Скачать 100 Kb.
|
Организация самостоятельной деятельности детей в специально созданной развивающей среде И.А.Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» Жан Жак Руссо «Помоги мне сделать самому» М. Монтессори Реализация образовательных областей (содержания образования), определенных ФГТ, обеспечивается развивающей средой, в создании которой максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Так самостоятельная деятельность детей включает в себя:
Также через самостоятельную активность с материалами, использованными взрослыми на занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжает совершенствовать способности и умения» основы которых закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем познавательной деятельности. Процесс изучения материала проходит естественно - ребенок просто живет в среде, насквозь пропитанной этой наукой. Наряду с математикой, малышу необходима и зона языкового развития, столь важная для любого, сколь-нибудь мало интеллектуально развитого человека. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя их контуры пальчиком и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. На последующем этапе развития у ребенка должна формироваться целостная картина мира, а эту задачу решает зона космического воспитания, где ребенок узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин. Такую деятельность в технологии Марии Монтессори называют «свободной работой». Термин «работа» вызывает множество споров. Сама Мария Монтессори замечала, что есть существенное и глубокое различие в работе взрослого и ребенка. У ребёнка нет внешней цели, его работа как деятельность направлена на построение собственной личности. В этом смысле она может быть названа игрой. С другой стороны, у каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с материалом, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь. Например, красные и счётные штанги можно использовать как гимнастические палки или рапиры, но они предназначены для освоения сенсорных эталонов (длина) и взрослый, видя интерес, пробудившийся у ребенка к тем или иным материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Это одна из его задач. Другая, но не менее важная задача – показать (представить его) так, чтобы ребенок захотел работать с материалом самостоятельно. У нормального ребенка есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать и которое российский психолог Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок (презентация), толчок к самостоятельному исследованию, к деятельности, которая «строит» психику малыша. Функция педагога - создать среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного. У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Дети в Монтессори группах не только самостоятельны, но и свободны. Они перемещаются по групповой комнате, как хотят, берут с полок любой материал. При этом, никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в период адаптации. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, он открывается путь к внутренней дисциплине: упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал и через специальные уроки осваивает нормы человеческого поведения. Монтессори определила свободу как естественно развивающуюся внутреннюю способность выбирать наилучшее для себя и для других. Здесь речь не идет о вседозволенности, анархии, нарушении социальных норм. Скорее разговор о свободе от собственной беспомощности как в действиях, так и в мыслях. Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее, коренным образом отличает организацию учебного процесса в Монтессори - группах от традиционных классно-урочных и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью Монтессори-технологии. Отсюда девиз образования по Монтессори "Помоги мне сделать это самому". "Я сам! " - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек. В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров, осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению. Но никакая свобода невозможна без дисциплины, которая, однако, не является синонимом послушанию, а понимается, как способность действовать, исходя одновременно из собственных и общественных интересов. Поэтому жизнь группы регламентируется рядом простых, обоснованных правил. Вы наверняка обратили внимание на то, что в каждой группе есть свои правила. Мы выводим правила вместе с детьми. Правила выражены в понятной и позитивной форме. Новые дети узнают их постепенно. Воспитатель акцентирует на них внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Со временем правила так органично входят в жизнь группы, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Дети с большой охотой учатся друг у друга. Дети начинают понимать, что правила - это то, что помогает нам жить дружно. Так формируется конкретное правило: рабочий коврик – это суверенное личное пространство. Все что находится на нем - это моя личная собственность, которую никому нельзя трогать. Можно подойти и посмотреть, но надо спросить разрешения у того, кто работает. И педагог, подходя к коврику ребенка, спрашивает разрешения: « Могу ли я тебе помочь?» Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда ребенок пробегает по чужому коврику, когда там работает другой ребенок, я подзываю его к себе и спрашиваю: «Если бы ты работал на коврике, и кто-то пробежал по нему, а еще хуже разрушил твою работу, тебе было бы приятно?» Ребенок соглашается с тем, что приятного в этом мало. «Ну, тогда давай постараемся не делать другим того, что тебе самому не понравится» Эти правила - для всех кто приходит в группу: детей, родителей, посетителей, а главное - для воспитателей. Их немного, так как дети просто не в состоянии будут их запомнить, но именно они позволяют детям и взрослым действовать в этом образовательном пространстве максимально эффективно и гармонично общаться друг с другом. Это вторая причина, по которой в группе, где дети, казалось бы, предоставлены сами себе, не возникают беспорядок и хаос. Очень важно, что в Монтессори-группах уделяется серьезное внимание социальным аспектам отношений, конфликты решаются дипломатическим путем, позволяя ребёнку подготовиться к взрослой жизни. Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград. В педагогике Монтессори принято поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два часа назад. Итак, ребенок, приходящий на занятия в группу Монтессори, оказывается в специально организованной образовательной среде и стремится сам во всем разобраться, он нуждается лишь в небольшой помощи и направлении со стороны взрослых (родителей и педагога), которые наблюдают естественное развитие ребенка, лишь косвенно и ненавязчиво направляя его, когда это необходимо. Свободная и самостоятельная деятельность невозможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим. Монтессори называла это "поляризацией внимания". Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» - следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению - поляризации. Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого, воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности. Монтессори заметила также, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не так утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога. «Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей»", - писала М. Монтессори. - В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы». В Монтессори-методе нет понятия «плохой ребенок» – «хороший ребенок». Мы можем только сказать – становится ребенок дисциплинированным или нет. Процесс, о котором мы говорим, как о становлении дисциплины – рост ребенка через концентрацию. Процесс становления дисциплины – процесс поляризации внутренних сил ребенка и его внутреннего формирования. Нормализованный ребенок - интеллектуально продвинутый, научившийся быть в гармонии с окружающим миром, предпочитающий дисциплинированную работу безделью. Нормализация – это цель, но это и процесс. Монтессори характеризовала его как «переход от хаотичного состояния ребенка к нормальному. Переход может быть достаточно быстрым, временами мгновенный. Однако такой переход никогда не происходит без увлечения ребенка работой и процесса концентрации. Особенно в этом переходе можно отметить состояние психологической комфортности, возврат к тому, что является нормальным. Мы видим, что ключ к такому состоянию ребенка лежит в работе, которая помогает ребенку реализовать все его потребности. Попадая в среду Монтессори, ребёнок каждый день стоит перед выбором, чем бы ему заняться, на каком предмете сосредоточить своё внимание. И он чаще бессознательно выбирает то, что продвигает его в естественном развитии. Было бы неточным назвать занятие ребёнка с дидактическим материалом игрой. А ведь этому он отдаёт теперь большую часть времени, проведенного в Монтессори-группе. Скорее всего, он выполняет серьёзную, содержательную работу, выбранную им самим. Он действует при этом абсолютно самостоятельно, в собственном темпе и занимается столько времени, сколько ему хочется. То есть он свободен. Но не той свободой, синоним которой вседозволенность, отсутствие границ. Речь идёт о свободе целенаправленной деятельности и познания. Есть ли ограничения этой свободе? Есть. И главное из них носит социальный оттенок. Ребёнок, как и любой другой человек, не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям, другим детям в группе. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия направлены к определённым целям и сопровождаются внутренней концентрацией. М. Монтессори называла это состояние ребёнка нормализацией. Следует сказать, что педагог занимает особое место в Монтессори-технологии. Его задача помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с помощью дидактических материалов. Образно говоря, воспитатель находится рядом с ребёнком, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью. Когда мы говорим, что педагог имеет уникальную возможность наблюдать свободного ребёнка, то имеем в виду, что условия для его «освобождения» мы уже создали и сделали первые презентации окружающих его предметов. То есть в конце адаптационного периода мы наблюдаем нормализованного, а потому свободного ребёнка. И именно он формирует наше отношение к самим себе как к профессионалам, лишённым отныне многих прежних предрассудков. Процесс этот педагоги отслеживают путём систематических наблюдений, фиксируют результаты в картах достижений или в индивидуальных картах развития. Подробно о методе наблюдения вам расскажет мой коллега. Я же хочу завершить своё выступление словами Дипак Чопра: "Существует два вида стойкого наследия, которое мы можем надеяться передать своим детям: один - это корни, второй - крылья". |
Урок окружающего мира, 3 класс Дунаева Светлана Александровна учитель... Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова | ||
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу Ученики преобретают умение видеть прекрасное и любоваться им,различать,понимать,чувствовать и оценивать художественные | Урок №1. Биология наука о живой природе "Нет ничего более изобретательного,... Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Овсянкина Л. В. – воспитатель по изобразительной деятельности высшей квалификационной категории | Кривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | ||
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ревнивцева О. Н., участник энциклопедии «Лучшие люди России» 2011, победитель Всероссийского интернет конкурса «Мастер презентаций»,... | ||
Явно вызывающее название книги, конечно, может задеть вас. Но нового... Но в чем именно эта избранность? Кто избрал народ Израиля? Если народ выбран Творцом, то в чем виноват народ? Почему Творец избрал... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила и провела Богданова Елена Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории гбдоу д\с №20 Выборгского района | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сарварова Исламия Вагизовна, 1952 года рождения,образование высшее, воспитатель высшей квалификационной категории | «Легко ли быть молодым учителем». Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | План по самообразованию учителя истории и обществознания Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |