Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 92.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.05.2014
Размер92.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок


Урок по литературе в 9 классе.
Тема урока: «Святитель Димитрий Ростовский: православное подвижничество

и гражданский подвиг».
Цели:

- познавательные: в доступной форме познакомить учащихся с содержанием жития; увидеть в произведении личность святого Димитрия;
- развивающие: дать понятие о портретном очерке, внешнем и внутреннем портрете;
- воспитательные: продолжать прививать интерес учащихся к родному слову, гордость за историческое наследие Донского края, сохранение и творческое развитие позитивных традиций православной педагогики, опыта воспитания честного, самостоятельного человека, истинного гражданина Отчизны на основе диалога и тесного сотрудничества светской и религиозной образовательных систем.
Методические приемы: сообщения учащихся (отрывок из сочинения), беседа, комментированное чтение эпизодов.

Теория: житийная литература.

Словарная работа: личность, мудрый праведник, святитель.

Оборудование: презентация - слайд о Димитрии Ростовском; текст, распечатанный на ксероксе; портрет Димитрия Ростовского, слова святителя.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем знакомство с произведением «Житие Димитрия Ростовского».

( Запись темы в рабочей тетради.)
Просмотр презентации ( показ слайдов о святых людях, о традициях русских православной

церкви ).

Подводя итог урока, мы ответим на вопросы:

- что такое вера, святость, святитель,

- каково предназначение человека?

-какие традиции православия необходимо знать и почитать?
2.Чтение и комментарии эпиграфов к уроку.

«Будь, человек, усерден, всегда говори духом…

Не даром дана тебе жизнь, но затем,

чтобы ты каждый день употреблял с пользой,

совершая добродетели…».
«Человек рождается для какого – то дела…».

Эрнест Хемингуэй.

-как вы понимаете эти слова?

- почему люди разных поколений, сословий, национальностей говорят о об одних и тех же понятиях: о человеке, труде, святости духа и тела…?

(Прав был писатель. Это утверждение бесспорно. Вопрос только в том, что для какого дела родился тот или иной человек. Вспоминаются печальные размышления Г.Печорина перед дуэлью о том, что родился он для какой – то цели и, верно, она существовала. Но вся беда в том, что литературный герой не увидел этой великой цели, не служил ей, а растратил себя по мелочам. В этом его трагедия, обидно, что не его одного).
Слово учителя.

В истории нашего народа немало имен тех, кто узнал свое предназначение, верил в него и служил до самозабвения.

3. Актуализация знаний.

Работа с текстом и сочинениями учащихся.

(Текст самостоятельно прочитан учащимися дома.)
- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?

Сообщения учащихся, подготовленные из энциклопедии, периодической печати, истории Донского края.
- Кто такой Димитрий Ростовский и каково его значение для нас, обыкновенных людей?

Для того чтобы лучше понять какой это был человек, послушаем ребят, которым было дано индивидуальное задание.
4.Выступление учащегося.

Совсем недавно я узнала о жизни – подвиге Святителя Димитрия Ростовкого и в который раз убедилась: богата земля наша легендарными личностями. Они были и есть повсюду, во все времена и в любой сфере жизни. Это и исторические личности, ученые, полководцы, писатели и путешественники, священно – служители. Увлеченные и преданные своей цели, своему идеалу, своему народу. Они оставили не только славные дела, но и память о себе. Их имена сразу встают в сознании нашем: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Петр Аввакум, М.Ломоносов, Сергий Радонежский и другие…. В этом бесконечном ряду великих служителей, готовых к самопожертвованию, достойное место занимает Святитель Димитрий Ростовский, который жил, служил верой и правдой своему народу более трехсот лет тому назад. Но и сейчас о нем помнят.
Выступление второго учащегося. Сама я узнала о Димитрии Ростовском недавно, в школе, когда мы открывали еще одну страницу нашей истории, готовились к конкурсу исследовательских работ, посвященному памяти Святителя. Я заинтересовалась этой личностью, историей его жизни и служения людям. Захотелось рассказать другим, чтобы в каждом из нас жила благодарная память о тех, кто многие столетия назад приближал достойную жизнь будущих поколений, жизнь, полную познаний, повседневного труда, служения.

-почему, говоря Димитрии Ростовском, мы упоминаем слова святитель и подвижничество?
Выступление третьего учащегося.

Словарь трактует «подвижничество» как самоотверженность. Подвижники – это люди, целиком отдающие себя делу, преследующие в жизни высокие цели.

Димитрия Ростовского в России почитают как выдающегося священнослужителя, проповедника, литератора и драматурга, подвижника, верно служившего Богу, своему народу, гражданина и патриота.

Меня поразили слова Димитрия Ростовского: «Только слово того проповедника, который сам живет так, как учит жить других, может быть искренним, а искренность есть необходимое условие действия слова на волю слушателей…». И мне захотелось узнать больше о детстве и жизни выдающегося соплеменника.

Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в декабре 1651 г., в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой христианской семье. Большое влияние на формирование его характера оказала кроткая и набожная мать, которая взрастила в сердце ребенка отзывчивость, доброту, милосердие. Рано научившись читать и писать по-церковнославянски, ребенок много времени проводил в чтении Священного Писания и жизнеописаний святых. В монастырской школе мальчик учился всегда лучше всех и особенно отличался в стихосложении и красноречии. Из краткого описания детства Димитрия Ростовского видно, как начинали формироваться прекрасные черты характера будущего подвижника такие как кропотливость, усердие, благочестивость.

- Как вы считаете, совершил Димитрий Ростовский подвиг или нет?

-В начале урока мы просмотрели слайды о русских святых, какую роль они играют в нашей жизни?

