Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии





НазваниеТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
страница1/6
Дата публикации11.07.2013
Размер0.77 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
  1   2   3   4   5   6
Конспекты лекций

Лекция 1

Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии.

2 часа

План:

1. Психология. Определение

2. Предмет изучения психологии

3. Задачи изучения психологии

4.Психология и другие науки о человеке.

1. Психология — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (от греческого psyche — душа, logos — учение).

Своим названием и первым определением она обязана греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Психею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти различные испытания. За такую сильную любовь, желание быть с возлюбленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бессмертием. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в своих трудах немецкий философ Х. Вольф.

2. Предметом изучения психологии является психика. Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизованной материей подразумевается работа головного мозга.

Психика человека включает в себя различные психические явления, каждое из которых является предметом изучения той или иной отрасли психологии:

Познавательные процессы — явления, которые человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. К познавательным процессам можно отнести следующие:

1. ощущение;

2. восприятие;

3. внимание;

4. память;

5. воображение;

6. мышление;

7. речь.

Мотивационные процессы — явления, которые определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека.

К ним относятся:

1. потребности;

2. мотивы;

3. цели;

4. интересы.

Инструментальная сфера человека — класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. К инструментальной сфере относятся:

1. умения;

2. навыки;

3. привычки;

4. стиль деятельности;

5. темперамент.

Психические свойства и состояния — класс явлений, которые связаны с целостным человеком, его индивидуальными особенностями. Эти интегральные характеристики выражаются во взаимоотношениях человека с миром, регулируют его общение с людьми. К ним относятся:

1. воля;

2. чувства;

3. эмоции;

4. склонности;

5. способности;

6. знания;

7. сознание;

8. личность;

9.  характер.

Также предметом изучения психологии являются поведение человека и общение, а также факторы, которые их детерминируют.

3. Задачи психологии непосредственно связаны с предметом исследования этой науки. К основным задачам современной психологии можно отнести следующие:

1. выявление законов психики;

2. раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные;

3. установление механизмов психической деятельности;

4. изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В последнее время психологическая наука претерпела значительные изменения: появились новые научные направления и дисциплины, изменился понятийный аппарат, появились новые гипотезы и концепции. Центральное место в психологической науке занимает общая психология.

4. Психология связана с целым кругом дисциплин. Она занимает промежуточное положение между философскими естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что объектом изучения этих наук также является человек, однако предмет изучения — разный. С одной стороны, психология интегрирует данные этих наук, с другой — влияет на них, становясь общей моделью знания о человеке.

Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Лекция 2

Тема: Субъективная и объективная реальность. Соотношение субъективной и объективной реальности; структура субъективной реальности.

2 часа

План:

1.Субъективнаям реальность

2. Объективная реальность

3. Структура субъективной реальности

4. Соотношение субъективной и объективной реальности.

1. Субъективная реальность — в советской философии: реальность идеального, то есть содержания мыслительных процессов. Представление о субъективной реальности возникло на основе ленинского определения материи как объективной реальности. Если есть объективная реальность, то логичным ходом стало предположение существование субъективной реальности. Однако в советской философии возник ряд проблем, связанных с существованием субъективной реальности. Так, например, дискуссионным стал вопрос о существовании подобной реальности у животных, внутри кибернетических систем, а также структура субъективной реальности.

2.Объекти́вная реа́льность — существование мира независимо от сознания человека (т. е. субъекта). Понимание мира не с позиции субъекта, то есть реальности окружающего мира вне зависимости от представлений человека о нем, а с позиции того, что все существует вне нашего сознания и того, что отражается им (сознанием).

3.Структура субъективной реальности. СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (СР) — осознаваемые психические состояния индивида, удостоверяющие для него факт его существования. Понятие СР охватывает как отдельные явления и их виды (ощущения, восприятия, чувства, мысли, намерения, желания, волевые усилия и т.д.), так и целостное персональное образование, объединяемое нашим Я, взятом в его относительном тождестве самому себе, а тем самым в единстве его рефлексивных измерений.

