Скачать 357.38 Kb.
|
Введение Актуальность исследования. Установлено, что большинство современных детей с рождения имеют отклонения в состоянии физического здоровья, а к моменту поступления в школу и в первые месяцы учебы каждый ребёнок испытывает непомерное давление на нервную систему и психику. В этой связи у детей низкого и среднего уровня развития активизируются или возникают вновь неблагоприятные психические состояния, чреватые соматическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении. В существующих учебных программах не учитывается, что способность к адаптационному поведению обуславливается высоким уровнем развития как телесных, так и когнитивных функций ребёнка. В последние годы всё большее значение придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире и результативность любой деятельности. Обучать управлению своим психофизическим состоянием надо начинать с детства. Выяснено, что расслабление помогает одним детям снять напряжение, возбуждение, другим сконцентрировать внимание; развивает телесные ощущения. Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой могут невротизироваться от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. В связи с чем наиболее актуальной представляется психопрофилактическая работа, направленная на максимальное облегчение процесса адаптации к школе, снижения возникающей психоэмоциональной напряженности, предотвращения возможных негативных последствий в поведении и межличностном взаимодействии. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют выявлению учащихся группы риска для предотвращения возникновения или актуализации психической напряженности и тревожности высокого уровня. Полученные данные позволяют оптимизировать психолого-педагогическую деятельность по профилактике этих психических состояний учащихся, что благоприятно отражается на психическом здоровье и развитии, на учебной деятельности и поведении. Методологической основой исследования явились важнейшие положения отечественной науки о социально-биологической природе личности (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я. и др.), об объективно-субъективной детерминации психического развития и поведения человека, личностно-деятельностном подходе к исследованию психики и сознания (Леонтьев А.Н., Платонов К.К., Логинов Б.Ф. и др.), о психических состояниях личности и их влияния на её психическое здоровье и поведение (Буянов М.И., Дубровина И.В., Прихожан А.М. и др.). Цель программы: стабилизация психоэмоционального состояния первоклассников группы риска. Достижение цели обеспечивается решением следующих практико-ориентированных задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Организовать конструктивное взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей со школьным психологом по вопросам профилактики психоэмоционального напряжения у младших школьников. 3.Организовать и провести для педагогов консультации по вопросам эффективной организации процесса обучения с опорой на знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста. 4.Организовать и провести консультации для родителей по вопросам создания благоприятной эмоциональной атмосферы в семье и выбора стиля воспитания, способствующего формированию уверенной в себе личности. 5.Разработать рекомендации по профилактике психоэмоционального напряжения детей младшего школьного возраста. 6.Организовать регулярные занятий психолога с младшими школьниками группы риска, направленные на профилактику психоэмоционального напряжения у детей. Задачи курса:
Результаты апробации. Данная программа прошла апробацию на базе детского дома «Ёлочка» г. Шумерля Чувашской Республики в период с 2004/2005 по 2006/2007 учебный год с 2007/2008 по 2008/2009 учебный год. Мы предоставляем полученные данные в сравнении показателей психоэмоционального напряжения (напряжении тела и тревожности, заниженной самооценки) детей младшего школьного возраста (первоклассники группы риска), воспитывающихся в условиях детского дома и детей, имеющих родителей и воспитывающихся в семье. Для диагностики данных показателей были использованы следующие методики:
Показатели методики «Раскрась свои чувства» в МОУ «НОШ №1»
Показатели методики «Раскрась свои чувства» в детском доме «Ёлочка»
Диагностические срезы, проводимые в ходе реализации программы в детском доме «Ёлочка» г. Шумерля и МОУ «Начальная общеобразовательная школа №1» г. Чебоксары свидетельствуют о том, что:
1. Психическое состояние и его основные характеристики. Психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта. Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. В этом контексте гармоничным называется такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого взрослые, работающие с детьми, должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка. Это прежде всего связано с тем, что у человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берет своё начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми. В медицинской практике этот период называют состоянием дезадаптации. Иногда его характеризуют как преболезненное или как состояние повышенного риска. Внешне психическое состояние может проявляться сильнее или слабее. Некоторые состояния вообще не имеют признаков внешнего проявления. Среди всех психических состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент. Известный ученый В.Н.Мясищев выделял эмоциональные состояния как важную группу эмоциональных явлений: «…область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений – эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения…». В ходе своего развития эмоции человека дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся по психологическим особенностям и закономерностям протекания. По этим характерным признакам получила широкое распространение классификация, выделяющая аффекты, собственно эмоции и чувства; особо отмечаются настроение и состояние эмоциональной напряженности (стресса). Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Понятие «стресс» применяется в разных науках. Психология наполнила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений со средой. Одним из компонентов эмоционального стресса является тревожность, напряженность. В современной психологии тревожность понимается как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Тревожность – состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающую соответствующую реакцию на страх. В целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности. Напряженность психическая – психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий. Сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. В отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. По характеру влияния на эффективность деятельности выделяются: 1) состояние напряженности психической операциональной, в основе которой лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности; оказывает на индивида мобилизующее влияние и способствует сохранению высокого уровня работоспособности»; 2) состояние напряженности психической эмоциональной, развитие которой характеризуется выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности; приводит к снижению эффективности деятельности и к её дезорганизации. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания, а также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность. 2.Основные признаки проявления психоэмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста. В целом эмоциональное самочувствие ребёнка можно считать косвенным индикатором школьной адаптации-дезадаптации. Эмоции не только сопровождают, но регулируют этот процесс. Возрастание тревоги приводит к выраженным изменениям вегетативно-гуморального регулирования, увеличивая вероятность адаптационных нарушений. В то же время, усиление тревоги приводит к включению или повышению интенсивности действия адаптационных механизмов. Благодаря последним происходит модификация поведенческой активности в виде воздействия на среду или ухода из повышающей тревогу ситуации, блокирования тех форм деятельности, которые сопровождаются эмоциональным напряжением. Другой способ уменьшения тревоги – реориентация личности, которая меняет отношение к ситуации при относительном постоянстве среды. В результате уменьшается тревога и восстанавливается психическая адаптация. Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в её содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития. На деятельность дошкольников и младших школьников тревожность оказывает только дезорганизующее влияние, снижая её продуктивность. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций, углубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа). Учитывая, что этот возраст знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), неудивительно, что шести - семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне адаптации к новой роли-школьника. О важности этого процесса говорит хотя бы тот факт, что Всемирной организацией здравоохранения этот период называется периодом «школьного шока». Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники. |
Общая характеристика работы Актуальность исследования Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими... | «Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | ||
Дипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу» Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования | Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке? Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования | ||
Актуальность работы Выбор темы исследования и актуальность работы... «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | Исследования (основные критерии) Актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении | ||
Список используемых источников 43 Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями | Решение проблемы и является целью работы. Объект исследования образовательный... Актуальность данной работы определена одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения... | ||
Реферат по английскому языку ученицы 8 «А» класса Седовой Анны Введение. Цель, задачи, методы, актуальность исследования стр | Общая характеристика работы актуальность исследования Не менее актуальной является проблема, касающаяся стремления женщин-предпринимателей сотрудничать друг с другом | ||
I. общая характеристика работы актуальность темы исследования Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому | Актуальность темы исследования ... | ||
Единоборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств | Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | ||
Гендерный подход в обучении химии студентов первого курса Актуальность исследования определяется необходимостью научных разработок, приближающих процесс обучения к потребностям отдельной... | Тема исследования Актуальность проблемы: в современном хлебопекарном производстве часто используются пищевые добавки для улучшения качества продукции,... |