(Ответ записать в тетради).

Примерный вариант ответа.

Дмитрий Ростовский совершил гражданский подвиг. Он стал символом чистоты, духовности, нравственного совершенства.

Вся жизнь Димитрия Ростовского была посвящена служению Родине, православной церкви, народу. Поэтому люди, почитающие православные традиции, до сих пор помнят и чтят своего великого святителя. Хорошо, что во многих школах сейчас вводят такой предмет, как основы православия. И очень жаль, что нам в школе его не преподавали. Ведь духовное воспитание ребенка очень важно для его дальнейшего развития и становления как личности.
4.Вывод.

Димитрий Ростовский – одна из ярчайших личностей отечественной истории, один из почитаемых на Руси святых, церковный писатель, мыслитель.

Подводя итог, вспомним слова преосвященного Стефана, который написал надгробные стихи о Димитрии Ростовском:
Вси вы, Ростова града людие рыдайте,

Пастыря умершаго слезно поминайте,

Димитрия Владыку и преосвященна,

Митрополита тиха и смиренна.
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Подготовить сообщение о Дмитрии Донском.

Сочинение

«Святитель Димитрий Ростовский: православное подвижничество и гражданский подвиг».

Мы знаем, что Бог существует,

но не знаем, каков Он есть.

Димитрий Ростовский.
Словарь трактует «подвижничество» как самоотверженность. Подвижники – это люди, целиком отдающие себя делу, преследующие в жизни высокие цели.

Димитрия Ростовского в России почитают как выдающегося священнослужителя, проповедника, литератора и драматурга, подвижника, верно служившего Богу, своему народу, гражданина и патриота.

Меня поразили слова Димитрия Ростовского: «Только слово того проповедника, который сам живет так, как учит жить других, может быть искренним, а искренность есть необходимое условие действия слова на волю слушателей…». И мне захотелось узнать больше о детстве и жизни выдающегося соплеменника.

Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в декабре 1651 г., в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой христианской семье. Большое влияние на формирование его характера оказала кроткая и набожная мать, которая взрастила в сердце ребенка отзывчивость, доброту, милосердие. Рано научившись читать и писать по-церковнославянски, ребенок много времени проводил в чтении Священного Писания и жизнеописаний святых. В монастырской школе мальчик учился всегда лучше всех и особенно отличался в стихосложении и красноречии. Из краткого описания детства Димитрия Ростовского видно, как начинали формироваться прекрасные черты характера будущего подвижника такие как кропотливость, усердие, благочестивость.

В 1668 г. он принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 г. Димитрий проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловском монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Он проповедовал слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Слава о нем, как о великом проповеднике, быстро разнеслась повсюду. Нужно напомнить, что в те далекие годы православным священникам приходилось проявлять не только красноречие в проповедях, но и мужество, отстаивая свои взгляды под влиянием католицизма в тех местах. Поэтому Димитрия Ростовского можно назвать патриотом.

Жизнь святого Димитрия исполнена подвигов поста, молитвы и милосердия. Все доходы он всю свою жизнь употреблял или на церковные нужды или на благотворительные цели. Димитрий Ростовский заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. За свои благие деяния он был канонизирован и причислен к лику святых.

Святитель прославился и как плодотворный церковный автор — составитель сборников жизни святых («Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов. По словам академика Д. С. Лихачева, Димитрий Ростовский был «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы», и с ним можно согласиться. Работая над четырехтомником «Четьи-Минеи» Димитрию Ростовскому пришлось изучить множество источников - восточных и западных, произвести обширные исследования, совершить настоящий научный и литературный подвиг. Работа над житиями святых была начата в мае 1684 года, продолжалась в течение 20 лет и стала для святителя делом всей его жизни. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками. На мой взгляд, это громаднийший труд, который принес величайшую пользу всему русскому народу.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел очень большое влияние на верующее русское общество. Достоевский писал: « … В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное».

Четьи-Минеи стали источником вдохновения для множества писателей и поэтов. А. С. Пушкин писал «Это книга вечно живая, бессмертная» и на основе житий Святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака создал образ юродивого в трагедии «Борис Годунов». Неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского. Таким образом, можно смело сказать, что Димитрий Ростовский повлиял и на творчество великого поэта.

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» и «Успенская драма» сохранились до наших дней, и, по моему мнению, являются ценными информационными ресурсами о жизни русского народа XVII века.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя, что церковный раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповеди и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличающих его. Итогом этой деятельности стало написание доступного для простого народа сочинения против раскольников - «Розыск о раскольнической Брынской вере». Здесь также проявились патриотизм и подвижничество Димитрия Ростовского.

Последние годы своей жизни святитель посвящает созданию историко-хронографического сочинения «Келейный летописец». Автор задумал его как учебное пособие для Ростовской духовной школы, что бы показать действие Промысла Божия во всемирной и русской истории. «Не о мирских событиях, не о политике я намерен писать в Летописце, а излагать нравоучения полезные; не услаждать читателя только историями, но наставлять и нравоучениями, а равно дать и руководство по библейской истории духовенству. Это мой долг и мое желание». Преподобный Амвросий Оптинский и Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивали особую значимость «Летописца» «для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям».

Вся жизнь Димитрия Ростовского была посвящена служению Родине, православной церкви, народу. Поэтому люди, почитающие православные традиции, до сих пор помнят и чтят своего великого святителя. Хорошо, что во многих школах сейчас вводят такой предмет, как основы православия. И очень жаль, что нам в школе его не преподавали. Ведь духовное воспитание ребенка очень важно для его дальнейшего развития и становления как личности.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск