Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район





НазваниеПриказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район
страница1/22
Дата публикации17.08.2014
Размер2.81 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


ПРИНЯТ «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МОБУ Лицей с. Ургуш протокол № 1 от 31.08.2013 г. ______________С.Н.Патлусова

Приказ №145от 31 августа 2013г.

Коррекционная программа

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с.Ургуш муниципального района

Караидельский район

Республики Башкортостан

2013 г

Задержка психического развития

Задержка психического развития означает отклонения, которые имеет и психолого-педагогические и медицинские аспекты. Это понятие является психолого-педагогическим, хотя в основе его лежат более или менее выраженные нарушения нервно-психического либо соматического здоровья или особенности развития ребенка, которые не позволяют ему справится с требованиями социальной среды и прежде всего в ситуации обучения и адаптации к условиями детского сада или школы. Поэтому выделяется ЗПР по психолого-педагогическому критерию: несоответствию уровня развития психических функций тому уровню, который принят в качестве нормативного для детей того же возраста.

Тщательное психологическое исследование познавательной деятельности такого ребенка показывают его специфические особенности, обусловленные, в первую очередь, снижением развития восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой регуляции, негрубыми недостатками речевого развития и моторной координации, низкой работоспособностью, слабым самоконтролем.

Распространенность ЗПР от 2% до 20% популяции по некоторым данным доходят до 47%.

Изучение детей с ЗПР проводятся начиная 1960-х годов. Большой вклад в изучение причин и формирования ЗПР у детей внесли российские ученые Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская. Г.Е. Сухарева предложила термин «задержка психического развития». В других классификациях больше звучит термин интеллектуальная недостаточность. В основе всех классификаций положен этиопатогенетический принцип.

Наибольшей популярностью пользуется классификация, предложенная К.С.Лебединской.

Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

а) конституционного происхождения;

б) соматогенного происхождения;

в) психогенного происхождения;

г) церебростенического (церебрально-органического) происхождения.

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейро-динамических расстройств.

1. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.

2. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

  • хроническими инфекциями;

  • аллергическими состояниями;

  • врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

  • детскими неврозами;

  • астенией.

Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети -– «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.

Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от состояния их здоровья.

3. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

4. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.

Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным. При неусвоении детьми программы массовой школы и подозрении у них задержки психического развития педагогам ОУ рекомендуется направлять их на ПМП консилиум, а затем на ПМП консультацию и ПМП комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Что же значит:

«Задержка психического развития»?

Дать определение понятию «задержка психического развития» не так просто, как может показаться на первый взгляд. Современные медицинские классификации не содержат такого понятия – ведь речь в данном случае идет не о психическом или неврологическом заболевании ребенка. Говорить о его умственной неполноценности, «отсталости» мы тоже не можем – психологическое исследование показывает, что при помощи взрослого, направляющего и организующего его деятельность, он не блестяще, но все таки способен справиться с большинством предложенных ему заданий. И все же трудности, которые он испытывает, делают невозможным успешное обучение в «общем потоке», нарушают адаптацию к новым школьным условиям и требованиям, не дают почувствовать себя успешным, достойным, заслуживающим признания и уважения взрослых и сверстников.

Термин «задержка психического развития» означает отклонение, которое имеет и психолого-педагогические, и медицинские аспекты. По своей сути это понятие является психолого-педагогическим, хотя в основе его лежат более или менее выраженные нарушения нервно-психического либо соматического здоровья или особенности развития ребенка, которые не позволяют ему справиться с требованиями социальной среды, и прежде всего в ситуации обучения и адаптации к условиям детского сада или школы. Поэтому выделяется задержка психического развития по психолого-педагогическому критерию: несоответствию уровня развития психических функций тому уровню, который принят в качестве нормативного для детей того же возраста.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему эмоциональному и умственному развитию младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование познавательной деятельности такого ребенка показывает его специфические особенности, обусловленные, в первую очередь, снижением уровня развития восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой регуляции, негрубыми недостатками речевого развития и моторной координации, низкой работоспособностью, слабым самоконтролем.

Изучение детей с задержкой психического развития интенсивно проводится в нашей стране начиная с 1960-х годов, и уже тогда специалистами было очевидно, что одна констатация отставания не решит существующей проблемы.

Для того чтобы определить содержание понятия «задержка психического развития», совершим небольшой исторический экскурс.

Отсутствие четко разработанного определения «задержка психического развития» не снижает важности ее выделения среди всех недостатков развития и психоневрологических расстройств, лежащих в основе стойких трудностей в обучении. Скорее, наоборот, понимание недостаточности клинического принципа диагностики для оказания комплексной помощи ребенку с трудностями в обучении требует введения и использования принципа функциональной диагностики. Под функциональным диагнозом при этом понимается «диагноз индивидуальных особенностей заболевания. Функциональный диагноз определяется, с одной стороны, спецификой и выраженностью психоневрологических расстройств, а с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации.

