Скачать 50.71 Kb.
|
Урок: «Правовое государство». Обществознание. Медведева Е. В. г. Салехард, «Гимназия 1» (vvv5552@mail.ru) 3 декабря 2006 г. Возраст учащихся - 15 лет. В результате занятия учащиеся смогут: - закрепить характеристики политических режимов, самостоятельно сформулируют понятие «правовое государство», расширят свои представления о той роли, которую играют законы при том или ином политическом режиме, изучат признаки правового государства; - участвовать в обсуждении вопросов в группах, высказать и аргументировать свою точку зрения, делать обобщающие выводы по своему вопросу; - выработать общее мнение группы, приобретут коммуникативные навыки, умение выслушать товарища, занять собственную позицию, уважать чужое мнение. Краткое описание занятия. Ученики пытаются сформулировать понятие «правовое государство» на основании своих знаний. Возникает проблемный вопрос, на который учащиеся пытаются ответить в ходе урока. Тема урока формулируется в конце урока, т. к. это итог деятельности детей. Учащиеся делятся на группы по признакам (положениям) характеризующим политические режимы. Три группы (по режимам) и четвертая – знатоки работают по групповым заданиям, в ходе которых они выявляют признаки правового государства и возможность реализации этих признаков при тоталитарном (авторитарном, демократическом) режимах. По итогам обсуждения урока, учитель возвращает учащихся к вопросу «что такое правовое государство?» и они формулируют, делая акцент, что главной задачей этого государства должна быть защита прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. В заключительной части урока ученики выполняют тестовые задания и анализируют проделанную работу. Основные понятия: государство, право, правовое государство. Материалы: 1. Положение, характеризующее признаки политических режимов. 2. Параграф 39 учебника Боголюбова Л.Н. «Обществознание 8-9 класс». 3. Раздаточный материал по группам, которые сформированы по политическому режиму. 4. Тестовые задания на проверку знаний учеников. Этапы занятия. Вводная часть. Мотивация – проблемный вопрос. Ученики знают определение понятия государство и его признаки и определение понятия право. Учитель предлагает совместить и выйти на понятие правовое государство. Ученики выходят на формулировку – «государство в котором действуют законы (правила для совместного проживания)». Законы бывают разные. Учитель приводит высказывание Людовика XIV «Государство – это Я!» и высказывание В.Розанова: «Государство ломает кости тому, кто перед ним не сгибается, или ре встречает его с любовью, как невеста жениха. Государство есть сила. Это его главное». Учитель спрашивает, можно ли такое государство назвать правовым, ведь эти государства тоже функционируют по своим законам ? Ученики дают отрицательный ответ, и формулируется проблемный вопрос: «что же такое правовое государство?». Тема урока будет сформулирована в конце урока, когда ученики сформулируют определение понятия правовое государство. Основная часть. Учитель предлагает ученикам сформировать три группы по признакам политических режимов (авторитарный, тоталитарный, демократический). Ученики сами определяются с местом выбора, и затем, каждый аргументирует, почему он занял место за столом такого-то политического режима. Четвертая группа – это знатоки. Их задача состоит в том, что они должны самостоятельно выявить, сформулировать и объяснить смысл признаков правового государства (Параграф 39 учебника Боголюбова Л.Н. «Обществознание 8-9 класс» - это было домашним заданием). Затее три группы получают одинаковое задание, состоящее из следующих вопросов:
(Эти темы должны быть обязательно изучены по новейшей истории и истории России)
Ученики обсуждают вопросы в группах в течение 8-10 минут, делают записи в тетрадях и выбирают одного выступающего от группы. Группа знатоков обсуждает следующий вопрос: «При каком (каких) политических режимах возможно построение правового государства ?». Ученикам предлагается привести примеры. Выступление групп. От каждой группы выступающий отвечает на вопросы. Знатоки оценивают ответы. Последний выступающий от группы знатоков, который должен сделать вывод о том, что правовое государство может быть построено только при демократическом режиме. Правовое государство – это идеальный вариант государства, к которому мы должны стремится. В нем действуют гуманные, справедливые законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права человека, свободу и равенство всех граждан. После получения нового знания учитель возвращает учеников к вопросу:»Что такое правовое государство?». И они формулируют, что «правовое государство – это государство, которое своей главной задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизнь и благосостояние. Заключительная часть. Ученики выполняют тестовые задания. Тест.
а) Италия б) Германия в) СССР г) Великобритания
а) Швеция б) Испания (на конец 1940 г.) в) Болгария (на конец 1940 г.) г) США
а) Италия (1922-1945 г.г.) б) Испания (1933-1945 г.г.) в) Россия (март-октябрь 1917 г.) г) США
а) Все равны перед законом б) Полный контроль за жизнью общества в) Массовый террор против населения страны г) Реальные политические права и свободы граждан
а) увеличить количество граждан, находящихся на госслужбе б) Это модная политическая тенденция в) Исключить монополизацию власти в одних руках 8.Орган законодательной власти это: а) парламент; б) правительство; в) суд.
а) законы «дарованные» населению властями; б) гуманные законы.
а) Федеральное Собрание; б) Государственная Дума; в) Конгресс. После выполнения тестов ученики анализируют проделанную работу. Рефлексия проходит по вопросам:
Учитель благодарит учеников за проделанную работу. |