Скачать 224.01 Kb.
|
МКОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1». РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8-9 класс ВАРГАШИ 20013. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), примерной программы основного общего образования по обществознанию, использования УМК по обществознанию, автора Л. Н. Боголюбова. Содержание основного общего обществоведческого образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, экономики, правоведения. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Освоение содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, физики, химии, биологии, МХК и др. . Программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю (35 часов в 8 классе, 35 часов в 9 классе). Новизна и специфика программы курса «обществознание» 8-9 классов состоит в следующем: - универсальные ценности и тенденции развития современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт России, её народа; - уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности применительно к международным и российским традициям; - в программу включены основные темы федерального минимума в области обществознания, принятого Министерством общего и профессионального образования РФ для основной школы. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: - развития личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - ВОСПИТАНИЕ общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ; - ОСВОЕНИЕ на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «обществознание» на этапе основного общего образования являются: - получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; - формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации; - наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; - оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнение творческих заданий по обществоведческой тематике; - конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; - совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, населённом пункте. Организация учебного процесса предполагает следующие формы занятий и их сочетание: уроки-лекции, лабораторные работы, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачёты. Предпочтительные формы контроля: устные зачёты по билетам, тестовые задания, защита проектов, написание реферата. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен: Знать/ понимать - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей ; - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; Уметь - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения; - самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.); Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализация и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. Учебно-тематическое планирование 8 класс
Итог: 35 16 19 Учебно-тематическое планирование 9 класс
Итог: 35 14 21 Содержание программного материала 8 класс Тема: Личность и общество (6 часов) Содержание учебного материала. 1Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. 2. Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. 3. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. 4. Общество, как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. 5. Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. 6. Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальная ответственность. 7. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Человечество в 21 веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность терроризма. Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - биологическую и социальную сущность в человеке - Личность, её сущностные черты. Социальную роль человека. Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми - Сущность общества как формы совместной деятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Уметь: - описывать человека, как социальное деятельностное существо; основные социальные роли; - сравнивать: социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия - объяснять взаимодействие общества и природы; человека и общества; сфер общественной жизни - приводить примеры: социальных отношений, видов деятельности людей в различных сферах - умение вести записи лекции, переводить информацию из одной знаковой системы в другую - работать с адаптированными и учебными текстами, с электронной презентацией - выполнять практические задания Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Быть личностью» Урок – лабораторная работа: «Общество, как форма жизнедеятельности Урок – семинар: «Развитие общества» Урок – зачёт: «Личность и общество». Тема: сфера духовной культуры (8 часов) Содержание учебного материала. 1Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. 2. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. 3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. 