УРОК по теме:. «Подготовка отмены крепостного права (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры)».
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом. Изучение предварительной подготовки реформы поможет учащимся глубже понять саму реформу, понять, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.
Опережающее задание: Класс разбивается на группы - трем группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа - правительство - должна выбрать приемлемый проект (ученики еще не изучали материалы реформы 1861 г.) и обосновать свои решения. Группа экспертов дает анализ условий, при котором возможно принятие каждого из трех проектов и оценивает правильность изложения позиций и правительственный выбор.
Вводная часть урока. Учитель начинает урок с разбора эпиграфа:
«Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились в конце концов.».
Задача урока состоит в том, чтобы выяснить, какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 г., и потом сравнить с тем, что получилось.
Учитель кратко рассказывает о подготовке реформы. На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, очень коротко рассказывается о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности. (См. схему №1.) а.
Учащиеся должны обсудить следующие вопросы:
задачи и функции учреждения,
кто стоял во главе учреждения,
документы и итоги его деятельности.
Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собиралась статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии, Австрии и Франции. «Вам предстоит та же самая работа», - обращается педагог к ребятам.
В процессе подготовки реформы был опубликован Высочайший рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.
Секретный комитет. 1857г.-1858г.К.Н.Романов
|
Губернские дворянские комитеты
|
Главный комитет по крестьянскому делу
| Схема 1. Подготовка крестьянской реформы
Редакционная комиссия, 1859г.-1860г.Я.И.Ростовцев, В.Н. Панин
|
Государственный Совет 1860-1861г.
|
В 1855-57 годах было подано правительству 60 записок с проектами отмены крепостного права.
Далее ребятам предлагаются пакеты документов из книги М. Винокуровой, М. Чепелкина. Эпоха реформ 60-х годов России.
Для разработки школьниками самих проектов им может быть предложена схема 2 с возможным решениями. Уничтожение
|
| Сохранение
|
| Расширение
| кр. права
|
| общины
|
| пом.зем.
| Сохранение
|
| Уничтожение
|
| Сохранение
| кр. права
|
| общины
|
| пом. зем.
| Укрепление
|
| Укрепление
|
| Уничтожение
| кр. права
|
| общины
|
| пом. зем.
|
Учащимся предлагается карточка для заполнения:
Уничтожить крепостное право
Сохранить крестьянская община
Укрепить помещичье землевладение
Основная часть урока. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях страны. С этой целью детям предлагаются познавательные задания:
Задание 1. Перед вами - письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?
«Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь .на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».
«Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится.»
Используя таблицу «Барщина и оброк в имениях в 1858 году», объясните, в каких районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите, каким образом произойдет освобождение .
Губернии
| % оброч. кр-н
| % барщ. кр-н
| Губернии
| % оброч. кр-н
| % барщ. кр-н
| Костромская
| 87,5
| 12,5
| Тверская
| 41
| 59
| Ярославская
| 87,4
| 12,6
| Рязанская
| 38
| 62
| Вологодская
| 84
| 16
| Орловская
| 28
| 72
| Олонецкая
| 72
| 28
| Смоленская
| 27
| 73
| Владимирская
| 70
| 30
| Тульская
| 25
| 75
| Московская
| 68
| 32
| Пензенская
| 25
| 75
| Нижегородская
| 68
| 32
| Курская
| 24,5
| 74,5
| Калужская
| 55
| 45
| Псковская
| 23
| 77
| Новгородская
| 45,6
| 54,4
| Тамбовская
| 22
| 78
| Воронежская
| 45
| 55
|
|
В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.
Помещики нечерноземных губерний:
освободить крестьян с землей;
взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли;
правительство должно гарантировать выкупную операцию.
Помещики черноземных губерний:
освободить крестьян без земли;
похоронить реформу. Ребята зачитывают свои «проекты»:
1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А.М. Унковского, правоведов К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.
Основные положения «Записок» А.М. Унковского и К.Д. Кавелина: -освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;
-вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
-плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;
слияние двух сословий - помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
-отмена крепостного права - первая реформа, далее будут другие.
Необходимо заметить, что записку К.Д. Кавелина император одобрил, но крепостники были против.
2группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики могут выступить в ролях предводителя дворянства [Полтавской губернии М.П. Позена, генерал-губернаторов Виленской, Гродненской и других губерний - В. Назимова, [. Муравьева и др.
Основные положения: -оставление основной части земли в руках помещиков;
-крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
-освободить крестьян без земли;
-предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
-предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве. Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю.Ф. Самарин, который полагал, то необходимо:
освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет;
в течение этого срока крестьянам нужно будет обрабатывать землю за барщину. 3-группа. Радикальный проект реформы. Учащиеся могут ыступить в роли А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского или Н.А. Добролюбова и др. Основные положения: - освобождение крестьян с землей; -построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.
4 группа. Правительственный лагерь. Ребята могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А. Милютина, или председателя редакционных комиссий Я.И Ростовцева, или в ролях В.И. Панина, Ю.Ф. Самарина, В.А. Черкасского и др.
Основные положения:
отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
- особое крестьянское управление в деревне; -освобождение крестьян с землей. Задание: Какие положения кавелинской записки получили отражение в государственном проекте отмены крепостного права?
Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными положениями земельной реформы - Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии - обоснование каждого проекта.
Для большей убедительности в понимании реформы учащимся можно предложить математические расчеты. Задание: Определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:
Стоимость одной десятины - 62 руб. 50 коп. (настоящая цена-38 руб.)
Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государством. Какую сумму должен был заплатить крестьянин и какова настоящая цена этой земли?
Ответ: настоящая цена 2 десятин земли - 76 рублей, общая стоимость этой земли тогда - 125 рублей. Крестьянин должен был сразу заплатить 25 рублей (немыслимая цена для нег!.)
И в последующие годы должен был платить по 6 рублей ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а последующие 40 лет отдавал деньги ни за что. Заключительная часть урока. Она посвящена подведению итогов реформы 1861 г. и результатам работы групп. В частности, можно разобрать различные оценки реформы:
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила Одним концом по барину,
Другим - по мужику.
(Некрасов Н.А. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)
Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и объяснить это. 2. «Часто и мы много пишем о больших недостатках крестьянского освобождения... Однако, реформа могла быть и много хуже... и это очень важно для российской истории».
Н.Я. Эйдельман.) Что это значит: «реформа могла быть хуже?»
Ребятам необходимо пояснить, что имелась в виду такая реформа, какой она была объявлена в 1857 г., когда за помещиком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше», - так полагали демократы и ждали бунта в ответ на эеформу.
Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном уроке более убедительным?
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как пошло бы развитие России, если бы победил проект моей группы в 1861 г.?» (См. приложения).
Приложения |