И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим»





НазваниеИ. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим»
Дата публикации01.08.2014
Размер100 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Организация самостоятельной деятельности детей в специально созданной развивающей среде
И.А.Казаринова

Воспитатель высшей квалификационной категории
«У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим»

Жан Жак Руссо
«Помоги мне сделать самому»

М. Монтессори
Реализация образовательных областей (содержания образования), определенных ФГТ, обеспечивается развивающей средой, в создании которой максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии.

В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Так самостоятельная деятельность детей включает в себя:

  • свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

  • организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Также через самостоятельную активность с материалами, использованными взрослыми на занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжает совершенствовать способности и умения» основы которых закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем познавательной деятельности.

Процесс изучения материала проходит естественно - ребенок просто живет в среде, насквозь пропитанной этой наукой. Наряду с математикой, малышу необходима и зона языкового развития, столь важная для любого, сколь-нибудь мало интеллектуально развитого человека. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя их контуры пальчиком и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. На последующем этапе развития у ребенка должна формироваться целостная картина мира, а эту задачу решает зона космического воспитания, где ребенок узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин. Такую деятельность в технологии Марии Монтессори называют «свободной работой».

Термин «работа» вызывает множество споров. Сама Мария Монтессори замечала, что есть существенное и глубокое различие в работе взрослого и ребенка. У ребёнка нет внешней цели, его работа как деятельность направлена на построение собственной личности. В этом смысле она может быть названа игрой. С другой стороны, у каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с материалом, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь. Например, красные и счётные штанги можно использовать как гимнастические палки или рапиры, но они предназначены для освоения сенсорных эталонов (длина) и взрослый, видя интерес, пробудившийся у ребенка к тем или иным материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Это одна из его задач.

Другая, но не менее важная задача – показать (представить его) так, чтобы ребенок захотел работать с материалом самостоятельно. У нормального ребенка есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать и которое российский психолог Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок (презентация), толчок к самостоятельному исследованию, к деятельности, которая «строит» психику малыша.

Функция педагога - создать среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.

Дети в Монтессори группах не только самостоятельны, но и свободны. Они перемещаются по групповой комнате, как хотят, берут с полок любой материал. При этом, никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в период адаптации. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, он открывается путь к внутренней дисциплине: упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал и через специальные уроки осваивает нормы человеческого поведения.

Монтессори определила свободу как естественно развивающуюся внутреннюю способность выбирать наилучшее для себя и для других. Здесь речь не идет о вседозволенности, анархии, нарушении социальных норм. Скорее разговор о свободе от собственной беспомощности как в действиях, так и в мыслях. Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других.

Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее, коренным образом отличает организацию учебного процесса в Монтессори - группах от традиционных классно-урочных и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью Монтессори-технологии. Отсюда девиз образования по Монтессори "Помоги мне сделать это самому". "Я сам! " - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров, осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

Но никакая свобода невозможна без дисциплины, которая, однако, не является синонимом послушанию, а понимается, как способность действовать, исходя одновременно из собственных и общественных интересов. Поэтому жизнь группы регламентируется рядом простых, обоснованных правил.

Вы наверняка обратили внимание на то, что в каждой группе есть свои правила. Мы выводим правила вместе с детьми. Правила выражены в понятной и позитивной форме. Новые дети узнают их постепенно. Воспитатель акцентирует на них внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Со временем правила так органично входят в жизнь группы, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Дети с большой охотой учатся друг у друга. Дети начинают понимать, что правила - это то, что помогает нам жить дружно. Так формируется конкретное правило: рабочий коврик – это суверенное личное пространство. Все что находится на нем - это моя личная собственность, которую никому нельзя трогать. Можно подойти и посмотреть, но надо спросить разрешения у того, кто работает. И педагог, подходя к коврику ребенка, спрашивает разрешения: « Могу ли я тебе помочь?» Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда ребенок пробегает по чужому коврику, когда там работает другой ребенок, я подзываю его к себе и спрашиваю: «Если бы ты работал на коврике, и кто-то пробежал по нему, а еще хуже разрушил твою работу, тебе было бы приятно?» Ребенок соглашается с тем, что приятного в этом мало. «Ну, тогда давай постараемся не делать другим того, что тебе самому не понравится»

Эти правила - для всех кто приходит в группу: детей, родителей, посетителей, а главное - для воспитателей. Их немного, так как дети просто не в состоянии будут их запомнить, но именно они позволяют детям и взрослым действовать в этом образовательном пространстве максимально эффективно и гармонично общаться друг с другом. Это вторая причина, по которой в группе, где дети, казалось бы, предоставлены сами себе, не возникают беспорядок и хаос. Очень важно, что в Монтессори-группах уделяется серьезное внимание социальным аспектам отношений, конфликты решаются дипломатическим путем, позволяя ребёнку подготовиться к взрослой жизни.

Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград. В педагогике Монтессори принято поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два часа назад.

