Скачать 177.28 Kb.
|
Правовой урок «Права?обязанности» Гайфулина Т.Н. уполномоченный по правам ребенка МОУ СОШ № 7 Правовой урок, посвящен Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка». Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции. Ход правового урока I. Игра «Имена» Уполномоченный. Ребята, 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей. Тема нашего урока «Права ? Обязанности» Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой. Учитель называет свое имя, например: «Татьяна - справедливая». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное*. II. Интерактивная беседа «Право на имя» Уполномоченный. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? Дети. Конечно, имеем. Уполномоченный. Правильно ребята. Статья 7 пункт 1 Конвенции о правах ребенка гласит: 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. Уполномоченный. Да, это так. А что там еще записано, кто знает? Дети. Там еще записаны имена наших родителей Уполномоченный. Правильно а еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал? Примерные ответы детей: - В Конституции, законах, указах и т. п. - Разрабатывали президент, депутаты и т. п. III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах» Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка». Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Какие же права есть у всех детей мира?
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) Законодательные акты - Семейный Кодекс РФ, - Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», - Закон «Об образовании». Уполномоченныйй. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы можем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» М а у г л и. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети? Примерные ответы детей: - Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети. М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право? Примерные ответы детей: - Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство. - Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям. - Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения. - Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей. Уполномоченный. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера. Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права? Примерные ответы детей: - Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки. - Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства. Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? Примерные ответы детей: Не все знают права детей. Не считают детей полноценными людьми. Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми. Уполномоченный. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав. V. Разбор ситуаций «Права и обязанности» Уполномоченный. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам разобрать несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют? Ситуация 1 Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой! Уполномоченный. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав. Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей. Ситуация 2 Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Д и м а. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми! Уполномоченный. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права. Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУГИХ людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других! Ситуация 3 Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли! И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием! Уполномоченный. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности? Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников. Ситуация 4 Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу? П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! Уполномоченный. Правильно ли рассуждает Петров? Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей. Ситуация 5 Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил? С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей! Уполномоченный. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав? Примерные ответы детей: - Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. - Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей. Уполномоченный. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих ситуаций? Дети. Конвенцию «О правах ребенка». Уполномоченный. А чего они совершенно не знают? Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей. Не знают своих обязанностей в семье, школе, не выполняют правил поведения, нарушают Устав школы. Уполномоченный. Как же примирить свои права с правами других людей? Примерные ответы детей: - Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. - Нельзя ставить права свои выше прав других людей. - Выполняй свои обязанности, тогда не нарушат твоих прав Уполномоченный. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? Примерные ответы детей: Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права. Игра «Объясни» Право на жизнь. (Ст. 6). Право на имя при рождении. (Ст. 7). Право на медицинскую помощь. (Ст. 24). Право на образование. (Ст. 28). Право на отдых и досуг. (Ст. 28). Право на индивидуальность. (Ст. 8). Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12). Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле). Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание). Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а). Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3). Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16). Ответы: Статья 6 1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Статья 7 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. 2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства. Статья 24 1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. Статья 28 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией. 3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран. Статья 8 1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. 2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности. Статья 12 1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. 2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. Преамбула ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях6, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)7 и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов8, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, Статья 7 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Статья 37 Государства-участники обеспечивают, чтобы: a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет; Статья 3 1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. 2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. 3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Статья 16 1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. 2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства. Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей. Правильно, Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности. Вопрос к учащимся: - Какие обязанности закреплены в Конституции РФ? Дети (отвечаю) Уполномоченный помогает и утверждает: К Конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
Какие обязанности закреплены уставом нашей школы: Пукт 4.5. гласит «Обучающиеся Учреждения обязаны: а) соблюдать устав Учреждения; б) добросовестно учиться; в) бережно относиться к имуществу Учреждения; г) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения; д) выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции.» Уполномоченный: Принцип единства прав и обязанностей граждан является важнейшим. Если гражданин уклоняется от выполнения обязанностей, то государство может применять по отношению к нему наказания (штраф, конфискация имущества, лишение свободы). Ведь у государства по отношению к гражданам тоже есть обязанности, а важнейшие из них определены в статье 2 Конституции РФ. Это охрана и защита прав граждан. Далее уполномоченный проводит игру «Нет прав без обязанностей» Суть игры: каждому участнику раздается по «язычку» с извлечениями из Конституции РФ или с названием одного из прав человека и гражданина. Шаг 1. В течение 3-4 минут каждый участник игры знакомится с содержанием своего «язычка». Шаг 2.Свободно перемещаясь по аудитории, нужно найти свою «пару», т. е. объединиться в соответствии с принципом «единство прав и обязанностей». Конституция Российской Федерации (Извлечение) Статья 15 2. граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статья 38 2. Забота о детях и их воспитание – равные право и обязанность родителей. Статья 38 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 43 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Порядок выполнения вышеназванных конституционных норм определен в конкретных законах и кодексах. Учитель: Основные права по Конституции РФ (найдите соответствие своих прав и свобод основным обязанностям): • Право на образование; • Право на участие в культурной жизни; • Право на свободу и личную неприкосновенность; • Право на благоприятную окружающую среду; • Право на труд; • Право на отдых; • Право на охрану здоровья; • Право на социальное обеспечение; • Право на жилище; • Право на семью; • Право на детство; • Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; • Право на получение квалифицированной юридической помощи др. После завершения игры учитель делает акцент: Уклонение граждан от выполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан. Вернемся к теме нашего урока, какой бы знак поставили вы? Обсуждения детей. И в завершении мне хотелось бы вам сказать: Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (делайте другому, только то, что хотели бы получать сами). Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают и относятся хорошо и по-доброму. Точно так же и вы должны относиться к другим людям. Но сам человек часто забывает любить, помогать, прощать других и поступает плохо с другими людьми. Прежде чем вы захотите что-то сделать другому, вы должны подумать, понравилось бы или нет это вам самим. Все, что вам самим понравилось бы, вы можете делать другим, но вы ни в коем случае не должны другому делать то, что вам самим было бы неприятно получить. Всегда пользуясь этим правилом, вы не станете хуже и меньше будете совершать ошибок, а ваша душа и ее энергия не будет загрязнятся и останется чистой. |