Скачать 310.92 Kb.
|
Социальная медико – психолого - педагогическая программа по охране репродуктивного здоровья «Здоровое поколение» г. Владимир 2012 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУСО ВО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» _________________ Трефилова Е.И. «____» __________________2012г. Программа составлена на основе программы по охране репродуктивного здоровья ООО «Коррекционные технологии» (Ерофеева Л.В., Карпова О.В., Романовская К.В., Худенко Е.Д.) Составитель: методист ГКУСО ВО «ВСРЦН» Балашова Н.И. При Рассмотрено на заедании методического объединения «18» апреля 2012 г. Председатель МО ___________________________________ Н.И. Балашова I. Постановка проблемы В настоящее время в Российской Федерации проблема демографии вышла на передний план, что обусловлено рядом факторов, одним из которых является репродуктивное здоровье, которое как и здоровье в целом определяется социально-экономическим положением населения, экологическими условиями жизни, санитарной культурой населения, качеством и доступностью медицинской помощи. Среди детей и подростков возрастает количество социально обусловленных и социально значимых заболеваний, что не в последнюю очередь связано со снижением уровня моральных норм в семье и обществе, с распространением среди детей и подростков вредных привычек, рискованных форм сексуального поведения и связанных с ним болезней. Что в свою очередь приводит к высокому уровню инфекций передающихся половым путем (ИППП). Высокий уровень заболеваемости ИППП среди подростков не только сам по себе опасен для их репродуктивного здоровья, но создает эпидемиологические условия для распространения этих заболеваний, что в дальнейшем может способствовать быстрому распространению ВИЧ-инфекции. Беспокойство вызывает тот факт, что молодеет возраст вступления в половые отношения, эти отношения носят безответственный характер. Подростки, живущие половой жизнью, в большинстве своем знают о методах контрацепции, получая информацию, главным образом, от знакомых, друзей, из книг, журналов. Социологические исследования показывают, что подросткам недостает информации. На вопрос: «С какого возраста Вы считаете необходимым получение исчерпывающей информации о половой жизни?», подростки 16-19 лет ответили так: в возрасте до 12 лет - 14,1%, в 12 лет - 19,1%, в 13 лет - 15,8%, в 14 лет - 17,7%, в 15 лет - 14,1%, в 16 лет - 7,6%, в 17 лет - 2,4%, после 17 лет - 1,9%. Как следствие нехватки или неверной информации катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов. Кроме этого гинекологические заболевания, аборты, перенесенные в подростковом возрасте, часто становятся причинами бесплодия в браке. Сохраняющийся низкий уровень здоровья современных детей и подростков, обусловленный социальными условиями жизни, низкой информированностью и распространенностью поведенческих факторов риска, свидетельствует об актуальности профилактической программы формирования приоритетов здорового образа жизни, репродуктивного здоровья детей и подростков. На основе методических рекомендаций, разработанных II. Цели и задачи программы Цель: формирование мотивационно-ценностных установок к здоровому образу жизни как основы создания семьи, ответственному родительству воспитанников; развитие у подростков потребности и навыков быть здоровыми Задачи:
III. Принципы реализации программы Реализация представленной программы и достижение ее целей и задач предполагает следование общим принципам:
IV. Целевая группа Данная программа ориентирована на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 12 до 18 лет, проходящих социальную реабилитацию в Центре, и членов их семей. VI. Ожидаемые результаты По итогам реализации данной программы несовершеннолетние должны:
VII. Система программных мероприятий Программа реализуется по трем основным направлениям:
Программа рассчитана на 24 часа, которые могут проводиться как в рамках занятий непосредственно по этой программе, так и в рамках занятий по психологической реабилитации, воспитательских занятий. Программа содержит материал, необходимый для организации реабилитационного и воспитательного процесса с разными возрастными группами подростков, учитывающих их разноуровневый характер развития, индивидуальные особенности. Реализация программы рассчитана на 6 месяцев. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, по 3 занятия в месяц – педагогом – психологом, по 1 занятию – медицинскими работниками. При необходимости к реализации программы могут быть привлечены специалисты Центра планирования семьи. Примерная тематика занятий представлена в таблице 1. Темы занятий, их последовательность также могут изменяться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Форма занятий может быть групповой (девушки и юноши), подгрупповой или индивидуальной. Методические рекомендации по проведению занятий в рамках программы представлены в Приложении 3. Таблица 1
