момент стабильности в вариациях.

Характерные вариации, их распространение в XIX и XX веках. Проявление характерности в строгих вариациях. Свободные характерные вариации.

Вариации на выдержанную мелодию: происхождение, приемы варьирования.

Вариации на basso ostinato как один из распространенных типов варьирования в XVII-XVIII веках.

Вариации на две и три темы.
Тема 13. Сонатная форма

Наиболее сложная и вместе с тем цельная из гомофонных форм. Определение сонатной формы и область применения.

Строение сонатной формы, ее важнейшие черты, сложившиеся в творчестве венских классиков и продолженные в творчестве последующими композиторами.

Экспозиция, ее характеристика в целом. Образно-тематические и тональные взаимоотношения главной и побочной партий. Роль связующей и заключительной партий.

Разработка, ее назначение. Общее строение разработки (вступительный раздел, собственно разработка, предыкт к репризе). Тематическое содержание разработки. Приемы тематического, тонально-гармонического развития.

Реприза, ее итоговый характер. Изменение в связующей партии, тональные изменения побочной. Особые случаи реприз: пропуск главной партии, перестановка главной и побочной («зеркальная» реприза).

Вступление сонатной формы. Кода.

Разновидности сонатной формы: без разработки и с эпизодом вместо разработки.

Сонатная форма в жанре концерта.

Старинная сонатная форма.
Тема 14. Рондо-соната

Двоякое определение рондо-сонаты. Жанровая общность с формой рондо. Черты сонатности в форме. Область применения.

Характеристика разделов рондо-сонаты: главная партия – рефрен, побочная – эпизод. Два вида центрального раздела: эпизод на новой теме, разработка. Обязательность коды.
Тема 15. Контрастно-составные формы

Понятие контрастно-составной формы, область применения. Классификация. Формы отдельных частей.
Тема 16. Смешанные и свободные формы

Определение смешанных форм. Основные типы: сочетание сонатной формы с вариационностью, циклической формой, концентрической, сюитной, рондообразностью. Общие свойства смешанных форм.

Определение свободных (индивидуализированных) форм. Связь их с программным замыслом.

Время и причины распространения свободных и смешанных форм, многообразие их проявлений.
Тема 17. Циклические формы

Определение циклических форм, их основные виды.

Два вида сюиты. Старинная танцевальная сюита, ее строение, логика последования частей цикла, тональная организация. Основные и дополнительные танцы, их национальная принадлежность, характеристика. «Новая» сюита, ее разнообразие.

Сонатно-симфонический цикл, его применение. Характеристика формы частей цикла, их количество и последовательность. Тональные закономерности. Интонационные и тематические связи в цикле.
Тема 18. Вокальные формы

Историческое место вокальных форм, их специфика.

Поэтический текст, его строение, ритмика и стопы. Две основных группы вокальных форм:

  1. собственно вокальные;

  2. с использованием типовых инструментальных форм.

Характеристика собственно вокальных форм (куплетной, варьированной строфы, сквозной формы). Претворение классических инструментальных композиционных решений в вокальной музыке.

Формы занятий

В основе курса – изучение музыкальных форм от периода до циклических форм. Несколько вводных занятий посвящены рассмотрению основных компонентов музыкального языка, а также общих понятий, связанных с функциональной теорией и теорией музыкальных жанров.

Основными формами занятий являются лекционные и практические. Собственно теория музыкальных форм излагается преподавателем с опорой на музыкальный опыт студентов, поэтому предпочтительной становится форма лекции-беседы, лекции-обсуждения. Практические занятия призваны реализовать полученные теоретические знания в анализе музыкальных композиций. Практические задания включают разбор произведений с домашней подготовкой и без подготовки (беглый анализ в классе), анализ с прослушиванием и по внутреннему слуху. Целостный анализ проводится периодически как заключительная, итоговая форма работы по каждой теме.

В часы, отведенные для самостоятельной работы студентов, предусмотрено изучение дополнительной литературы и подбор примеров по пройденным темам, а также подготовка анализа заданных музыкальных произведений.


Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля:


  • Текущий контроль

Предмет имеет непосредственную практическую направленность, поэтому, кроме основной лекционной формы проведения занятий, особое внимание обращается на выработку навыков аналитической деятельности учащихся. Для этого предусматривается систематическое проведение контрольных уроков в виде отчетов по пройденному материалу. Эта форма отчетности предусматривает разбор как незнакомых произведений, так и сочинений из исполнительской практики студентов.