4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - характерные черты и признаки духовной сферы жизни общества - основные принципы морали - роль науки и образования в жизни человека и общества - религия, как форма культуры Уметь: - описывать: основные объекты духовной жизни общества, выделяя их сущностные признаки - сравнивать основные элементы науки и религии, выявляя их общие черты и различия - приводить примеры: отношений в духовной сфере; ситуаций, регулируемых различными видами духовных норм; деятельности людей в духовной сфере - оценивать поведение людей с точки зрения моральных и нравственных норм - решать познавательные задачи в рамках изученного материала - осуществлять поиск информации по теме из различных носителей - развивать умение делать устные выступления, работать с презентациями, графической информацией - выполнять индивидуальные творческие задания Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Сфера духовной жизни». «Долг и совесть» «Религия как одна из форм культуры» Урок – лабораторная работа: Мораль», «образование». Урок - практикум: «Наука в современном обществе» Урок – семинар: «Моральный выбор» Урок – зачёт: «Сфера духовной культуры». Тема: «Экономика и её роль в жизни общества» (14 часов) Содержание учебного материала. 1экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама 2. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя 3. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз. 4. Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - характерные черты и признаки экономической сферы жизни общества - роль экономики в жизни общества - роль государства в экономике - производство, как основа экономики - основные признаки и законы рынка Уметь: - описывать: основные объекты экономической жизни общества, выделяя их сущностные признаки; экономические роли человека - сравнивать экономические объекты; типы экономических систем, выявляя их общие черты и различия - приводить примеры: экономических отношений ; ситуаций, деятельности людей в экономической сфере - оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности - решать познавательные задачи и выполнять практические задания в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности - осуществлять поиск информации по теме из различных носителей - развивать умение делать устные выступления, работать с презентациями, графической информацией - выполнять индивидуальные творческие задания - различать в социальной информации факты и мнения, - формулировать собственные оценочные суждения Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Экономика и её роль в жизни общества», «Собственность» «Производство – основа экономики», «Роль государства в экономике» Урок изучения нового материала: « Инфляция и семейная экономика», «Безработица, её последствия и причины Урок – лабораторная работа: «Главные вопросы экономики», «рыночная экономика», «Предпринимательская деятельность Урок - практикум: «Распределение доходов. Потребление» Урок – семинар: «Роль экономики в жизни общества» Урок – зачёт: «Экономика». Тема: «Социальная сфера» (6 часов) Содержание учебного материала. 1Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями. 2. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. 3. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - характерные черты и признаки социальной сферы жизни общества - взаимодействие человека в семье, его права и обязанности - характеристика и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения Уметь: - описывать: основные объекты социальной жизни общества, выделяя их сущностные признаки; социальные роли человека - сравнивать социальные объекты; виды социальных норм, выявляя их общие черты и различия - приводить примеры: социальных отношений ; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм - решать познавательные задачи и выполнять практические задания в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в социальной сфере деятельности - осуществлять поиск информации по теме из различных носителей - развивать умение делать устные выступления, работать с презентациями, графической информацией - выполнять индивидуальные творческие задания - различать в социальной информации факты и мнения, - формулировать собственные оценочные суждения Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Социальная структура общества», «Нации и межнациональные отношения», Урок - практикум: «Социальные статусы и роли» Урок – семинар: «Отклоняющееся поведение» Урок – зачёт: «Социальная сфера». Содержание программного материала 9 класс Тема: Политика (11 часов) Содержание учебного материала. 1Власть. Роль политики в жизни общества 2. Политический режим. Демократия, её развитие в современном мире. 3. Разделение властей. Местное самоуправление. Опасность политического экстремизма 4. Участие граждан в политической жизни 5. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - роль политики в жизни общества. Участие граждан в политической жизни. - Сущность политической власти. Принцип разделения властей. - политические режимы, их особенности, преимущества и недостатки - роль политических партий и движений в жизни общества. Роль СМИ Уметь: - описывать политические режимы, основные политические субъекты; основные политические роли; - сравнивать: политические режимы, выявлять их общие черты и различия - объяснять роль политики, политических партий и СМИ в жизни общества; - приводить примеры: политических и социальных объектов различных типов, ситуации политической жизни общества - оценивать поведение людей и их роли в политической жизни общества - умение вести записи лекции, переводить информацию из одной знаковой системы в другую - работать с адаптированными и учебными текстами, с электронной презентацией - выполнять практические задания Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Участие граждан в политической жизни», «Правовое государство», «Политика и власть». Урок – лабораторная работа: «Политические режимы», «Политические партии и движения» Урок – изучения нового материала: «Гражданское общество и государство» Урок – практикум: «Государство» Урок – семинар: «Политика» Урок – зачёт: «Политика». Тема: Конституция РФ (3часа) Содержание учебного материала. 1Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ 2. Федеративное устройство России. Органы государственной власти РФ. Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - значение Конституции, как основной закон государства - Основы конституционного строя РФ. Устройство органов власти в РФ Уметь: - описывать Основы конституционного строя РФ -объяснять роль Конституции, в жизни общества; - работать со статьями Конституции, выполнять практические задания Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Основы Конституционного строя РФ» Урок – лабораторная работа: «Конституция РФ» Урок – практикум: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ» Тема: Право. Правовая система (8 часов) Содержание учебного материала. 1 Право, его роль в жизни общества, государства. 2. Понятие и признаки государства. Формы государства. 3. Гражданское общество и правовое государство 4. Нормы права. Нормативно- правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. 5. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - роль права в жизни общества, государства. - Сущность государства. Признаки и значение правового государства - систему законодательства. Взаимосвязь прав и обязанностей граждан - неотвратимость наказания, принцип презумпция невиновности Уметь: - описывать правовую систему; основные источники права; - сравнивать: точки зрения на роль права, оценки и явления общественной жизни, выявлять их общие черты и различия - объяснять гражданина и государства; - приводить примеры: правовых и социальных объектов различных типов, ситуаций, социальных отношений, регулируемых различными видами правовых норм - умение вести записи лекции, переводить информацию из одной знаковой системы в другую - работать с адаптированными и учебными текстами, с электронной презентацией - выполнять практические задания - уметь работать с разнообразными источниками права Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Роль права в жизни общества и государства», «Правонарушения и юридическая ответственность». Урок – изучения нового материала: «Правоотношения и субъекты права» Урок – семинар: «Правоохранительные органы», «Право. Правоотношения» Урок – зачёт: «Право. Правоотношения». Тема: Права и свободы человека и гражданина (13 часов) Содержание учебного материала. 1 Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. 2. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов 3. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания 4. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны Требования к знаниям и умениям. В ходе изучения темы учащиеся должны Знать\ понимать. - основные Права и свободы человека и гражданина в России. Конституционные обязанности гражданина. - права ребёнка и механизм их защиты - виды конституционных правоотношений - Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны Уметь: - описывать Права и свободы человека и гражданина в России. Конституционные обязанности гражданина, права ребёнка и механизм их защиты - сравнивать: виды правоотношений, выявлять их общие черты и различия - объяснять роль уголовного права в жизни общества; взаимосвязь прав и обязанностей граждан, Особенности правового статуса несовершеннолетних. - приводить примеры: правоотношений различных типов, ситуации жизни общества, регулируемые соответствующими правоотношениями - оценивать поведение людей и их роли с точки зрения прав и свобод человека и гражданина - умение вести записи лекции, переводить информацию из одной знаковой системы в другую - работать с адаптированными и учебными текстами, правовыми актами, с электронной презентацией - выполнять практические задания Содержание теоретической и практической части. Урок – лекция: «Гражданские правоотношения», «Международное гуманитарное право», Урок – лабораторная работа: «Административные правоотношения», Урок – изучения нового материала: «Семейные правоотношения», «Уголовно-правовые отношения» Урок – практикум: «Право на труд. Трудовые правоотношения», «Уголовно-правовые отношения», «Социальные права» Урок – семинар: «Права и свободы человека и гражданина» Урок – зачёт: «Итоговое повторение». Список литературы.
Средства обучения.
- символы Российского государства - Конституция РФ: основные задачи -Основы конституционного строя РФ -Правовое государство - разделение властей - Высшие органы власти в РФ - органы судебной власти - федеративное устройство - Местные органы власти - Социальные права граждан РФ - Экономические права граждан РФ -Политические права граждан РФ - Духовные права граждан РФ - Гражданство в РФ - Международные документы по правам человека - Полномочия президента РФ - Правительство РФ - Федеральное Собрание РФ - Избирательное право - избирательный процесс - Собственность. Право собственности Интернет – ресурсы www.km.ru/ - сайт «Голос политики» www.polity.ru/ - фонд «Политика» www.strana.ru/ - информационная служба «Политика» www.garant.ru – правовая информация «Гарант» - законодательство с коментариями www.hro.org – правозащитный сайт «Права человека в Россиии» www.rsnet.ru – сайт органов государственной власти РФ |