VII. Оценка эффективности реализации программы Для оценки эффективности реализации программы целесообразно использовать мониторинг, позволяющий оценить участие несовершеннолетних на занятиях, уровень их знаний по основам здорового образа жизни. Оценка проводится методом наблюдения, а также с использованием открытых и закрытых тестовых заданий (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, выявление причинно-следственных связей и др.). Результаты оценки заносятся в таблицу (Приложение 1) в начале и в конце реабилитационного периода. Детям предлагается ответить на вопросы. (Приложение 2). Подсчитывается общее количество правильных ответов. По окончании работы по программе воспитанники выполняют тестовые задания повторно. Положительные сдвиги говорят об усвоенных знаниях в данной области знаний. Если 60% и более ответов правильных, то результаты реализации программы можно считать эффективными. Если менее 40% ответов правильные, то реабилитационная программа не эффективна. Интервал 40-60% может определять промежуточное качество реабилитационной работы и оцениваться категорией «недостаточно эффективна». Также оценить эффективность реализации программы поможет количественный показатель – количество значимых конкретных мероприятий, охват клиентов на каждом из этапов и по программе в целом. VIII. Список использованной литературы.
Приложение 1 Анкета 1 Дата проведения __________________ Пол муж / жен (число, месяц, год) (подчеркни) Имя __________________________________________________________ (заполняется при желании) Вопросы и утверждения
Приложение 2 Анкета 2 Дата проведения _______ Имя ________________________________ (заполняется при желании) 1. Здоровый образ жизни это (выбери правильный ответ): А) Когда все здоровы. Б) Когда я не чихаю и не кашляю. В) Образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья Г) Затрудняюсь ответить 2. Венерические заболевания это (выберите ответ): А) Вирусные заболевания передающиеся воздушно-капельным путём Б) Инфекции передающиеся при поцелуе. В) Это болезни, передающиеся от одного человека к другому, половым путём, включая орально-генитальные контакты. Г) Затрудняюсь ответить
4.Твой лучший друг собирается впервые в жизни попробовать наркотик. Как ты поступишь? ( свободный ответ)____________________________________ __________________________________________________________________ Приложение 2 Анкета 2 Дата проведения _______ Имя ________________________________ (заполняется при желании) 1. Здоровый образ жизни это (выбери правильный ответ): А) Когда все здоровы. Б) Когда я не чихаю и не кашляю. В) Образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья Г) Затрудняюсь ответить 2. Венерические заболевания это (выберите ответ): А) Вирусные заболевания передающиеся воздушно-капельным путём Б) Инфекции передающиеся при поцелуе. В) Это болезни, передающиеся от одного человека к другому, половым путём, включая орально-генитальные контакты. Г) Затрудняюсь ответить
4.Твой лучший друг собирается впервые в жизни попробовать наркотик. Как ты поступишь? ( свободный ответ)____________________________________ __________________________________________________________________ Приложение 3 Методические рекомендации по проведению занятий в рамках программы «Здоровое поколение» Настоящая программа по охране репродуктивного здоровья подростков предназначена для работы с воспитанниками школьного возраста 12-18 лет. Программа по охране репродуктивного здоровья рассчитана на 24 часа, которые могут проводиться как в рамках занятий непосредственно по этой программе, так и в рамках занятий по психологической реабилитации, воспитательских занятий. Программа содержит материал, необходимый для организации реабилитационного и воспитательного процесса с разными возрастными группами подростков, учитывающих их разноуровневый характер развития, индивидуальные особенности. Учет общих закономерностей развития детей, полоролевой социализации подростков, психопатологических феноменов, наблюдающихся у детей группы «социального риска»; социально-психологических особенностей личности воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних позволяет сделать данную программу эффективной. Программа позволяет оказать профилактическую помощь в сохранении репродуктивного здоровья, воспитать взрослых, цельных, уверенных в себе людей, могущих осознанно делать свой выбор. При этом она расширяет знания ребенка, воспитывая и развивая личность ребенка и сохраняя его здоровье, развивает механизм саморегуляции поведения как основы антистрессового поведения в период полового созревания. Программа составлена с учетом общепризнанных закономерностей развития ребенка. Л.С. Выготский вывел на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка. Тем самым были заложены основы для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В трудах Л.С. Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются возможности ребенка. Этот подход определил основные направления теоретической модели программы и технологии проведения практических занятий, ориентированных на реализацию идей успешной социализации подростков, сохранение их здоровья, формирование основ репродуктивного здоровья. Для того чтобы данная программа дала результаты, необходимо дать воспитанникам знания о: - факторах риска и рисковых поведенческих моделях, чтобы управлять своим здоровьем в направлении его защиты и улучшения; - возможности эффективно влиять на свое здоровье. Центральной идеей теории для проведения занятий должна стать вера человека в себя. Ключевым элементом в изменении поведения подростка должна стать мотивация, которая зачастую определяет эмоциональное состояние изменения. Очень важно не использовать очень сильного давления на его установки. Мотивация на изменение зависит от того, готов ли человек к изменениям и в какой степени. Воспитательное воздействие необходимо целенаправленно проводить на мотивационно-ценностную сферу, на поддержку подростка на пути преодоления трудностей в процессе личностного роста. Типичными подростковыми проблемами являются противоречия с самим собой и проснувшаяся сексуальность. Коррекционные задачи:
Важным моментом в проведении работы по программе является создание соответствующей «воспитательной атмосферы», которая предполагает уважение личности других, уважение меньшинства большинством, соблюдение прав личности каждого. В ходе работы подросткам не только сообщаются значимые знания о закономерностях, но и показываются особые поддерживающие способы отношений к себе и другим, оказывается помощь в преодолении дисгармоний. Существует специфика превентивной просветительской психологической работы. Воспитателям, педагогам и психологам необходимо передать разумное отношение к своим проблемам подростку, тем самым подготовим к успешной социально-психологической адаптации. Зная, что психологическая проблема возникает тогда, когда по тем или иным причинам прерывается естественный ход жизни, то есть то состояние, когда жизнь течет как бы сама собой. Одна и та же проблема может решаться разными специалистами на разном уровне. Например, тема: «Я и мое тело», существующая у всех без исключения подростков, как профилактический курс принятия ребенком своего физического «Я» и ориентировать самоощущения своего тела, как удобного, здорового, доставляющего удовольствие. В основе задач по охране репродуктивного здоровья детей лежит идея о человеке как о развивающейся системе, в самой себе содержащей возможность к самообновлению. Основополагающим гуманистической психологии является убеждение в том, что движение человеческого организма через определенные стадии роста и развития в норме прогрессивно и ведет к большей зрелости. Ребенок от природы стремится к независимости, зрелости и проявлению, в нем существуют мощные силы, стремящиеся к самоактуализации. Задача педагога состоит в том, чтобы создать систему отношений, порождающую процесс положительных изменений и роста. Развивающие задачи: 1. Существенно расширить информированность подростков по вопросам сексуальных и межличностных отношений; 2. Сформировать внутренние механизмы самоконтроля, навыки ответственного сексуального поведения; 3. Закрепить в сознании подростков стандарт нравственных ценностей и установок, являющихся основой понятия «ответственное родительство». Разделы программы Основы социализации и межличностного общения В подростковом возрасте коммуникативная деятельность еще не сформирована. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника. На втором этапе возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность. На этом этапе возникает и потребность в уважении и признании сверстника. Далее возникают устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте Тема, которая должна рассматриваться в рамках естественного развития человека, его биологических и социально-психологических сторон. Полоролевое поведение, основанное на половом сознании, сексуальные предпочтения и формы образцов поведения, как общепринятые модели поведения; сексуальные девиации и их влияние на социальную адаптацию, создание семьи, жизнь и здоровье человека. Как научиться выбирать, ставить запреты себе и другим, понимать себя и другого; ранний опыт половой жизни и риск ВИЧ-инфекции; нежелательная беременность и ответственность- эти и многие другие аспекты безопасного и ответственного сексуального поведения должны стать предметом дискуссий и обсуждений. Охрана здоровья «Охрана здоровья» - это раздел, направленный на формирование мотивации к здоровому образу жизни, привитие личностно-мотивационных установок, осознание закрепленных в сознании подростка принципов и навыков здорового образа жизни.