Таким образом, под задержкой психического развития можно понимать функциональный диагноз, который проявляется в несоответствии развития познавательной деятельности ребенка тому уровню, который признан нормативным для детей того же возраста и который позволяет ребенку успешно овладеть общеобразовательной учебной программой в традиционных условиях обучения. Другие дисфункции, сопровождающие это состояние (школьная и социальная дезадаптация), являются в этом случае вторичными, но существенными для судьбы ребенка. Необходимым дополнением к определению «задержка психического развития» является представление о достаточно высоких потенциальных возможностях ребенка и об обратимости определяемого у него отставания от сверстников.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).


Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Рекомендации учителю:

- Как можно внимательно следите за успеваемостью учащегося. После каждой части нового учебного материала проверяйте, понял ли его учащийся.

- Учитывайте то, что учащемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Это относится не только к классу, но и к следующим учебным годам (в первый год интеграции чаще всего возникает меньше проблем, так как имеется небольшое опережение в овладении учебным материалом).

- Посадите учащегося на первый ряд в классе, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание.

- Просите учащихся, которым трудно подолгу сохранять концентрацию внимания, выполнить задания или поручения. Движения увеличивают внимание.

- Как можно больше поддерживайте учащихся. Старайтесь развить в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.

- Разрешайте учащимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Некоторые учащиеся научились на предметах «Учить учиться» определенным стратегиям, которые они иногда записывают. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления.

- Требуйте структурировать действия при делении и умножении чисел. Тренировка таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете учащихся.

- При анализе вопросов используйте цвета.

- При чтении не просите их слишком часто читать вслух.

- Устно повторяйте задания.

Некоторые советы и рекомендации к организации и проведению данной работы.

Во-первых, необходимо сообщить родителям литературу, которую они могут использовать в работе с ребенком.

Во-вторых, необходимо дать советы родителям по организации занятий с детьми.

Эти занятия, как мы уже указывали, должны быть регулярными, носить занимательный характер, их нельзя превращать в дополнительные учебные занятии. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься. Взрослому нельзя навязывать свои желания ребенку.

Важны также условия, в которых проводятся занятия. Некоторые занятия могут проходить во время прогулок, но для формирования ряда психических функций необходима спокойная деловая обстановка, отсутствие отвлекающих факторов. Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрения ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе.

Для того, чтобы ребенок не огорчался при неудачах, необходимы современные и разумные меры помощи. Не рекомендуется сразу показывать ребенку, как нужно выполнять задание, делать работу за него, необходимо регулировать дозу помощи.

Задания должны быть непродолжительными по времени, чтоб не вызвать утомлен В-третьих, необходимо дать советы по содержанию работы. Родителям нужно показать, как лучше пользоваться тем или иным предлагаемым материалом, помочь самостоятельно подобрать для подобрать для занятий материал, аналогичный приводимому в пособии, но с учетом возраста и уровня общего и умственного развития ребенка.

Родители должны понимать, что не всегда обязательно строго следовать предлагаемой в пособии последовательности заданий. У каждого ребенка всегда есть свои особенности и проблемы, которые нужно учитывать. Например, для одних детей ежедневной должна быть работа по формированию внимания, с другими больше нужно работать над обогащением словаря, развитием речи. У некоторых детей наиболее несформированными оказываются пространственные представления, поэтому основной акцент в коррекционной работе нужно сделать на развитие этих качеств.

В то же время нужно посоветовать родителям сделать занятия по возможности

Несколько слов о причинах задержки психического развития

Причины отставания в психическом развитии многообразны. Врача часто спрашивают, является ли то или иное отклонение в развитии ребенка наследственным. Ответить на этот вопрос трудно: и генетические факторы, и особенности воспитания формируют общую картину состояния. Наследственность играет важную роль в определении индивидуальных различий, касающиеся интеллекта, особенностей темперамента, предрасположенности к неврозам и других личностных особенностей. Однако тот или иной тип развития ребенка определяется не только наследственностью. Большую роль играют условия, в которых будет развиваться ребенок, тот объем внимания и заботы, которые он получит, стимуляция развития, поощрение одних и неодобрение других проявлений. Обсуждая причины тех или иных особенностей, правильнее говорить об определенных предпосылках к развитию, об индивидуальном варианте взаимодействия с окружающей средой, которые и приводят в конечном итоге к формированию тех или иных свойств личности.

Замедленное созревание специфических структур мозга, отвечающих за личностное и интеллектуальное развитие, нарушение его инструментальных функций, часто связано с остаточными явлениями повреждения мозга. Чаще всего эти повреждения вызваны различными факторами, действующими во внутриутробном периоде развития плода (заболевания матери, хроническая интоксикация, вызванная профессиональными или экологическими вредностями, алкоголизм или наркомания матери, плацентарная недостаточность, приводящая к нарушению снабжения кислородом и др.), во время родов (кислородная недостаточность и травмы мозга), иммунологической несовместимостью матери и плода (например, конфликт по резус-фактору), а также послеродовыми травмами мозга, мозговыми инфекциями и интоксикациями.

Проявления повреждения мозговых структур зависит от интенсивности поражающего фактора, его обширности и глубины. Большое значение имеет также время поражения. Известно, что ткани и органы, которые в момент воздействия находятся в состоянии развития и являются незрелыми, оказываются наиболее уязвимыми. В результате больше всего страдают те структуры и функциональные системы, которые формируются в данный возрастной период. При этом надо иметь в виду, что детский мозг – это интенсивно развивающаяся динамичная система с высокими компенсаторными возможностями. Для остаточных проявлений поражения мозга характерна тенденция к сглаживанию с течением времени, а богатые возможности развивающегося мозга ребенка позволяют здоровым участкам мозговой ткани частично взять на себя нарушенные функции. Недостаточность той или иной функции может частично, а то и полностью компенсироваться за счет здоровых участков мозговой ткани, которые берут на себя функцию поврежденных структур. После завершения процессов роста и специализации участков мозга такое перемещение функции затруднено. С другой стороны, выраженная недостаточность каких-либо мозговых структур может осложнять развитие и деятельность неповрежденных отделов. Поэтому чем раньше, глобальнее и интенсивнее действует вредоносный фактор, тем больше вероятность нарушения психического развития.

Задерживать созревание мозга могут также обменно-трофические расстройства, ведущие к нарушению питания клеток мозга. Их причины также разнообразны: легкие формы нарушения течения беременности (нарушение питания и режима матери, легкие формы плацентарной недостаточности, многоплодие), хронические расстройства пищеварения, недостаточное или одностороннее питание ребенка, выраженные формы соматических заболеваний, нарушающие обменные процессы в организме. Все эти причины не приводят к грубым структурным нарушениям мозга, а вызывают скорее задержку формирования сложных специфических мозговых систем. Например, такое задержанное созревание мозговых структур лежит в основе инфантильных черт личности при самотогенном инфантилизме.

Большое значение имеет и общее состояние организма: здоровый организм компенсирует многие отклонения, создает хорошие возможности для течения восстановительных процессов. Напротив, болезненность, истощенность будут способствовать проявлениям тех или иных отклонений в развитии.

Важную роль играет социальная среда, которая окружает ребенка. Большое значение имеет стимуляция процессов восприятия, памяти, речи, моторики и т.д. на определенных возрастных этапах, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных систем мозга. В эти периоды развивающиеся системы особенно чувствительны как к стимуляции, так и к ее отсутствию. Известно, что недостаток стимулирующего педагогического воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке формирования и недостаточности этих функций. Так, при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Недостаточные условия для двигательного развития (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для развития крупной и мелкой моторики) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений. В случае, когда ребенок не получает адекватного воспитания, растет в условиях безнадзорности, гипоопеки, у него страдает формирование интеллектуальных склонностей и установок, правильного поведения, чувства долга и ответственности, не формируется учебная мотивация. При воспитании с повышенной опекой, когда ребенка лишают возможности проявить самостоятельность, инициативу, принять ответственность за свои поступки, происходит формирование установки на бездеятельность и постоянную помощь, не развивается способность к волевому усилию. Недостаточная стимуляция познавательной активности, отсутствие интересной и значимой для ребенка информации при педагогической запущенности могут снизить потенциальные возможности дальнейшего обучения, так как не стимулируются созревание и развитие тех структур мозга, которые будут обеспечивать учебно-познавательную деятельность.

Условия обучения, в которые попадает ребенок, также могут осложнить проблемы, касающиеся здоровья ребенка. Неблагоприятные, стрессовые ситуации, неадекватные возможностям «задержанного» ученика требования, невнимание к его особенностям и потребностям «рвут там, где тонко». В таких случаях типичными для детей с задержкой психического развития являются вторичные нарушения, проявляющиеся в школьной и социальной дезадаптации, формировании негативной «Я-концепции», искажении взаимоотношений с окружающим миром. Естественным образом ученик с задержкой психического развития, не получающий специальной помощи, попадает в категорию стойко «неуспевающих».