4. Соотношение субъективной и объективной реальности;

Если учитывать, что объективная реальность формируется предметами и явлениями объективного мира, существующими независимо от сознания человека, то содержание субъективной реальности представляет собой отражение в сознании человека объективного мира и всецело зависит от психики человека - его интересов, эмоционального состояния, особенностей органов чувств и др. В результате одни и те же предметы и явления разные люди воспринимаю по разному. При этом выделяют два вида отражения: репродуктивное (точное, как на фотопленке) и созидательное (дополняющее отсутствующие особенности объективного мира).

Следует учитывать, что психически нормальному человеку присущи оба вида. Однако в случае некоторого атрофирования созидательного вида, человек ("реалист") видит лишь то, что находится на поверхности предмета или явления. Если же утрачено репродуктивное восприятие (как правило, в результате болезни - психоза), то человек воспринимает объективную реальность лишь как символ и отражение собственного внутреннего мира. Следовательно, содержание отражающегося в сознании человека объективного мира (объективной реальности) всецело зависит от его психики.

Поскольку психика многообразна в своих формах и проявлениях, то в психологической науке в качестве сознательного рассматривается все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. А, следовательно, сознание рассматривается как высший этап эволюции психики человека в результате его общественно-исторического развития, продукт их всестороннего совершенствования в деятельности.

В то же время современная наука признает также наличие и другой формы проявления психики – подсознания (бессознательного). По своей сути это процесс отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. Однако для более глубокого понимания механизмов формирования феноменов сознания и подсознания необходимо уяснить саму природу психики.

Лекция 3

Тема: Психика. Психика и организм.

План:

  1. Психика

  2. Активность психики (души). Психические образы

  3. Поведение и деятельность

  4. Психика и организм. Психика и особенности строения мозга.



  1. Психика — это функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

2.Психический образ — это целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией — регуляция деятельности.

Психические образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Необходимо подчеркнуть, что психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;

  • психическое отражение преломляется через индивидуальность человека;

  • оно носит опережающий характер.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающихся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что, отождествляя психику с нервными процессами, исследователи не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

3.Поведение и деятельность. Виды деятельности.

Деятельность как общественная историческая категория изучается философией, социологией, историей, экономикой, наукой управления.

Объектом психологического изучения является человек как субъект деятельности, поскольку в деятельности формируются психические свойства личности: характер, эмоции, волевые качества, установки, отношения.

Предметом психологического изучения являются индивидуальная или групповая деятельность, исследование ее механизмов, выявление основных мотивов и целей.

Психологический аспект связан с изучением субъективного плана деятельности: мотивов, механизмов целеобразования. Одним из первых отечественных психологов, который стал изучать деятельность, был Л. С. Выготский. Он считал, что деятельность — это инструмент познания психики человека, формирования у него высших психических функций.

Изучение индивидуальной деятельности осуществляется в системе общественных отношений. Развитие видов человеческой деятельности осуществляется в неразрывном единстве с развитием потребностей. Ведущую роль в организации деятельности играет отношение: мотив – цель – способ действий.

Деятельность характеризуется следующими свойствами:

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный “внешнеположенный” по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4. Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

В психологии исследователи в зависимости от классификации выделяют следующие виды деятельности:

1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга и обозначаются понятием “ведущий вид” деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — “деятельность вместе” и опосредствованно-совместную — “деятельность рядом”.

3. Наиболее традиционной является классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: “человек — техника”, “человек — человек”, “человек — природа”, “человек — знак”, “человек — художественный образ”.

4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа.

4.Психика и организм. Психика и особенности строения мозга.

Познать самих себя призывал людей ещё великий Сократ. Но цель эта не достигнута. И менее всего изученным остаётся тот орган человека, без которого не было бы Сократа, науки и что, конечно, самое невероятное, не было бы студентов, изучающих психологию. Речь идёт о человеческом мозге. Конечно, известно о нём уже многое. Но каждое десятилетие специалисты убеждаются, что их знания весьма ограниченны. Мозгом занимаются целые области современной науки, поэтому есть смысл остановиться на тех новых данных, которые имеют наибольшую психологическую значимость.Очень популярны сведения о весе мозга, его строении, знаменитых «извилинах» и тому подобное. На наш взгляд, это самое интересное. Вес мозга колеблется (в норме) от 1100 до 3000 граммов. Что из этого следует для психики – однозначно сказать трудно. В конце концов у европейских кроманьонцев объём черепной коробки достигал 1880 куб.см, а у современного европейца – только 1450 куб.см. Поглупели? Вряд ли для таких выводов есть основания. Мы предлагаем обратиться к действительно сенсационным материалам последних десятилетий, связанным с изучением того, что получило название функциональной асимметрией мозга.Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессором психологии Калифорорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).Первые исследования Р.Сперри были связаны с поиском «следов» памяти. У кошек и обезьян рассекали мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон, соединяющих полушария, - и смотрели, может ли навык, заученный одним полушарием, перейти в другое. Кошке завязывали один глаз и учили её распознавать квадрат. Потом с «необученного» глаза снимали повязку и надевали её на «обученный». Квадрат кошка не узнавала: необученный глаз так и оставался необученным. Зато теперь его можно было научить распознавать круг, и тогда в одном полушарии появлялся один навык, а в другом – другой. Полушария можно было научить двум противоположным навыкам – идеальная модель раздвоения личности!Расщепление мозга (лоботомия – так стала именоваться эта операция) испытали и на людях: перерезка мозолистого тела избавляла больных с тяжёлой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобных операций у пациентов наблюдались признаки раздвоения личности, хотя никто не обучал их полушария и не вторгался ни в одно из них.Конечно, функциональная асимметрия полушарий известна давно: подавляющее большинство человечества делится на правшей и левшей, почти у всех у нас есть ведущий глаз и ведущее ухо, речью ведает либо левое (у правшей), либо правое полушарие. Но чтобы правая рука не знала, что делает левая (а именно это и происходило, если сигналы подавались в одно из полушарий «расщеплённого» мозга), чтобы предмет, опознанный на ощупь одной рукой, человек не узнавал, ощупывая его другой рукой, - это стало сенсацией.Но причём здесь две личности? Разве полушарие, командовавшее правой рукой, вело себя не так, как командовавшее левой? В том то и дело! После того, как были разработаны методы временного разобщения полушарий как у больных, так и у здоровых людей и созданы особые тесты для их исследования, выяснилось, что традиционное деление полушарий на доминантное (скажем, левое у правшей) и субдоминантное безнадёжно устарело, что у каждого из них просто свой круг обязанностей. Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счётом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого – представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющего со словами и речью.Интересный медицинский казус, изученный итальянскими врачами, заставляет предполагать, что мозг даже для восприятия гласных и согласных звуков использует разные механизмы, и, следовательно. Разделение звуков на гласные и согласные – не только фонетическая, но и физиологическая классификация.В одной из больниц Болоньи врачи наблюдали двух больных, у которых левое полушарие мозга пострадало от инсульта. Из-за закупорки кровеносных сосудов отключились какие-то клетки мозга. В результате оба больных испытывали большие затруднения с гласными. Один из них на письме пропускал все гласные, оставляя вместо них свободные места. Например, название своего родного города он писал вместо Bologna – Blgn. Он понимал, что пишет неправильно, но не мог вставить ни одну гласную.Другой больной и на письме (как вручную, так и на машинке), и в устной речи путал одни гласные с другими или переставлял их местами. Например, вместо caro (по итальянски «дорогой») он писал cora.Итальянский психолог Роберто Кубелли предполагает, что при обработке слов в мозгу гласные и согласные попадают как бы в разные «хранилища». У первого больного пострадала способность извлекать гласные из их «ящика», а у второго – способность правильно выбирать их.Английский психолог Джон Маршалл, комментируя открытие итальянцев, писал, что обратный случай «забвение» всех согласных – вряд ли возможен. Ведь ткст, нпсннй бз глснх, вс ж мжн чтть. А вот е е ааы оеео еояе. Добавим, что существовали и существуют языки, в которых нет букв для обозначения гласных звуков, например, древнеегипетский и иврит.Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий, Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело всё это, но забыло.Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдёт у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьётся. Не развивается она и у больных олигофренией, угасает, сглаживается у стариков, перестающих заниматься интенсивной умственной деятельностью. Напротив, когда человек решает задачу, требующую умственных усилий, асимметрия его мозговых биоритмов возрастает. Обследование большой группы операторов показало, что наилучших результатов при выполнении задач добиваются те, у кого функциональная асимметрия выражена наиболее отчётливо.Неслучайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них всё равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и, в первую очередь, человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки: речь, мышление, память, внимание, воображение – всё это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врождённой предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не «только начинается», то уж во всяком случае, продолжается, и конца ей пока не видно.Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно–грамматической логикой, но и интуицией с её пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создаёт физиологическую основу для творчества.Присмотримся к этим собеседникам поближе. Для того, чтобы понять это, нужно понаблюдать за изолированным полушарием. Сделать это, как уже говорилось нетрудно: можно подвергнуть одно из них электрошоку, можно и усыпить. У каждого полушария ест своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснёт, а другое, прежде чем присоединиться к первому, успеет проявить свою сущность.Что же выясняется при таком последовательном усыплении? Давайте усыпим сначала правое полушарие и посмотрим, как будет вести себя левое – не только с интеллектуальной, но и с эмоциональной точки зрения. Посмотреть, оказывается, есть на что: если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбуждён и словоохотлив, его реакции маниакальны, он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос даётся подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при том иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударение не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, учёный – все они перестают творить. Говорят они много, но их монологи (физиологически – действительно монологи!) не более чем «взгляд в нечто».Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остаётся и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в чёрном цвете.Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого – глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, безоглядный оптимизм, сущность правого – «дух отрицанья, дух сомнения». Каждое – образчик эмоционального экстремизма и нетерпимости, каждое норовит воспользоваться ослаблением собрата, чтобы навязать человеку свою волю. Правое сдерживает эйфорию левого, а левое – «демонизм» правого. Но в норме хорошо отрегулированное их содружество приводит только к плодотворным результатам.Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпириях. Конечно, пренебрежение советами правого едва ли опасно для жизни: оно всего–навсего прибавит человеку беспечности и заставит отказаться от творческих планов (иногда, правда, это означает отказаться от самого себя). Зато неумеренная активность правого полушария может не только воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, но и вызвать сомнение в ценности самой жизни. Мало того, что человек не найдёт слов для выражения своих мыслей, но ещё и не увидит вокруг ничего хорошего.Вообще говоря, когда речь идёт об антиподах, впряженных в «одну телегу», не следует ни на минуту забывать об их взаимодействии, о том, как оно им удаётся и ради чего это происходит. Вот тут-то и представляется хороший случай поразмыслить над тем, какой вклад вносит каждое полушарие в общую творческую задачу, как правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «мысль изречённая есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).Если начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария и, если верить Стендалю, и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.

Лекция 4

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconВопросы по подготовке к экзамену (зачету) по учебной дисциплине
Особенности юридической психологии как науки. Объект, предмет категории юридической психологии
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconТемы рефератов Раздел 1 Введение в психологию Тема 1 Психология как...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconВопрос n из перечисленных точек зрения на предмет психологии в большей...
На выполнение задания в форме тестов по курсу «Управленческая психология» отводится 120 минут
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПонятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вопрос Психология как наука. Взаимосвязь психологии с юридическими дисциплинами. История становления науки психологии
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология личности»
Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии icon5. Экономическая теория как наука. Главные вопросы экономики. Предмет,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика как наука, ее объект и предмет. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск