Скачать 476.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Конспект лекций для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 030900.62 Юриспруденция Краснодар 2013 Л Е К Ц И Я 1 «Роль психологических знаний становлении профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел»Вопрос 1. Психология как наука. Взаимосвязь психологии с юридическими дисциплинами. История становления науки психологии. Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика, включающая многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками Их называют психическими свойствами и состояниями личности. В их число включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности. История становления науки психологии. Наука только тогда является наукой, если она имеет свой объект, предмет и задачи исследования. В ходе развития психологического знания менялся и предмет ее исследования. Таблица 1. Основные этапы развития психологии как науки
Вопрос 2.Методы исследования в психологии. Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработке практических рекомендаций. Основными методами в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые не изменяют их сущность. Методы современной психологии Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение как научный метод должен отвечать следующим требованиям: • оно должно быть избирательным, то есть исходить из четко поставленной цели; • оно должно быть плановым и систематическим, то есть строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; должно быть полным, то есть необходимо как можно более подробно фиксировать изучаемое поведение. Метод эксперимента как один из основных методов психологии предназначен для того, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса, С.Л.Рубинштейн выделил четыре основные особенности эксперимента. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых: эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных. Выделяют четыре вида психологического эксперимента. 1. Лабораторный, протекающий в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применение специальной аппаратуры и приборов. 2. Естественный, протекающий в естественных условиях жизнедеятельности человека Идея естественного эксперимента принадлежит известному русскому врачу и психологу А.Ф.Лазурскому (1874 — 1917). 3. Констатирующий, является составной частью психолого-педагогического эксперимента, имеющий целью констатировать наличный уровень развития интересующей экспериментатора сферы психики испытуемого, с тем чтобы впоследствии иметь возможность видеть развивающий эффект. 4. Формирующий эксперимент - это метод исследования психического развития детей в условиях специально-организованного экспериментального педагогического процесса. Формирующий эксперимент является основным методом отечественной педагогической психологии. Тестирование, используется в целях психодиагностики, для распознания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. В педагогической практике используются тесты способностей для дифференциации учащихся по интересам, склонностям и способностям, тесты достижений для оценки уровня овладения учебными знаниями, умениями и навыками, проективные тесты, позволяющие на основе анализа рисунка ребенка определить особенности его личности и характер его отношений с окружающими людьми. Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические особенности их авторов. Графология позволяет на основе характеристики почерка человека устанавливать некоторые его психологические особенности. Опрос как метод современной психологии используется в трех формах. Анкетирование — сбор словесных данных, как правило, в письменной форме, предназначенный для получения информации от большого количества респондентов. Беседа — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым. Интервью — получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер. Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. |