Особое внимание может быть уделено и вредным привычкам. Понятие «подросток», физиологические особенности, особенности образа жизни подростков, отношение к противоположному полу, эти вопросы должны органично вплетаться в тему занятий. Причем ряд занятий необходимо проводить для девушек и юношей отдельно. Важной является такая тема, как «Сексуальная ориентация и ее отклонения»; т.к. она напрямую связана с охраной репродуктивного здоровья: полоролевое поведение, основанное на половом сознании; сексуальные предпочтения и формы образцов поведения как общепринятые модели поведения; сексуальные девиации и их влияние на социальную адаптацию, создание семьи, жизнь и здоровье человека. Как научиться выбирать, ставить запреты себе и другим, понимать себя и другого; ранний опыт половой жизни и риск ВИЧ-инфекции; нежелательная беременность и ответственность - эти и многие другие аспекты безопасного и ответственного сексуального поведения должны стать предметом дискуссий и обсуждений. «Репродуктивное здоровье» Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. Репродуктивная система - это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения). Состояние репродуктивного здоровья и ответственное отношение к половой жизни влияет на стабильность семейных отношений, общее благополучие и самочувствие членов семьи. Основы репродуктивного здоровья:
Акцент делается на бережное отношение к репродуктивному здоровью не только матери, но и отца. Существует мнение: все, что связано с зарождением новой жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Известно, что из 100 бездетных пар 45% не имеют детей по причине мужского бесплодия, связанного с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на детородную функцию мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины. Инфекции, передаваемые половым Инфекции, передаваемые половым путем. Способы, передачи инфекции: вагинальные, анальные, орально типальные. Сифилис, ВИЧ и СПИД, гепатит: их влияние на организм человека. Меры предосторожности. Особенности проведения занятий Занятия, посвященные полоролевому воспитанию, требуют особой деликатности и очень тщательной подготовки. Это обусловлено как особенностями эмоционально-волевой сферы подростков-инвалидов, так и условиями их социальной депривации, стимулирующими, как правило, нездоровые интересы к вопросам полового воспитания и гипертрофированные инстинкты в сексуальном поведении. Управлять уже взрослыми людьми, обладающими достаточно высоким уровнем физической силы, невысоким уровнем интеллектуального развития, несформированностью адекватных способов межличностных взаимоотношений, достаточно сложно. И это приходится делать одному педагогу или воспитателю в процессе проведения занятия. Поэтому необходимо рассмотреть проблемы полоролевого воспитания в контексте комплексного подхода к коррекции и развитию личности подростка. В чем же заключаются основные требования к проведению занятий по полоролевому воспитанию? Прежде всего, необходимо тщательно выбирать тематику занятий и конкретно определять их цели. Тематика занятий, в ходе которых возможно решение половозрастных задач, может быть очень простой, приближенной к режимным моментам. Скорее, именно тематика повседневной жизни позволяет наиболее успешно решать данную задачу. Но первых, педагогу надо четко представлять, какую модель поведения ребята должны усвоить. По вторых, надо определить, какие навыки поведения, межличностного общения, взаимодействия, подлежат усвоению. Педагог четко должен понимать, что, например, при проведении уборки ребенок не просто формирует трудовые умения, но и усваивает определенные тендерные схемы поведения. При планировании занятия, педагог определяет ведущие роли и какие позиции смогут занять слабые подростки. Воспитатель здесь работает в роли режиссера мини спектакля. Главное никого не исключить из действия. Следующим шагом в технологии разработки занятия является определение его структуры. Типовое занятие включает в себя три этапа: вводный, основной и заключительный. Каждый из этих этапов решает свою дидактическую задачу, соподчиненную общей цели занятия. Логика построения занятия, его эффективность во многом зависит от преемственности этапов. Под этим