Скачать 334.66 Kb.
|
Внеклассное мероприятие «Знаток Конституции РФ»,посвященное 20-летию Конституции РФ.Пояснительная записка Форма урока: познавательная игра. Участники урока: обучающиеся 10-11 класса, родители. Автор урока: Телкова Людмила Борисовна (учитель истории и обществознания).Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа п. Красное». Актуальность: 12 декабря 2013 г. в нашей стране мы будем отмечать 20-летие принятия Конституции РФ, Основного Закона страны. Это важная дата в истории государства, в становлении и развитии демократического общества. Современная Конституция, действующая на территории Российской Федерации, является более совершенной модификацией своих предшественниц, полностью адаптирована под законы и правила современного общества и является прочным фундаментом для дальнейшего экономического и социального развития России. Обращение к этой теме имеет огромное значение для подрастающего поколения и способствует формированию политико-правовой культуры, гражданственности, патриотическому воспитанию. Через накопление знаний о Конституции происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.Методическая разработка сделана таким образом, что она не только представляет этапы, общий ход игры, но и содержит в приложениях самой методической разработки все необходимые материалы для организации игры, что позволит любому заинтересованному педагогу без больших проблем и сложностей воспользоваться всеми представленными материалами. Данное мероприятие может быть проведено 12 декабря в День рождения Конституции РФ. Методическая информация Цель: формирование гражданской ответственности и правового самосознания у школьников, через применение знаний, полученных ранее, на практике. Задачи:
Форма проведения: познавательная игра. Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приемы: письменный, словесный, практический. Мотивация учащихся: мотивировать обучающихся к более глубокому изучению Конституции; показать роль Конституции РФ для государства, общества и каждого человека; создать ситуацию успеха на уроке и подвести к выбору действий в соответствии возможностями ученика. Описание методики и технологии их применения: Одним из главных методов обучения, в целях повышения интереса учеников ко внеклассному мероприятия, является использование информационной и практической деятельности. В познавательной игре «Знаток Конституции РФ» создана ситуация успеха, способствующая раскрытию творческих возможностей учащихся. Описание организации работы с учениками с применением ИКТ в ходе мероприятия: Для удобства организации игры на различных ее этапах в качестве приложения к методической разработке создана мультимедийная презентация, которая представляет зрительный и музыкальный ряд при выполнении ряда заданий, что облегчает деятельность учителя и участников игры. Вся музыка и видео на слайдах включается по щелчку. Использование компьютерных технологий позволяет обеспечить лучшую осознанность и осмысленность по той информации, которую учитель хочет донести до школьников. Презентация выступает как наглядный метод обучения, который в сочетании со словесными методами выступает и как средство обучения и закрепления. Программы Power Point, Windows Live не перегружают зрительного пространства, фиксируют внимание ребят на восприятие материала. Презентация урока «Знаток конституции РФ» и видеоролики («Моя Россия», «Исторические этапы и основные положения конституционного развития России») были подготовлены учителем заранее. Собственная оценка эффективности проведения игры и использования ИКТ по данной теме: Все этапы урока выдержаны. Учащиеся с использованием на уроке ИКТ повторят и закрепят материал по Конституции РФ. На уроке создана обстановка взаимодействия и взаимной ответственности, сотрудничества учителя и детей. Все методы, использованные на уроке, основаны на демократических ценностях уважения разных точек зрения. Современная школа не должна отставать от требований времени, и современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, воспитывая новое поколение думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Предполагаемый результат: учащиеся должны знать конституционные основы Российской Федерации, основные права и обязанности граждан. Продолжительность внеклассного мероприятия: 45 мин. Оборудование: компьютер, проектор, колонки, запись гимна РФ (муз. А.В.Александрова, слова С.В.Михалкова) и песни («Дороги России», Надежда Кадышева; гимн детей России - ВДЦ; «Россия», А. Пугачева), видеоролик «Моя Россия», видеоролик «Исторические этапы и основные положения конституционного развития России», презентация к уроку «Знаток Конституции РФ», набор разрезных карточек, раздаточный материал – карточки - бланки для заполнения детьми, лист работы жюри «Итоги познавательной игры». Эпиграф: 1) Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными! (Марк Тулий Цицерон) 2) Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизационных государств, являющихся двигателями прогресса. (А.Петров, начало ХХ века). Подготовка участников игры начинается заранее и заключается в следующем: - Создание команд 10-11 классов из 8 человек каждая (допускается команда родителей). - Команды занимают места за отдельными столами (болельщики рассаживаются отдельно). - Определение командами своего названия, капитана. План внеклассного мероприятия:
Подробный конспект внеклассного мероприятия Ход внеклассного мероприятия «Знаток Конституции РФ» Слайд № 1 Вступление (актуальность, обоснование). звучит Гимн РФ Слайд № 2 Учитель: Слайд № 3 Говорят, много стран есть не хуже ее, Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить? С нею сердце моё, И она для меня несравнима. Только вдумайтесь, вслушайтесь, В слово Россия В нём и росы и синь, и сиянье и сила! 1 чтец: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия… 2 чтец: Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия… 3 чтец: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия…. Видеоролик «Моя Россия» Слайд № 4 Учитель: Велика и прекрасна наша Родина - Россия. Каждое государство, каким бы оно малым не было, как, например, крошечные Бельгия или Люксембург, или такое большое и молодое как Россия, - живут по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь. Слайд № 5. Весь этот свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе и называется такой документ - Конституция. -Что означает слово конституция? Конституция – [лат. Constitutio установление] – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему. Слайд № 6. Конституционные начала развивались и утвердились в Англии, где, начиная с XIII в. (Великая Хартия вольностей 1215 г.) была подписана королем Джоном. Слайд № 7. Соединенное Королевство не имеет Конституции в таком же смысле, в каком имеет ее США, Россия. Но Британская конституция не сведена в едином документе, а состоит из законов и юридических прецедентов, принимавшихся и создавшихся в течение столетий Первой в мире конституцией стала конституция США. 17 февраля 1787 г. в Филадельфии делегаты Конгресса подписали Конституцию США. Этот документ стал первой писаной Конституцией в мире. Эта конституция до сир пор существует, ее не отменяют, только принимают поправки. Слайд № 8. Наша конституция - Конституция России собрала в себя все лучшие и необходимые для нормальной жизнедеятельности государства законы, которые были приняты ещё в Конституции Советского Союза, и теперь перенесены с необходимыми добавками и уточнениями. В этом году 12 декабря основному, ныне действующему закону нашего государства исполняется 20 лет. Слайд № 9. Цель нашего мероприятия вспомнить и повторить истоки становления Конституции РФ и закрепить основные знания в форме познавательной игры «Знаток Конституции РФ». Слайд № 10 Учитель. А теперь давайте обратимся с вами к историческим этапам и основным положениям конституционного развития России, посмотрим небольшой видеоролик и вспомним их. видеоролик «Исторические этапы и основные положения конституционного развития России» Слайд № 11 Учитель: Ну а сейчас мы с вами переходим к познавательной игре «Знаток Конституции», где вы покажете нам свои школьные знания о Конституции РФ. Слайд № 12 Разрешите представить многоуважаемое жюри, которое будет вас сегодня оценивать: _______________________________________________________________ Капитан каждой команды представляет свою команду: название, имена всех участников. Первый этап «Разминка». Слайд № 13 Командам по очереди задаются вопросы. Если команда отвечает правильно, то она получает 1 балл. Если она не знает ответа, то этот вопрос переходит к следующей команде.
Второй этап «Закончи предложение» (Приложение № 1). Слайд № 14 Каждая команда получает лист с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ. Задача ребят - закончить эти предложения. Звучит песня «Дороги России». 1.Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью) 2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом) 3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом) 4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством) 5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность) 6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени) 7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова). 8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь) 9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод) 10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам) 11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) . 12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью). 13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и … (Государственной Думы) 14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом) Третий этап «Права человека». Слайд № 15 Командам раздаются карточки для «голосования», которые означают определенный цвет (Приложение № 2): – зеленый – гражданские; – синий – политические; – красный – социальные; – белый – экономические; – желтый – культурные. В коробке закрытые билеты с номерами статей из Конституции РФ. Учитель вынимает номер статьи Конституции РФ и зачитывает, а затем команды определяют, какую карточку нужно поднять. Побеждает та команда, у которой будет больше правильных ответов. Ответы. (Приложение № 3) Гражданские права. Статьи: 20, 21, 22, 23, 24, 25. 26, 27, 28, 45, 48, 49. Политические права. Статьи: 29, 30, 31, 32, 33. Экономические права. Статьи: 34, 35, 36. Социальные права. Статьи: 37, 38, 39, 40, 41, 42,43. Культурные права. Статья 44. Четвертый этап «Восстанови истину» (Приложение № 4). Слайд № 16 Командам раздается лист с неправильным текстом статей Конституции. Задача ребят – написать рядом правильный текст. Звучит Гимн детей России.
Пятый этап «Вставь нужное слово» (Приложение № 5) Слайд № 17 На этом этапе учащимся предлагается статья из Конституции РФ с пропущенными словами. Учащимся необходимо вставить пропущенные слова. Звучит песня «Россия». Статья 102. К ведению Совета Федерации относится: 1. а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. 2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. 3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. |