  • Промежуточный контроль

После первого семестра изучения предмета проводится контрольный урок, включающий:

  1. анализ формы и средств музыкальной выразительности одного небольшого произведения по внутреннему слуху (например, пьесы циклов П.Чайковского «Детский альбом» или «Времена года», миниатюр Ф.Шопена);

  2. письменную проверочную работу по пройденным темам.


По окончании изучения дисциплины проводится экзамен, включающий теоретическую часть (письменный тестовый опрос) и практическую (анализ).

Примерные вопросы:

    1. Разновидности простого периода

    2. Свойства и признаки простых форм

    3. Принципы классификации сложных форм

    4. Сравнительная характеристика вариаций доклассического и классического периода

    5. Сравнение рондо старинного и рондо классического

    6. Вариации на остинатные темы

    7. Характеристика основных разделов сонатной формы

    8. Сравнение сюиты старинной и новой (романтической)

    9. Разновидности циклических форм


Практическая часть:

анализ двух произведений из программы по специальности на Итоговой государственной аттестации.
Критерии выставления оценок

Оценка «5»: теоретические положения изложены грамотно, компактно, артистично; точно подобраны и музыкально исполнены на фортепиано иллюстрации к ответу; выполнен подробный структурный и гармонический анализ. Определена связь гармонии с формой. В ответе сделаны некоторые обобщения, раскрывающие содержание музыки.


Оценка «4»: ответы на теоретические вопросы неполные, изложение выстроено недостаточно логично; музыкальные примеры исполнены хорошо;

показана техника структурного и гармонического анализа. Допущены незначительные неточности в

этой работе. Определена связь гармонии с формой.

Оценка «3»: речь студента невнятна, ответы на вопросы не выстроены или недостаточно исчерпывающие; музыкальные иллюстрации отсутствуют или исполнены нестабильно; в аналитической части определены лишь грани формы. Гармонический анализ выполнен с ошибками, недостаточно подробно.

Учебно-методическое обеспечение программы
Библиографический список
Основная литература

  1. Заднепровская, Г. В. Анализ музыкальных произведений / Г. В. Заднепровская. – Москва, 2003.

  2. Мазель, Л. Строение музыкальных произведений / Л. Мазель. – Москва, 1986.

  3. Способин, И. Музыкальная форма / И. Способин. – Москва, 1984.

  4. Фраёнов, В. П. Музыкальная форма / В. П. Фраёнов. – Москва, 2003.


Дополнительная литература

  1. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. – Ленинград, 1971.

  2. Бобровский, В. Функциональные основы музыкальной формы / В. Бобровский. – Москва, 1978.

  3. Коробова, А. Методологические принципы анализа музыкального произведения в теоретических курсах музыкального училища : научно-методическое пособие / А. Коробова, М. Городилова. – Екатеринбург : УГК, 2002.

  4. Кюрегян, Т. Форма в музыке 17-20 веков / Т. Кюрегян. – Москва, 1998.

  5. Лаврентьева, И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И. Лаврентьева. – Москва, 1978.

  6. Медушевский, В. Интонационная форма музыки / В. Медушевский. – Москва, 1993.

  7. Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке : учебное пособие / Е. Назайкинский. – Москва, 2003.

  8. Хлопкова В. Типология сонатной композиции венских классиков // Музыкальная академия. № 1 / В. Хлопкова. – 2000.

  9. Холопова, В. Музыка как вид искусства / В. Холопова. – Москва, 1994.

  10. Холопова, В. Музыкальный ритм / В. Холопова. – Москва, 1980.

  11. Холопова, В. Музыкальный тематизм / В. Холопова. – Москва, 1983.

  12. Холопова, В. Мелодика / В. Холопова. – Москва, 1984.

  13. Холопова, В. Формы музыкальных произведений / В. Холопова. – Санкт-Петербург, 1999.

  14. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений : общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы / В. Цуккерман. – Москва, 1980.

  15. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений : сложные формы / В. Цуккерман. – Москва, 1983.

  16. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений : вариационная форма / В. Цуккерман. – Москва, 1987.

  17. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений : рондо в его историческом развитии. Части 1 и 2 / В. Цуккерман. – Москва, 1988, 1990.



Справочная литература

  1. Музыкальная энциклопедия. Т.1-6. – Москва, 1973-1982.

  2. Энциклопедический музыкальный словарь. – Москва, 1966.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск