Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 города Фурманова
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
__________ /Л.Е. Иванова _________ /Е.А. Румянцева ________ / Г.А. Тарунова
Протокол №1 от 29.08.2013 г. 29.08.2013 г. Приказ №299 от 30.08.2013 г.
Рабочая программа по обществознанию 8 класс Учитель: Иванова Л.Е.
г.Фурманов
2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений «Обществознание» (6-9 кл.), в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса. – М., ООО «ТИД «Русское слово – РС».
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Нормативно-правовая база.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 203-ФЗ от 23.07.2013 г.
Закон «Об образовании в Ивановской области» № 66-ОЗ от 05.07.2013 г.
Федеральный Государственный образовательный стандарт 2004 года.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2. Промежуточный контроль знаний обучающихся.
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний.
3. Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся 8-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме устных экзаменов и тестирования. Оценки, полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (34 часа)
Человек и общество
Биологическое и социальное в человеке. ПОЗНАНИЕ МИРА. Личность. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни.
Экономическая сфера.
Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. ФОРМЫ ТОРГОВЛИ И РЕКЛАМА. Деньги. ИНФЛЯЦИЯ. БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ГРАЖДАНАМ. ФОРМЫ СБЕРЕЖЕНИЯ ГРАЖДАН. СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Производство, производительность труда. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Экономические цели и функции государства. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ОБМЕННЫЕ КУРСЫ ВАЛЮТ.
Социальная сфера.
Семья как малая группа. БРАК И РАЗВОД, НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ. Отношения между поколениями. Социальная значимость здорового образа жизни. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Учебно-тематический план
№
| Тема
| Количество часов
| Контрольные работы
| 1.
| Общество и человек
| 11
|
| 2.
| Экономическая сфера общества
| 10
| 1
| 3.
| Социальная сфера общества
| 13
|
|
Требования к уровню подготовки восьмиклассников по обществознанию
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать :
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Перечень литературы и средств обучения.
1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса. – М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. – М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
3. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Кравченко А.И./ авт.-сост. Кочетов Н.С. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Репин А.В. Обществознание. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2008.
5. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 классы. – М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
6. Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль/ Под редакцией Рутковской Е.Л. – М., Интеллект-Центр, 2005. Материально-техническое обеспечение.
№
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Количество
| 1.
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
|
| | 56
| | 10
| 2.
| Печатные пособия
|
| Демонстрационный материал: картинки, таблицы, карты
| 12
| 3.
| Технические средства обучения
|
| Персональный компьютер
| 1
| Мультимедийный проектор
| 1
| Доска
| 1
| Демонстрационный экран
| 1
| Магнитофон
| 1
|
Календарно-тематическое планирование
№
| Название раздела,
тем уроков
| Кол-во часов
| Основные умения
| Вид контроля
| Дата прохождения темы
| Домашнее задание
| 1.
| Вводный урок
| 1
|
|
|
| С.4-8 (читать)
|
| Раздел I. Общество и человек
| 10
|
|
|
|
| 2-3.
| Что такое общество
| 2
| Умения работать с учебником, давать определения основных сфер жизни
| Устный опрос
|
| §1 (с.9-16) пересказ
| 4.
| Человек, природа, общество
| 1
| Умения определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §2 (с.17-24) читать, таблица
| 5.
| Типология обществ
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Тестовая работа
|
| §3 (с.25-31) пересказ
| 6.
| Социальный прогресс и развитие
| 1
| Умения определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §4 (с.32-39) пересказ
| 7.
| Личность и социальная среда
| 1
| Умения творчески и аналитически мыслить
| Устный опрос
|
| §5 (с.40-45) пересказ, практикум
| 8.
| Потребности человека
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Тестовая работа
|
| §6 (с.45-50) пересказ, в.6
| 9.
| Социализация и воспитание
| 1
| Умения творчески и аналитически мыслить
| Устный опрос
|
| §7 (с.52-57) пересказ
| 10.
| Общение
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §8 (с.58-62) пересказ
| 11.
| Обобщение по теме «Общество и человек»
| 1
| Умения обобщать и систематизировать материал
| Зачетная работа
|
| Повторение изученного материала
|
| Раздел II. Экономическая сфера
| 10
|
|
|
|
| 12.
| Сущность и структура экономики
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
|
|
| §9 (с.63-69) пересказ
| 13.
| Товар и деньги
| 1
| Умения творчески и аналитически мыслить
| Устный опрос
|
| §10 (с.70-74) пересказ
| 14-15.
| Рыночная экономика
| 2
| Умения правильно пользоваться с книгой, преодолевать сложности при работе с учебником
| Устный опрос
|
| §11 (с.75-78) пересказ
| Тестовая работа
|
| §12 (с.79-83), записи в тетради
| 16.
| Предпринимательство
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §13 (с.84-88) пересказ, в.7
| 17-18.
| Роль государства в экономике
| 2
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §14 (с.90-97) пересказ
| Умения работать с юридическим документом
| Тестовая работа
|
| Записи в тетради
| 19.
| Бюджет государства и семьи
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §15 (с.97-104) пересказ
| 20.
| Труд
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §16 (с.105-109) пересказ
| 21.
| Обобщение по теме «Экономическая сфера»
| 1
| Умения обобщать и систематизировать материал
| Контрольная работа
|
| Повторение изученного материала
|
| Раздел III. Социальная сфера
| 9
|
|
|
|
| 22.
| Социальная структура
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
|
|
| §17 (с.111-117) пересказ
| 23.
| Социальная стратификация
| 1
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Тестовая работа
|
| §18 (с.118-124) пересказ, в.4,5
| 24-25.
| Богатые и бедные
| 2
| Умения работать с учебником, давать определения основных сфер жизни
| Устный опрос
|
| §19 (с.125-130) пересказ
| Умения определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §21 (с.131-134) пересказ
| 26-27.
| Этнос: нации и народности
| 2
| Умения анализировать, аргументировать, определять и объяснять понятия
| Устный опрос
|
| §21 (с.136-143) пересказ
| Умения определять и объяснять понятия
| Тестовая работа
|
| §22 (с.144-150), записи в тетради, практикум
| 28.
| Конфликты в обществе
| 1
| Умения творчески и аналитически мыслить
| Устный опрос
|
| §23 (с.151-157) пересказ
| 29.
| Семья
| 1
| Умения творчески и аналитически мыслить
| Устный опрос
|
| §24 (с.158-162) пересказ
| 30.
| Обобщение по теме «Социальная сфера»
| 1
| Умения обобщать и систематизировать материал
| Зачетная работа
|
| Повторение изученного материала
| 31-34.
| Итоговое повторение
| 4
| Умения обобщать и систематизировать материал
| Устный опрос
|
|
| |