Итак, ребенок, приходящий на занятия в группу Монтессори, оказывается в специально организованной образовательной среде и стремится сам во всем разобраться, он нуждается лишь в небольшой помощи и направлении со стороны взрослых (родителей и педагога), которые наблюдают естественное развитие ребенка, лишь косвенно и ненавязчиво направляя его, когда это необходимо.

Свободная и самостоятельная деятельность невозможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим. Монтессори называла это "поляризацией внимания". Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» - следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению - поляризации. Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого, воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

Монтессори заметила также, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не так утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога. «Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей»", - писала М. Монтессори. - В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы».

В Монтессори-методе нет понятия «плохой ребенок» – «хороший ребенок». Мы можем только сказать – становится ребенок дисциплинированным или нет. Процесс, о котором мы говорим, как о становлении дисциплины – рост ребенка через концентрацию. Процесс становления дисциплины – процесс поляризации внутренних сил ребенка и его внутреннего формирования. Нормализованный ребенок - интеллектуально продвинутый, научившийся быть в гармонии с окружающим миром, предпочитающий дисциплинированную работу безделью.

Нормализация – это цель, но это и процесс. Монтессори характеризовала его как «переход от хаотичного состояния ребенка к нормальному. Переход может быть достаточно быстрым, временами мгновенный. Однако такой переход никогда не происходит без увлечения ребенка работой и процесса концентрации. Особенно в этом переходе можно отметить состояние психологической комфортности, возврат к тому, что является нормальным. Мы видим, что ключ к такому состоянию ребенка лежит в работе, которая помогает ребенку реализовать все его потребности.

Попадая в среду Монтессори, ребёнок каждый день стоит перед выбором, чем бы ему заняться, на каком предмете сосредоточить своё внимание. И он чаще бессознательно выбирает то, что продвигает его в естественном развитии.

Было бы неточным назвать занятие ребёнка с дидактическим материалом игрой. А ведь этому он отдаёт теперь большую часть времени, проведенного в Монтессори-группе. Скорее всего, он выполняет серьёзную, содержательную работу, выбранную им самим. Он действует при этом абсолютно самостоятельно, в собственном темпе и занимается столько времени, сколько ему хочется. То есть он свободен. Но не той свободой, синоним которой вседозволенность, отсутствие границ. Речь идёт о свободе целенаправленной деятельности и познания.

Есть ли ограничения этой свободе? Есть. И главное из них носит социальный оттенок. Ребёнок, как и любой другой человек, не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям, другим детям в группе. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия направлены к определённым целям и сопровождаются внутренней концентрацией. М. Монтессори называла это состояние ребёнка нормализацией.

Следует сказать, что педагог занимает особое место в Монтессори-технологии. Его задача помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с помощью дидактических материалов. Образно говоря, воспитатель находится рядом с ребёнком, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Когда мы говорим, что педагог имеет уникальную возможность наблюдать свободного ребёнка, то имеем в виду, что условия для его «освобождения» мы уже создали и сделали первые презентации окружающих его предметов. То есть в конце адаптационного периода мы наблюдаем нормализованного, а потому свободного ребёнка. И именно он формирует наше отношение к самим себе как к профессионалам, лишённым отныне многих прежних предрассудков.

Процесс этот педагоги отслеживают путём систематических наблюдений, фиксируют результаты в картах достижений или в индивидуальных картах развития. Подробно о методе наблюдения вам расскажет мой коллега.

Я же хочу завершить своё выступление словами Дипак Чопра: "Существует два вида стойкого наследия, которое мы можем надеяться передать своим детям: один - это корни, второй - крылья".



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconУрок окружающего мира, 3 класс Дунаева Светлана Александровна учитель...
Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconЗадача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу
Ученики преобретают умение видеть прекрасное и любоваться им,различать,понимать,чувствовать и оценивать художественные
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconУрок №1. Биология наука о живой природе "Нет ничего более изобретательного,...
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие растений. Органы цветковых растений – общий обзор
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Овсянкина Л. В. – воспитатель по изобразительной деятельности высшей квалификационной категории
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ревнивцева О. Н., участник энциклопедии «Лучшие люди России» 2011, победитель Всероссийского интернет конкурса «Мастер презентаций»,...
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconЯвно вызывающее название книги, конечно, может задеть вас. Но нового...
Но в чем именно эта избранность? Кто избрал народ Израиля? Если народ выбран Творцом, то в чем виноват народ? Почему Творец избрал...
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила и провела Богданова Елена Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории гбдоу д\с №20 Выборгского района
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сарварова Исламия Вагизовна, 1952 года рождения,образование высшее, воспитатель высшей квалификационной категории
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» icon«Легко ли быть молодым учителем».
Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем...
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПлан по самообразованию учителя истории и обществознания
Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем...
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
И. А. Казаринова Воспитатель высшей квалификационной категории «У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего неразумнее, чем пытаться подменить это его умение нашим» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск