Приложение №14. Урок ОБЖ в 5 классе.
КЛАССНЫЙ ЧАС в 5 классе
Кардашова Г.П.
Тема: Город как источник опасности
Цель: Определить источники опасности для ребёнка в городе и способы борьбы с ними.
Задачи:
Познакомить учащихся с источниками опасности в городе;
Развивать умение общаться со службами, входящими в систему безопасности города;
Воспитывать чувство ответственности за свои действия и поступки.
Оборудование: Схемы, таблицы с указанием номеров телефонов; два телефонных аппарата.
Ход урока:
Оргмомент. Сообщение цели и задач урока.
Беседа учителя с классом: Город таит в себе множество опасностей. Многих неприятностей можно избежать, если быть внимательным и осторожным, знать, куда обратиться за помощью. На уроках в начальной школе, беседах с родителями и учителями вы уже познакомились с правилами поведения на дороге, во время пожара или другого стихийного бедствия. Давайте вместе с вами вспомним, как себя нужно вести на улицах города, чтобы избежать беды.
Давайте внесём основные свои мысли в таблицу:
Источники опасности
| Как избежать опасности
| 1. Пожар
| Не играть со спичками, не оставлять без присмотра включённые электроприборы, не трогать легковоспламеняющиеся жидкости, не разводить костров
| 2. Дорожно-транспортное происшествие
| Соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным и осторожным при переходе улицы, не играть вблизи дорог
| 3. Стройки, заброшенные дома, подвалы, открытые люки
| Играть только на детских площадках, быть осторожными, не посещать опасных для жизни мест, не оставлять без помощи пострадавшего
| 4. Террористические акты
| Действовать по обстановке, слушать советы взрослых, верить, что помощь придёт
| 5. Незнакомые взрослые и подростки, предлагающие или заставляющие делать то, что запрещают родители
| Не вступать в разговоры с незнакомцами, не соглашаться на их уговоры помочь или предложения купить сладости;
Ставить в известность родителей о своём местонахождении, сообщать время возвращения
В случае принудительных действий не стесняться кричать, просить помощи у прохожих и т.д.
|
В каждом городе есть службы, которые придут на помощь, если вы попали в беду:
Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01
Служба охраны правопорядка (милиция) 02
Служба охраны здоровья (скорая помощь) 03
Служба газа 04
Городская аварийная служба 05
Порядок обращения в аварийные службы:
Снять трубку и набрать нужный номер телефона.
Сообщить причину вызова.
Назвать своё имя и фамилию.
Сообщить, куда прибыть (назвать адрес, приметы).
Практикум (учащиеся звонят в различные службы по телефонам-макетам, оценивают действия друг друга). Учитель: Но есть и ещё одна опасность. Исходит она, прежде всего, от людей. Вам предлагают покурить или попробовать спиртное, просят на время одолжить сотовый телефон или деньги, пригласить в квартиру и т.д. Как нужно поступать в этих случаях? (ответы ребят).
Правильно, ребята. Самое главное, нужно научиться говорить твёрдое «Нет, не хочу!», чтобы не попасть под влияние дурной компании. А ещё, не бойтесь говорить о своих проблемах взрослым, они всегда вам помогут. Давайте запишем телефоны нашего школьного психолога, службы доверия, инспектора ОДН. Чаще всего младшим школьникам предлагают попробовать курить. Вам скажут, что это сделает вас взрослее и современнее, а на самом деле – вы нанесёте страшный вред своему здоровью. Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, учёные их насчитали почти 1200! В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.
Цели исследования:
| Курящие школьники
| Некурящие школьники
| 1. Повышенная нервная возбудимость
| 14%
| 1%
| 2. Понижение слуха
| 13%
| 1%
| 3. Ухудшение памяти
| 12%
| 1%
| 4. Отставание в физическом развитии
| 12%
| 2%
| 5.Отставание в умственном развитии
| 18%
| 1%
| 6. Снижение успеваемости в школе
| 18%
| 3%
| 7. Неряшливость, нечистоплотность
| 17%
| 1%
| За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Какова причина этого явления? (педагог выслушивает версии учеников). Это объясняется тем, что некурящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникают ядовитые вещества через сигарету и из окружающего воздуха вместе с выдыхаемым дымом. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное» курение. При первом курении першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту появляется неприятный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться – отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко. Не надейтесь, что вред, наносимый курением твоему здоровью проявит себя только в далёком будущем, а может быть, и вообще минует тебя, – ты ошибаешься. Самое главное – определи настоящую причину того, почему ты решился (решаешься) закурить или выпить пива. Часто причиной этого являются ссоры с родителями или учителями, недомолвки с друзьями или просто плохое настроение… Посмотри внимательно вокруг – курению и пиву можно найти полезную замену! Это и спортивные тренировки, кружки по интересам, можно пойти пообщаться в клубы, сходить в танцевальный кружок, в крайнем случае – подойти к школьному психологу или учителю, чтобы посоветоваться на счёт трудностей в жизни. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно. Помните об этом, научитесь говорить твёрдое «нет» любому искушению. В этом заключается сила характера, в этом залог счастливого и здорового будущего.
Итог урока: Мы с вами говорили сегодня об источниках опасностях, которые нас окружают. Что вы запомнили? О чём задумались? Чему научились?
Домашнее задание: Напишите сочинения на темы: «Мои советы курящим табак, принимающим алкоголь и наркотики», «Я говорю «нет» вредным привычкам».
Материалы переработаны и дополнены
педагогом-психологом Марьинских Натальей Владимировной
и психологом Киреевым Александром Леонидовичем.
|