понимается последовательность в отработке навыков и умений поведения в ходе каждого этапа. Логика заключается в том, чтобы на каждом предыдущем этапе отрабатывались те навыки и умения, которые будут востребованы на последующем. Важным моментом в планировании занятий является отбор методов и приемов его проведения. При проведении занятий, связанных с проблемой полового воспитания, воспитателю необходимо использовать и словесные, и наглядные, и практические методы. Практика проведения таких занятий свидетельствует об эффективности использования группы наглядных методов: иллюстративной наглядности, натуральной наглядности (мимика, жесты, действия подростков, взрослых), а также практических методов: игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, решения поведенческих ситуаций и пр. Бесспорно, что для подготовки таких занятий воспитателю потребуется помощь, и психолога, и логопеда, и медицинского персонала. Такая комплексная поддержка будет необходима на первых этапах проведения занятий по полоролевому воспитанию. Систематическое проведение занятий отрабатывает у воспитателя технологию их проведения. И еще об одном моменте, который необходимо учитывать при подготовке к занятиям. Речь идет об оценке отношения подростков к проигранным ролям, к выполняемым заданиям. Оценка взрослого, характеризующая свойства личности, проявленные в ходе игры (внимательность, сосредоточенность, старание, заинтересованность, дружелюбность и др.), опора на положительные свойства личности («часто не получалось, но я думаю, что это...», «был не всегда…., по это, наверное, в последний раз» и т.п.) - это стимул в развитии мотивации коммуникабельности несовершеннолетнего. |
Программа курса «Эндокринные аспекты репродуктивного Здоровья» Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии В. В. Пасечника, составленной на основе федерального... | Пояснительная записка Данная программа нацелена на реализацию федерального... Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы начального общего образования по технологии Н. И. Роговцевой,... | ||
Рабочая программа по «Технологии», направление «Технология ведения... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа элективного курса «Азбука здоровья» составлена на основе программы Лопуги Е. В. «Культура здоровья» М., 2006г | ||
Организация медицинской помощи населению на основе государственных минимальных Республики Беларусь, признания государством и обществом здоровья граждан как высшей ценности, современных достижений медицинской... | Урока математики Математика. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по математике, Федерального государственного образовательного... | ||
Урока математики Математика. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по математике, Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа по технологии 5 класс составлена на основе сборника... Рабочая программа по технологии 5 класс составлена на основе сборника «Программы начального и основного общего образования. Технология»;... | ||
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,... | Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного... Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | ||
Рабочая программа по технологии для 11 класса составлена на основе... Программа предназначена для изучения технологии в 11 классе средней общеобразовательной школы | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 9 класса общеобразвательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин,... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии Развернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы по технологии, на основе программы Н. А. Цирулик... | Информированное добровольное согласие на проведение стоматологического вмешательства «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» даю согласие на проведение стоматологического вмешательства осуществляемого... | ||
Восстановление репродуктивного здоровья у больных с наружным генитальным эндометриозом Работа выполнена в гоу впо «Московский Государственный Медико- стоматологический университет Росздрава» | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 8 класса общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С.... |