Медленно и не всегда верно выполняя задание учителя, нарушая школьные требования и правило, он получает больше порицаний, наказаний и отрицательных отметок. Тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой или порицанием, так называемая «ориентация на неуспех» становятся его постоянными спутниками, создают эмоциональный дискомфорт, тормозят усвоение знаний. Получая отрицательные оценки, дети постепенно осознают свое отставание от других учеников. Чувство собственной неполноценности нередко ведет к попыткам самоутверждения в виде различных нарушений поведения, агрессивных проявлений. Неуспеваемость ребенка, отрицательная оценка его стороны взрослых приводит не только к формированию заниженной самооценки у самого ученика, но и к неприятию его сверстниками. Соученики склонны негативно оценивать не только успеваемость, но и личностные качества отстающего, его внешний вид, в классе формируется пренебрежительное отношение к нему.

В младшем школьном возрасте успешность обучения и оценка школьным учителем играют значительную роль в отношении родителей к ребенку. К сожалению, родители далеко не всегда способны понять трудности своего ребенка и помочь ему, более привычными оказываются обвинения в лени, наказания, выговоры. В лучшем случае чувство ущербности усугубляются из-за неприятия родителями школьных неудач своего ребенка, а в худшем – его самого как личности. Результатом оказывается заниженная самооценка, постоянное отрицательное эмоциональное напряжение, которые приводят к снижению эффективности умственной деятельности. Ребенок постепенно перестает справляться с теми задачами, которые до этого были ему доступны. Чувство страха, сопровождающее возникшие трудности, парализует познавательную деятельность, ведет к агрессивным тенденциям, направленным на окружающих или самого себя. Поэтому для ребенка с ЗПР очень важна для обучения психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы.

Биологический» фактор, включающий:

  • Особенности созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем, их недостаточность, незрелость или дисгармоничное развитие, проявляющееся большим набором более или менее четко очерченных синдромов (могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, повреждением плода во время беременности и родов, перенесенными в раннем возрасте травмами мозга, тяжелыми, повреждающими мозг заболеваниями);

  • Соматическое неблагополучие ребенка, снижающие общий и психический тонус, устойчивость к регулярной учебной нагрузке (все виды соматических болезней, выраженных в такой степени, чтобы вызывать обменно-трофические нарушения со стороны головного мозга, невропатия – врожденная недостаточность вегетативной нервной системы);

  • Психические заболевания (так называемые «пограничные» или более выраженные, влияющие на возможность адаптации ребенка к условиям обучения, общению со сверстниками; его поведение и возможные реакции).

Психологический фактор, включающий:

  • Индивидуальные личностные особенности ребенка;

  • Психологическую готовность к систематическому обучению, имеющую эмоциональный, когнитивный и социальный аспекты;

  • Психологические реакции, в том числе защитные; индивидуальный вариант реагирования на неблагоприятную для ребенка ситуацию развития.

Социально-педагогический фактор, включающий:

  • Условия семейного воспитания, взаимоотношений в микросоциуме, окружающем ребенка вне стен школы;

  • Педагогический анамнез, то есть тот путь обучения, который ребенок прошел, и усвоенные им в процессе этого знания, умения и навыки, определяющие уровень подготовленности к дальнейшему обучению.

Все многообразие вариантов задержки психического развития вызвано различными сочетаниями этих факторов, от выраженности которых зависит степень отставания в развитии, тяжесть его проявлений, эффективность лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы с ребенком и прогноз дальнейшего развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconНаименование Программы Образовательная программа среднего общего...
А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПриказ №331-о от «29» августа 2013г. План внеурочной деятельности...
План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» 5-ых классов разработан на основе нормативных документов
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПриказ №139 «30» августа 2012 г. Основная образовательная программа...
Тельная программа является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПриказ №68 от 31 августа 2013 г. Образовательная программа основного...
Образовательная программа мбоу «Чуру- барышевская оош» Апастовского муниципального района рт
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconРабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Приказ мо и нрф от 05. 03. 20004г.№1089), (Приказ мо по РФ от 9 марта 2004 г.№1312);по учебному плану мбоу «Рождественская средняя...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconРешение Педагогического совета муниципального общеобразовательного...
Начальник Управления образования Администрации Урванского муниципального района кбр
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconОбщая характеристика муниципального бюджетного общеобразовательного...
Администрация муниципального образования Собинский район в лице управления образования администрации муниципального образования Собинский...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Улькунды муниципального района Дуванский...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПриказ №163 от 31 августа 2013 года Образовательная программа основного...
«Соснинская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПриказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного...
Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93"
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район icon3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новокинерский лицей» Арского муниципального района Республики Татарстан...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПриказ № от «28» августа 2013 Образовательная программа среднего...

Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сунтарская начальная общеобразовательная школа...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения...
Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconПриказ №483 от «29» августа 2013 г. Годовой календарный учебный график...

Приказ №145 от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с. Ургуш муниципального района Караидельский район iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Учредитель: Муниципальное образование Липецкий муниципальный район. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация Липецкого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск