Скачать 65.63 Kb.
|
Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять Образовательные задачи:
прошедшем времени в зависимости от рода и числа.
предложения Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PоwerPoint, карточки Ход урока I.Организационный момент Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так, что время не теряем И работать начинаем. У. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( слайд1) II. Орфографическая минутка. Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото. У. Объясните написания орфограмм. У. Ребята, что объединяет эти слова? Д. Все слова начинаются с буквы б, с непроверяемой безударной гласной в корне слова У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? Д. Эль У. Лл · Лл · ( Кладём «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины. У. Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака» (чтение обучающимися) (слайд2) Д. Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали; Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали. У. Какие образные средства использует автор? Д. Автор использует –олицетворение ( ревела буря, ветры бушевали) У. Какими словами автор передает состояние природы? Д. Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали. У. Ребята, что объединяет эти слова? Д. Это глаголы прошедшего времени, единственного числа. У. Докажите. Д. Во всех глаголах есть суффикс л. У. А чем они различаются? Д. Ревела- ж.р., шумел –м.р., гремел – м.р., летали, бушевали – мн.ч. У а . Докажите. Д и . Глаголы в прошедшем времени женского рода имеют , мужского рода - Множественного числа У. Ребята, сформулируйте тему нашего урока? Д. « Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам» (слайд 3) У. Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего времени . III. Языковая разминка (Запись под диктовку и обозначение орфограмм.) (Слайд 3) Ревела буря, дождь шумел. У. Сделайте синтаксический разбор предложения. Дайте характеристику предложению. Д. Сложное, повествовательное, невосклицательное, нераспространённое. У. Как соединяются простые предложения в сложном? Д. Предложения соединяются интонацией. У. А как ещё могут соединяться? Д. Предложения могут соединяться с помощью союзов. У. В каком времени употребляются глаголы? Почему? Какие признаки глаголов можно определить? Д. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Д. Ревела- ж.р. ед.ч., окончание а; шумел- м.р.ед.ч., окончание нулевое. У. Ребята, а теперь прочитаем строки из стихотворения А.С.Пушкина. (слайд4) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало У о . Расскажи о глаголах в этих строчках. Д. Глаголы стоят в прошедшем времени, имеют окончание У. Почему? Докажите. У. Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени. Д. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском –а, в среднем –о. IV. Наблюдение за глаголами во множественном числе. Во мраке молнии летали, И ветры в дебрях бушевали. У. Найдите и дайте характеристику глаголам в предложениях. Д. Глаголы – летали, бушевали, прошедшего времени, множественного числа. У. Выделите и назовите окончание глаголов. Д и . Окончание – У.Дополните вывод о глаголах прошедшего времени. Д. Во множественном числе все глаголы имеют окончание -и, род глагола не определятся. V.Физкультминутка. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопай перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим! VI. Закрепление. 1. Работа с учебником, стр. 63, упражнение 83. У. Прочитайте шуточные стихотворения. Как будете выполнять? Вот настал... утро, Солнышко пригрел…, От жары Мартышка Сразу разомлел… . Д. Глаголы –настало , пригрело– ср.р., разомлела- ж.р. Как-то незаметно Время пролетел…, Как-то незаметно Небо почернел.. . Д. Глаголы –пролетело , почернело– ср.р. Если б мыло Приходил… По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыл… - Хорошо бы это было!.. Если б ручку мне в придачу, Чтоб могла Решить задачу, Написать диктант любой – Всё сама, Само собой!.. Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настал..! Знай, гуляй да отдыхай! Тут и мама перестал… Говорить, что я лентяй… Д. Глаголы –приходило ,мыло– ср.р., настала , перестала- ж.р. У.Выпишите глаголы, выделите окончания. У. Объясните смысл фразеологизмов (слайд5) Какой фразеологизм подходит к одному из этих отрывков. Сложа руки. Палец о палец не ударить. По щучьему веленью. Гнаться за двумя зайцами. 2. Работа с учебником, стр. 64, упражнение 84. У. Прочитайте . Как будете выполнять? Д. Будем заменять глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Стоит ясная погода. (Стояла ясная погода.) Автобус отъезжает от остановки. (Автобус отъезжал от остановки). Дорога сворачивает направо. (Дорога сворачивала направо). Кругом сияет осенняя красота. (Кругом сияла осенняя красота). В лесу поблёскивает паутина. (В лесу поблёскивала паутина). Время подходит к полудню. (Время подходило к полудню) 3. Самостоятельная работа (в парах) У. Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд –находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания. Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка. VII. Итог урока. Рефлексия - О чём расскажете своим родителям? Домашнее задание: написать несколько предложений на тему «Осень во дворах» |