Открытый урок по истории древнего мира
в 5 В классе МОУ СОШ имени Д. Тарасова
г. Озёрска Калининградской области РФ Учитель СЫРОВАТКИНА В.В.
Время проведения : 26 октября 1995 года Тема урока: « Обобщение знаний по теме «Древний Восток»». Обучающая цель: закрепить знания и представления детей о расположении Древнего Египта на карте, о занятии его населения, общественном строе, религии, письменности, культуре.
Воспитывающая цель: развивать в детях чувство взаимопомощи, радость коллективного труда, уважение к историческому опыту людей.
Развивающая цель: способствовать развитию речевой культуры, памяти, мышления, учить анализировать и сопоставлять исторические факты и на их основе делать обобщающие выводы.
Оборудование: карта «Древний Восток», карточки, таблицы. Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня у нас много гостей. Улыбнитесь. Им будет очень приятно посмотреть, как вы умеете работать. Тихо сели.
Объявление темы и задач урока:
Сегодня на уроке мы обобщим все, что вы знаете о Древнем Египте. Работа предстоит большая и от того, как вы будете думать, вспоминать, сравнивать, рассказывать, зависит, интересным ли будет наш урок.
Закрепление пройденного материала. Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 30, покажите друг другу ЕГИПЕТ. Откройте обложку учебника, покажите на карте ЕГИПЕТ.
Показать на карте , прикрепленной на доске ЕГИПЕТ.
Фронтальный опрос. За правильный ответ учитель дает фишку.
Египет – это государство или город?
Что такое государство?
Какими признаками характеризуется государство?
Почему именно в долине реки НИЛ возникло государство ЕГИПЕТ?
Почему в Египте лучше всего было развито земледелие?
Кто населял Египет?
Как жили и чем занимались земледельцы? ( работа по рисунку стр.35.)
Какие ремесла были развиты в Египте? (работа по рисункам на странице 36,37,38,39).
Как жили рабы? Кто мог стать рабом?
Чем отличалась жизнь вельмож от жизни ремесленников и крестьян?
О ком говорилось в древнем папирусе: « Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, от удален от мотыги и кирки, он разодет, его возвеличивают»?
Какую работу выполнял писец?
Кто был самым главным лицом в государстве?
Рассказ о вельможе СИНУХЕТЕ ( КРИВДА Максим).
Кто расскажет о войске фараона?
Работа по карте учебника.
Покажите друг другу как увеличивалось египетское государство в результате походов фараона ТУТМОСА. Один ученик в это время работает по карте , прикрепленной на доске.
Расскажите о битве за горд МЕГИДДО.
Письменная работа:
Перед вами листочки с заданием. Нужно соединить линиями исторический термин и его объяснение. Работа проводится по вариантам.
1 вариант:
БОГИ - тело мертвого человека, особо обработанное
МОЛИТВЫ разговор с богами
АМОН –РА могущественное существо
МУМИЯ бог солнца
АПИС человек, изучающий древность
АРХЕОЛОГ большой черный бык с белой отметиной
2 вариант: ХРАМЫ гроб для умершего египтянина
МИФЫ рассказы о богах
ОСИРИС священный крокодил
САРКОФАГ жилище богов
СЕБЕК фараон царства мёртвых
ПИРАМИДА гробница для фараона
Проверка работы. Выставление оценок друг другу. Работа в парах.
Творческая работа.
- Мы с вами знаем, что египтяне поклонялись многим богам, до нам дошли их легенды и верования . Расскажите миф об Осирисе и Изиде .
Рассмотрите рисунки и расскажите, с кем или чем они связаны.
Миф об АМОНЕ – РА и фараоне ЭХНАТОНЕ и его жене красавице НЕФЕРТИТИ.
9 . Работа по картине «Постройка пирамиды» сопровождается музыкальным фрагментом.
Для чего строили пирамиды?
Почему их считали чудом света?
Защита иероглифов на тему «Египет», подготовленных дома.
Дома вы по моей просьбе нарисовали иероглифы. Нужно рассказать, что вы имели в виду, рисуя их.
Работа с кроссвордом:
Материал для письма.
Вырезанная из камня фигура льва с головой человека.
Злой бог пустыни.
Один из египетских фараонов.
Подневольный человек.
Сплав меди и олова.
Мастер, который вырезает из дерева фигуры человека.
Итог урока.
В долине реки Нил, начиная с IV тысячелетия до нашей эры, жили земледельцы и ремесленники. Их одежда была соткана из льна и шерсти на станках. Посуда изготовлена из глины на гончарном круге. Они вырубали в скалах прямоугольные блоки и строили из них пирамиды. Их города были построены из обожженного кирпича. Они ели лепешки из ячменя и пшеницы. Давили масло из семян растений. Варили пиво и делали вино. Строили корабли, получали железо, медь, бронзу. Изобрели парус и колесо, письменность. Все это они делали в перерывах между войнами. Их жизнь была похожа на огромный котел, а ИСТОРИЯ была поварихой. Точно также кипим в котле истории и мы с вами, а Калининградская область и город Озёрск – кусочек этого варева. От каждого из нас зависит судьба нашей Родины.
12. Подведение итогов. Те ребята, у кого оказалось больше фишек получают оценку «5». Спасибо за внимание. |